Социокультурная типология групп интересов в России на исходе XX века
С социологической точки зрения важно также, что интерес существует и реализуется в контексте целой системы социокультурных характеристик ГИ и ее членов: потребностей, ценностей, организационной структуры и др. Любая из них может быть взята за основание при типологии ГИ, если этого требует характер решаемой теоретической или прикладной задачи. Для целей нашего исследования исходно значимыми являются ценности группы и социокультурный или социетальный смысл ее интересов. Результаты нашего повторного исследования ценностей доказали, что в массовом сознании россиян устойчиво существуют две альтернативные пары ценностных макропозиций: либеральный гуманизм и властолюбивый эгоизм, рациональный конформизм и предприимчивый нонконформизм [5]. Но вопрос о связи каждой из этих позиций с реальным поведением индивидов и социальных групп остается открытым. Стремясь продвинуться в решении этого вопроса, мы допускаем, что ячейку такой связи как раз и образуют группы интересов. Но при этом приходится понимать интерес не в его непосредственном, повседневном проявлении, а достаточно обобщенно – как заинтересованность в определенном состоянии общества, т.е. имеющий социетальный смысл. Наличие такого интереса у определенных групп индивидов в сочетании с той или иной их ценностной макропозицией можно рассматривать как основание для социокультурной типологии групп интересов. Всматриваясь в совершающиеся в России политико-экономические и, шире, социокультурные процессы, можно с достаточной уверенностью выделить две пары заинтересованностей в одном или другом (альтернативном первому) состоянии нашего общества. Вот эти пары: - заинтересованность в институционализации существующего социального порядка или в обострении социально-политических конфликтов как способе его ослабления и радикального изменения; - заинтересованность в рационализации социальных отношений (как отношений более или менее эквивалентного обмена социальными услугами и вознаграждениями) или в идеологизации этих отношений с помощью разного рода мифов и утопий. О существовании такого рода заинтересованностей не только в России, но и в других странах говорит анализ социологических интерпретаций политических групп интересов, проведенный В.П. Макаренко[1] [6]. Это, с одной стороны, теории социального порядка и конфликта, а с другой – теории социального обмена и идеологической ангажированности. Проведенный анализ служит также аргументом в пользу социологического подхода к исследованию групп интересов. Использование в различных теориях сходных социально-организационных параметров ГИ (табл. 2) представляется продуктивным для разработки инструментария эмпирических исследований. Таблица 2
|