Древний Китай
Китайский народ создал особый тип культуры, отличающий его от культуры других народов. Длительное время живя в изоляции, он создал оригинальную цивилизацию с особым типом взаимоотношений человека и природы, устойчивыми культурными традициями. В древности китайцы называли свою страну Срединным государством, считая ее центром мироздания – единственным цивилизованным миром. У них уже во II тыс. до н. э. существовала иероглическая письменность, был изобретен календарь, не имевший себе равных во всей восточной Азии. В своей основе это был лунный календарь, но учитывал и движение солнца. Он сводил в единый ритм движение светил на небе, годовой круговорот природы и хозяйственную деятельность людей. Он стал своеобразным символом основополагающей идеи китайской цивилизации – органического единства трех начал мироздания: Неба, Земли, Человека. Исключительную роль в истории китайской культуры сыграло Тринадцатикнижие, являвшееся основой обучения и воспитания на протяжении двух тысячелетий, так как содержало сведения по истории, о деянии царей и героев, песни и гимны и многое другое. Оно включало "Книгу истории", "Книгу перемен", "Записки об обрядах" и др. и явилось фундаментом преемственности духовной культуры во всех областях. Особое внимание у китайцев сложилось к природе. Мир в их представлении – это мир абсолютного тождества противоположностей, здесь нет места ни враждебности, ни дисгармонии, существует совершенство. Гармония внутренне присуща природе, поэтому в ней ничего не нужно переделывать. Изначально ей присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи). В основе гармонии общества и природы лежала идея социально-политического порядка, санкционированного Небом. Эта идеяподдерживалась и развивалась в конфуцианстве и даосизме. Возникшее в VI в. до н. э., учение Конфуция за четыре столетия завоевало умы и сердца людей и во II в. до н. э. стало официальной идеологией Китая. Оно оказало глубочайшее влияние на историю, культуру и национальный характер Китая, а также распространилась и в Юго-Восточной Азии (Япония, Корея, Вьетнам). Главное в конфуцианстве – стремление совместить государственность и человечность в духе восточной традиции. Конфуций предлагал распространить принцип отношений в большой семье (клане) на все общество с помощью ритуализированного этикета – ЛИ (ли – благопристойность, этикет). "Сплотить Поднебесную в одну семью"… Отношения государя с подданными должны строиться по принципу "отец-сын", и каждый должен исполнять положенную ему социальную роль с тем же старанием, что и семейные обязанности. Конфуций сформулировал моральный принцип взаимности и распространил его на взаимоотношения народа и государства: "Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут испытывать вражды". Установление порядка в государстве начинается с наведения порядка в собственной душе. Главное средство воспитания – ритуализированный этикет, исполняя который, человек обретает ЖЭНЬ – гуманность, человеколюбие. Основа конфуцианского человеколюбия – семейный долг (основа европейского гуманизма – самоценность человека как личности). В конфуцианстве доминирует этический момент (через ритуализированный этикет – к воспитанию достойного человека, являющегося основой общества и государства), определяющий специфику конфуцианской теории государственного управления. Одновременно появилась и иная ветвь китайской культуры – даосизм. Создатель даосизма Лао-цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем жизни природы ("дао" – путь). Если конфуцианство занято судьбой семьи, общества и государства, то дао обращен к судьбе человека, человеческой жизнь как таковой. Мудрец стремился отказаться от индивидуальности "Я", скованного привязанностью к семье, обществу, себе. "Слава и богатства не имеют подлинной ценности, ибо перед лицом жизни и смерти все вещи одинаковы. Дорожащий такими видами навлекает на себя несчастье, ибо связывает свою жизнь с относительным и преходящим". Слияние с дао осуществляется через недеяние (но не равнозначно пассивной созерцательности). Это слияние с естественным ходом вещей, поэтому нет необходимости в нарочитой активности. Мудрец не противопоставляет себя ситуации, а спокойно влияет на нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных. Когда недеяние достигает совершенства, исчезает страх смерти. Ведь истина человека – в единой жизни космоса. Кто познал это – неуязвим для любой опасности. Во II-III вв. н. э. даосизм распался на неодаосизм (перестал существовать) и религиозный даосизм (сохранился и до наших дней) Даосское ученье давало человеку чувство свободы от деспотизма, но прорыв в свободу заканчивался растворением в другой необходимости – вечном пути мировой жизни. На основе синтеза идей буддизма с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных течений мировой религиозной мысли – чань-буддизм (японский дзэн). Буддизм просуществовал в Китае почти 2 тысячелетия, сильно изменившись. Он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы и др.). В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианство, даосизма и буддизма. Значительны достижения и в области материальной культуры и науки. В Китае было сделано едва ли не половина важнейших изобретений и открытий, на которых сегодня зиждется наша жизнь – компас, мачты, пушки, порох, бумага, шелк. Существенны достижения в математике: десятичные дроби, пустая позиция для обозначения нуля; в VII-X вв. были изобретены механические часы. Высокого уровня развития достигла медицина: иглоукалывание, прижигание, массаж, учение о "жизненной энергии" – ци, лечебная гимнастика "ушу". Китайская культура оказывала воздействие на западную – влияние архитектурных стилей, парковое искусство. Европейских философов привлекло учение Конфуция. Китай и Запад взаимно влияли друг на друга. Запад испытывал воздействие богатого культурного наследия Китая, в свою очередь Китай перенимал передовые научные и технические достижения Запада, его философские и художественные идеи. Все это способствовало укреплению взаимопонимания между культурами.
|