Студопедия — ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО






АНАЛИЗА, КООРДИНАЦИИ В СИСТЕМЕ «ГЛАЗ-РУКА»

Исследователи утверждают, что до 90 % информации воспринимается человеком посредством зрения. Если сравнить два из возможных способов познания мира — с помощью осязания и зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, который приспособлен к тому, чтобы сразу, одномоментно (симуль-танно) воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы. При восприятии же сложных, малознакомых предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному (сукцессивному) опознанию, который характерен для осязания (А. Р. Лурия, 1975).

Вот почему важным для ребенка, поступающего в школу и тут же сталкивающегося с огромным количеством новых, незнакомых прежде предметов и явлений, оказывается высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием деятельности наблюдения, сопоставления и сравнения объектов окружающего мира, формирования о них полных и правильных представлений и понятий.

Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа свойственны далеко не всем первоклассникам. Нередко учитель сталкивается с фрагментарностью, поверхностностью этого процесса, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, отсутствием планомерности, низким уровнем осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированностью навыков выделения деталей и признаков объекта и т. д. Одним из следствий этого может быть, например, забывание начертания редко встречающихся букв и смешение их между собой и ц, ф и щ) или смешение близких по оптическим характеристикам букв, что в значительной мере затрудняет начальное обучение и требует оказания соответствующей помощи.

В целях совершенствования зрительного восприятия и анализа, зрительной памяти учитель может использовать следующие виды коррекционно-развивающих заданий.

• Узнавание учениками реальных предметов и их изображений с последующим называнием.

• Узнавание стилизованных изображений предметов (рис. 5).

Рис. 5. Догадайтесь, какие товары продаются в каждом из отделов

магазина.

• Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов (рис. 6).

Рис. 6. Какие предметы изображены? Назовите их.

• Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр (рис. 7).

Рис. 7. Какие предметы изображены? Назовите их. • Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала (рис. 8).

Рис. 8. Какие буквы и цифры написаны здесь? Назовите их.

• Запоминание последовательности визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда (игры типа «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?» и т.д.).

• Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других (рис. 9).

Рис. 9. Найдите и зачеркните все многоугольники.

• Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях (рис. 10).

Рис. 10. Найдите семь отличий в этих рисунках.

• Расчленение буквенного или цифрового знака на составляющие элементы с последующим анализом.

• Выделение в предметах (их изображениях, геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе (рис. 11).

а) Ю О С Э

б) Н И П

в) Ь Б Я Р

Рис. 11. Чем похожи эти буквы?

• Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям (рис. 12).

Рис. 12. Какие слова спрятались за ширмой?

• Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей (рис. 13).

Рис. 13. Что неправильно нарисовал художник?

• Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков (рис. 14.).

q р ос п ез еэ 5 а n и эе а в нк г 1 э 6 я r а б э е у у 4* 2 s

Рис. 14. Какие буквы и цифры написаны неправильно? Зачеркните их.

• Преобразование фигур, букв или цифр.

• Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта (рис. 15).

Рис. 15. Какие буквы написаны? Сколько их?

• Поиск среди предложенных вариантов или зарисовывание по памяти после кратковременной экспозиции геометрических фигур, символов, знаков и т. д.

Особое внимание педагогу необходимо обратить на выработку у учеников навыков точной и четкой координации в системе «глаз — рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Эти задачи можно решить путем использования специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений внимательно рассматривать объект (предмет, его изображение, знак, символ, схему и т.д.), выделять составляющие его детали и как можно точнее копировать воспринятое (переносить на плоскость листа, воспроизводить в конструктивной поделке).

Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала учитель предлагает задания на копирование образцов, расположенных близко и непосредственно в поле зрения детей, а затем постепенно удаляет и располагает их, например, на классной доске. Находящийся на столе (парте) перед глазами ребенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность и механизмов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и достаточно продолжительное время удерживать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опорой на кинестетический контроль.

Таким образом, любые виды заданий на точное графическое воспроизведение предложенных объектов (рисунков, узоров, схем, знаков или символов), конструирование по заданному образцу (рис. 16—18), включенные в программу коррекционно-развиваю-щей работы, будут очень полезны для учащихся и позволят сфор-

мировать координированность в деятельности зрительного и двигательного анализаторов, столь важную при овладении навыками письма.

Рис. 16. Рассмотрите внимательно фигуры. Перерисуйте их в тетрадь

Рис. 17. Продолжите в тетради узоры по образцу.

Рис. 18. Выложите из цветных палочек точно такой же узор (кр — красный цвет, с — синий, з — зеленый, ж — желтый).

ГЛАВА 4







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 835. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия