Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Духовная культура. До революции ни один из народов Европейского Севера не имел своей письменности, если не считать особой зырянской письменности




 

До революции ни один из народов Европейского Севера не имел своей письменности, если не считать особой зырянской письменности, созданной в XIV в. Стефаном Пермским, но не получившей распространения и быстро забытой.

 

большое место занимало устное художественное творчество и прикладное искусство.

Широко бытовали эпос, предания, песни, сказки,

особенно богат по содержанию был карело-финский эпос «Калевала».

 

Из прикладного искусства популярны были вышивка, узорное ткачество, резьба по дереву.

 

По вероисповеданию народы Севера были православными,

но у них в той или иной степени сохранялись пережитки дохристианских верований,

особенно у лопарей, которые почитали «оленью хозяйку» и других «хозяев» - покровителей промыслов;

у них же существовал культ священных камней и пережитки шаманизма.

 

Религиозные представления коми были несложны;

они наделяли сверхъестественными свойствами отдельные предметы неодушевленной природы, поклонялись деревьям, а также «кляняхуся зверем».

 

Большое место в культе коми занимала лягушка, которая была, как полагают, посвящена луне. Эти верования, несомненно, тесно связа­ны с древним родовым тотемизмом.

На культ мертвых у коми в XIV в. косвенно указывает известия о том, что у многих из них был кумир «в своем дому».

Эти домашние боги, вероятно, были изображениями предков.

Культ предков - покровителей домашнего очага - свидетельствует о начавшемся процессах разложения патриархальной родовой общины.

Мертвых сжигали в срубах.

 

Находки оружия и других предметов захоронения говорят о вере коми в загробную жизнь.

Кроме того, по представлению коми, всю природу населяли всевозможные духи - «мнози бози, мнози поспешницы, мнози поборницы», которые якобы давали им успех в охоте, рыболовстве и т. д.

Для борьбы против злых духов служили амулеты с изображениями боге и тотемов.

 

К концуXIV в. наметился переход от многобожия к дуализму.

Появился миф о борьбе Ена (начало добра) с Омолем (начало зла в результате которой был создан мир.

Как и у других народов, находившихся на той же ступени развития, сверхъестественные силы воплощались в виде идолов.

Это были по большой части деревянные «болваны истуканные, изваянны издолбленные, вырезом вырезанные».

Общечтимые кумиры хранились в избушках, которые в сочинениях русских монахов именовала «кумирницами».

В культе большую роль играла магия, посредством которой шаманы, «кудесники», «волхвы», «чаротворцы» якобы входили в общение с духами.

 

Влияние шаманов было очень велико; главный противник христианства Пан (Пам) был одновременно и сотником и кудесником, т. соединял в своих руках верховенство в общине и функции шамана - явление, довольно часто встречающееся в родоплеменных общинах.

 

При Советской власти была создана письменность у коми-зырян и коми-пермяков, а также у карел, у которых в основу литературного языка был положен финский язык.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 66. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия