Бхакти-расамрита-синдху (2.255-256)
Тот, кто ни к чему не привязан, но использует все в служении Кришне, занимает верное положение и полностью отрешается от чувства собственности. С другой стороны тот, кто отвергает все, не видя его связи с Кришной, не так совершенен в своем отречении. Фактически эти два стиха говорят о необходимости изъять атьяхару из своей жизни. Если человек берет что-либо лично для себя – это атьяхара. Если принимать объекты чувств как милость Господа, в количестве, необходимом и полезном для преданного служения, то это не атьяхара, а юкта-вайрагья. Шриман Махапрабху советовал принимать только то, что действительно нужно и приходит без особого труда, не привязываться к приходящему и повторять имя Кришны. Он говорил, что глупо тяжело работать ради чуть более богатой пищи и одежды. Принимайте освященный бхагават-прасад, который легко доступен. Брать больше, чем необходимо, опасно, так как человеком снова может завладеть материализм. С тем же, не следует пренебрегать нуждами тела, так как оно является средством поклонения и должно быть защищено. Так живет преданный. Материалист живет нуждами своего языка, удовлетворяя чувство голода всеми, не важно, дозволенными или нет способами. Смысл наставления «обуздывать побуждения языка и желудка» состоит в том, что язык нужно занимать служением, а не становиться его слугой. Наставление отвергнуть атьяхару – важное правило для садхаки, хотя для каждого ашрама оно будет применяться по-разному. Семейным людям позволительно откладывать средства. Они обязаны зарабатывать на жизнь в соответствии с религиозными принципами и делать сбережения. Заработанные деньги грихастхи должны использовать в служении Господу, преданным, гостям, членам семьи и для личных нужд. Если же семьянин становится скрягой и, забывая о целях жизни, копит средства ради самих средств, ему будет сложно получить милость Господа. Поэтому накапливать сверх меры и зарабатывать слишком много – без сомнения атьяхара. Санньяси, ванапрастха или брахмачари не должны заниматься накопительством. Если он не удовлетворен тем, что Господь посылает ему через других на день, и пытается просить еще, про запас, он повинен в атьяхаре. Пусть и грихастхи, и представители других ашрамов внимательно отнесутся к вышесказанному. оТбросив атьяхару, каждый может обрести милость Кришны, занявшись преданным служением. Праяса Чрезмерные усилия
раяса, чрезмерные усилия или бесполезный труд, мешают развитию преданности, а духовная жизнь – это не что иное, как чистая преданность Верховному Господу. Преданность не может быть определена никакими другими критериями, кроме полного вручения себя на милость лотосоподобных стоп Верховного Господа. Полная преданность и подчиненность – это вечные и неотъемлемые обязанности живых существ, и потому только они являются естественной склонностью и насущной потребностью души. Здесь нет нужды в праясе; но обусловленной душе ее небольшое количество все же необходимо, поскольку поначалу преданное служение дается с усилием. Кроме этой незначительной праясы все остальные виды праясы бесполезны. Праяса бывает двух типов: гьяна-праяса и карма-праяса. Цели гьяна-праясы: кеваладвайта – единство, саюджья – слияние и брахма-нирвана – погружение во Всевышнего. Гьяна-праяса враждебна духовной жизни и далека от постижения Господа. Преданность – это единственный путь к лотосоподобным стопам Господа.
Найам атма правачанена лабхйо на медхаса на бахуна шрутена Йам эваиша врнуте тена лабхйас тасйаиша атма виврнуте танум свам
|