К тому, кто преданно служит Личности Бога, Шри Кришне, знание и свобода от праясы приходят сами собой.
Когда человек отбрасывает гьяна, карма- и вайрагья-праясу и занимается преданным служением, препятствия, чинимые гьяной, кармой, йогой и ваирагьей, не могут столкнуть его вниз. Поэтому в Шримад-Бхагаватам (11.2.42) утверждается: бхактих парешанубхаво вирактир анйатра чаиша трика эка-калах – «Преданность, непосредственное восприятие Верховного Господа и отрешенность от всего мирского – эти три качества одновременно проявляются в том, кто принял прибежище у Высшей Божественной Личности». Когда преданный смиренно и без лукавства повторяет и вспоминает святые имена Кришны, в нем легко пробуждается истинный разум: «Я – духовная частичка, слуга Кришны. Кришна – мой неизменный Господин. Предание лотосоподобным стопам Кришны – это моя вечная природа. Этот мир словно придорожная гостиница, и привязанность в чему бы то ни было здесь не принесет полного счастья». Таков путь к совершенству. Гьяна-праяса, карма-праяса, йога-праяса, мукти-праяса, как и чрезмерные усилия ради мирского счастья, успехов и общения с материалистами – помехи к принятию прибежища святого имени. Они губительны для преданного служения. Праяса ради славы, пратиштхи, - самая отвратительная; большинству людей труднее всего расстаться именно с ней. Потому Санатана Госвами пишет в «Хари-бхакти-виласе»: «Даже тому, кто способен отказаться от всех материальных желаний, очень трудно отбросить желание славы. Оно подобно испражнению и является корнем всех анартх. Поэтому нужно избегать осквернения этим нечистым желанием». Нужно с особым вниманием отнестись к этому наставлению и проводить жизнь в естественных занятиях, благоприятных для преданного служения, повторять вслух и в уме святые имена и помнить о своих отношениях с Господом. Заняв предписанное положение с системе варнашрамы, семейные люди должны заниматься преданным служением, свободным от праясы. Они никогда не впадут в иллюзию, если будут зарабатывать не больше того, что им необходимо для жизни и служения, при этом помня, что поклонение Хари – единственная цель в жизни. Служение Хари быстро станет совершенным, если человек будет поклоняться Ему в любых обстоятельствах: в счастье и горе, в удаче и поражении, во сне и наяву. Отшельник не вправе делать накопления. Аскету предписано поддерживать тело ежедневным сбором подаяния и преданным служением. Он не должен участвовать в предпринимательстве. Занятия бизнесом для брахмачари – проступок. Чем больше в его служении Господу смирения и простоты, тем глубже он сможет понять Кришну Его милостью.
Тат те ‘нукампам сусамикшамано бхунджана эватма-кртам випакам Хрд-ваг-вапубхир видадхан намас те дживета йо мукти-паде са дайа-бхак
|