Студопедия — Биологическая модель
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Биологическая модель






Автором данного направления является английский ученый биолог и этнолог Дж. Рэлф Оди. В своей статье «Человек - существо одинокое: биологические корни одиночества» он рассказывает, что когда его в 1966 году пригласили участвовать в обсуждении проблемы биологических источников одиночества, он с удивлением обнаружил, как мало литературы об одиночестве вообще, особенно в психиатрическом направлении. Вторым, еще более потрясшим его фактом, оказалось то, что его собственное предположение о том, что он имеет четкие представления об одиночестве, рассыпались в прах, когда он стал готовиться к докладу.

Дж. Рэлф Оди перечисляет некоторые явления, между которыми ему пришлось проводить различия. Среди них добровольное уединение, вынужденная изоляция, собственно одиночество, пребывание наедине с самим собой, ностальгия, остракизм, горе из-за потерянного дома или человека, тоска по дому, тоска по кому-то, скука, замкнутость, аномия, бесцельность существования, непохожесть на других, страсть к перемене мест, некоторые формы депрессии. По его словам, первое прозрение наступило, когда он заглянул в собственную душу. Дж. Рэлф Оди описал несколько случаев переживания одиночества, которые случились в его жизни, и первое различение, которое он сделал: уединение - изоляция - одиночество. Исследователь подчеркивает принципиальное различие этих трех понятий, хотя и не определяет их. Кроме этого, Дж. Рэлф Оди разводит понятия собственно одиночества и осознания того факта, что ты один. В начале своих размышлений об одиночестве, ученый связывал это чувство с пребыванием среди людей, говорящих на одном языке (он много путешествовал по миру), но «живущих в разных мирах». В той же работе он пишет: «...одиночество в основе своей связано не с тем состоянием, когда человек один, а скорее, с его самоустранением, независимо от того, кто окружает человека - люди или природа. Страх, боязнь остракизма или боязнь встретить замкнутое и каменное сердце, когда нужна нежность, несомненно отягчают переживание одиночества».

Рассматривая проблему сенсорной депривации, Дж. Рэлф Оди говорит, что нормальное функционирование и человеческого мозга, и мозга животных зависит от достаточного уровня и разнообразия воздействующих раздражителей, позволяющих находиться в постоянном контакте с реальностью.

В отношении переживания одиночества животными большое значение имеют особенности эволюционного развития видов. Например, львы живут прайдами, обезьяны - стаями, а тигры - одиночки. Более остро одиночество переживается теми видами, которые являются социальными, то есть организация жизни которых предполагает постоянное взаимодействие с себе подобными.

Социокультурное разнообразие животных и людей, безусловно, определяет силу и характер переживания одиночества. В Мексике проживает племя индейцев тара-хумара, небольшие семьи которого проживают на расстоянии полутора десятков километров друг от друга. Образ жизни этих людей предполагает длительные периоды пребывания в одиночестве. Например, шестилетний мальчик может уйти с небольшим рационом пищи на одну-две недели пасти овец. При этом он может не встретить ни одного человека до своего возвращения. В отдаленных районах индейцы тарахумара настолько привыкли к уединенному образу жизни, что теряются, когда приходится вступать в общение. Они настолько застенчивы, что начинают разговор, повернувшись спинами друг к другу Периодически они устраивают небольшие пирушки, и для того, чтобы пригласить соседа пробегают несколько километров до его жилища, затем садятся на краю поля спиной к хозяину и сидят до тех пор, пока тот по какой-либо надобности не подойдет достаточно близко для того, чтобы гость поздоровался. Только при втором приближении хозяин ответит на приветствие, чтобы не смутить гостя и чтобы тот не ушел. Интересно, что по мере налаживания общения индейцев часто одолевают приступы смеха, что, по-видимому, означает радость встречи и взаимопонимание. Легко согласиться с тем, что одиночество для тараху-мара и западного городского жителя - это совершенно разные вещи.

Дж. Рэлф Оди исследовал значимость удовлетворения и фрустрации в общении животных, а также связь этих факторов с размером группы. Он пришел к выводу, что для нормального самочувствия удовлетворение в контактах должно уравновешиваться фрустрацией, а не быть бесконечным. Важным моментом здесь выступают численность группы и размер вольера или территории обитания животных. Последние два фактора неразрывно связаны, но для разных видов имеют очень широкий диапазон значений.

Далее исследователь подчеркивает, что существуют значительные индивидуальные различия в восприятии одиночества как у животных, так и у людей. Однако у человека по сравнению с животными гораздо больше и способов, и причин испытать одиночество, а значит, человеческое одиночество значительно сложнее и разнообразнее вследствие осознания жизненного опыта своего и других людей. Оди убедительно доказывает своими экспериментами, что одиночество человека имеет биологические корни - это главный вывод, к которому пришел исследователь. Кроме того, он дает следующее объяснение силе и сложности человеческого одиночества.

 

1. Развитие человеческого мозга позволило ему вы делить себя из живой системы Земли.

2. Развитие разума дало человеку понимание своей возможности управлять и подчинять себе природу, кото рую он же назвал «окружающей средой», подчеркивая свою уникальность и отдельность.

3. Наряду с перечисленными достижениями, часть мозга, находящаяся в прямом контакте с природой, реали зовалась в большей степени в сознании и практически ут ратила способность поддерживать связь с другими глу бинными частями мозга.

4. Человеческая среда обитания принципиально отлична от животной, природно-естественной. Создал эту среду сам человек - общество, с его устоями, законами, ценностями, структурой и т. д. Парадокс в том, что, со гласно Дж. Оди, при этом не учтены собственно человече ская сущность и собственно человеческие потребности. В результате человеку негде преклонить голову - «...во круг лишь холодные и не вызывающие в душе отклика пространства».







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 615. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия