Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пути постижения природы права





 

Существуют три источника постижения природы права: а) рефлексия правосознания; б) освоение философско-правового наследия; в) научное исследование социальной практики.

Реализуя принцип дополнительности можно уяснить сущность права, вскрыв его потенциал, выяснить его социальную значимость. С рефлексией правосознания можно познакомиться, обратившись к учебнику И. Кального «Философия». Симферополь. 2003 г. стр. 231-242.

Что касается исследования социальной практики, то это прерогатива представителей теории права. Этот блок информации можно востребовать через специальную юридическую литературу, раскрывающую специфику отраслевого права.

В рамках философско-правового наследия право рассматривается как социальный институт, осуществляющий различные функции регуляции общественной жизни, а посему изначально претендующий на нормативность, оценку, легитимность, санкции.

Право не только институт регуляции социума, но еще и форма общественного сознания, элемент духовной жизни общества с претензией на свою культуру и свой язык, на свою меру императивности.

Этот аспект права, к сожалению, равен нулю в практике правоведческой деятельности, которая больше апеллирует к конвенционализму, не поднимаясь до освоения предельных (онтологических) оснований права.

Конвенционализм опирается на мнение большинства и конкретную обстановку, предавая забвению или не поднимаясь до понимания, что большинство – это сила, но далеко не всегда истина, а конкретная обстановка носит преходящий характер. Поэтому в условиях практикующегося конвенционализма сплошь и рядом обнаруживаются коллизии между принятыми нормами отраслевого права и их осуществлением уже в иной обстановке.

Отсюда следует необходимость обращения к «философии права» - предметом которой выступает не институт права, а его предельные основания.

Духовная жизнь общества задает смысловой каркас осуществления социальной жизни в различных ее проявлениях: от политической до религиозной, включая эстетическую, этическую, научную, философскую и правовую.

Чтобы уяснить сущность права, осмыслить реальную природу его конкретного осуществления, необходимо выявить: доминанты духовности конкретного народа, определить господствующие идеи, под знаком которых идет развитие всех форм «общественного сознания», в том числе и права, ибо идеи задают смысловую базу мировоззренческой ориентации в том числе и правового сознания.

Доминирующая идея общей культуры адаптируется в субкультурах общества: от политической до религиозной культуры, обретая свою форму. Нас интересуют правовые идеи, как производное идей, заложивших смысл исторических эпох.

Правовая идея задает «дух» права, формирует историческое правовое поле, оформляет правовую парадигму.

Поскольку духовность отечественной культуры складывалась не только в рамках конкретной ойкумены – заселенного пространства с диалогом природных условий и человеческим фактором, но и влияния других культур Востока и Запада, то существует необходимость выявить доминанты духовности правовых культур Китая, Индии, Арабского мира и Западной Европы, а затем определить меру своего и чужого в духовности отечественной правой культуры, диагностировать ее состояние и пути ее совершенствования.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 558. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия