Студопедия — III.Акустические основы настройки музыкальных инструментов 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

III.Акустические основы настройки музыкальных инструментов 5 страница






Ю. Н. Pare в комментарии к работе Н. А. Гарбузова «Внутризонный интонационный слух и методы его развития» [17] фактически прямо говорит о неприменимости зонной теории к настройке фортепиано: «...„Точность интонационного слуха у профессиональных настройщиков"... не имеет прямого отношения к теории зонной природы звуковысотного слуха...» Кавычками внутри цитаты отмечено название раздела, данного Н. А. Гарбузовым в приложении к шестой главе вышеуказанной работы. И далее комментатор убедительно показывает сущность вопроса о взаимоотношениях зонной теории и практики настройки: «.. следует отметить постоянно встречающееся противоречие между нашим обобщенным понятием о равномерно-темперированном строе, основанным на различных примерах реализации его в каждом конкретном случае настройки инструментов типа фортепиано (статичный, в принципе точечный характер настройки каждого инструмента и вместе с тем — постоянное, неизбежное «варьирование» этого строя в разных инструментах), и живыми, динамичными слуховыми представлениями-предслышаниями, наполненными гибкими ладовыми, ритмическими и иными подобными связями между звуками в музыкальном произведении» [17, 242].

По существу, Ю. Н. Pare говорит здесь о неприменимости звуковысотных зон к настройке каждого конкретного, данного инструмента, имеющего «в принципе точечный характер настройки», а зона появляется только при рассмотрении отклонений у разных инструментов, у разных настройщиков или у одного инструмента, но в разных временных реализациях настройки. В такой трактовке понятие звуковысотнои зоны применимо только как обобщенное философское понятие, абстракция.

Конечно, качество настройки зависит от квалификации настройщика, применяемых технических приемов, умения преодолевать встречающиеся затруднения. Так, крайние басовые струны и крайние дискантовые струны (т. е. самые толстые и самые тонкие) настраивать трудно по многим причинам: к краям звукового диапазона снижается чувствительность человеческого уха к колебаниям таких частот, в басовых струнах слабы основные гармоники и в то же время слышны разные биения между совпадающими гармониками настраиваемых интервалов; в дисканте звучание струн короткое, биения в унисонах и октавах слышны намного хуже, чем они слышны в среднем регистре, частота струны резко зависит от малейших перемещений вирбеля, намного изменяясь при самых незначительных усилиях на настроечном ключе; как правило, часть струн сама по себе имеет биения и их легко спутать с биениями, возникающими при совместном звучании струн унисона или октавы.

По отношению к басовому регистру закономерно поставить вопрос: какие же биения слушает настройщик, например, при настройке октавы? До сих пор говорилось, что в этом интервале сравниваются вторая гармоника нижнего звука и первая гармоника верхнего звука. Но в басовых звуках фортепиано, например, первые гармоники почти полностью отсутствуют или заглушаются более сильными высокими гармониками. Значит, настройщик по необходимости должен вслушиваться в биения, образующиеся между четвертой гармоникой нижнего звука и второй гармоникой верхнего звука октавы. Так как число слышимых гармоник басовых струн доходит до сорока, возможны биения и между другими совпадающими по частоте парами гармоник, например между 6-й и 3-й; 8-й и 4-й; 10-й и 5-й гармониками нижнего и верхнего звуков соответственно. А так как негармоничность обертонов следует нелинейной зависимости от порядковых номеров этих обертонов, то одновременно исключить биения между всеми парами гармоник невозможно. Допустим, исключим биения между 6-й и 3-й гармониками, но биения между 8-й и 4-й и 10-й — 5-й гармониками останутся. Таким образом, возникает неопределенность выбора пары гармоник, биения в которых требуется устранить.

Если добиваться устранения в октаве басового регистра наиболее сильных биений, то тогда пары гармоник с нулевыми биениями каждый раз могут быть разными, поскольку в зависимости от конструкции инструмента и технологии его изготовления номера гармоник с максимальными амплитудами различны: это, очевидно, сказывается на степени расширения октавы при настройке. По мнению Г. Фукса и К. Феннера [18], настройщик просто обеспечивает суммарный минимум биений в звучании октавы, и может оказаться, что ни для одной пары не достигается нулевое биение, поскольку в этом случае могут быть сильно заметными биения в других парах. По нашему мнению, в большинстве октав по звуковому диапазону, начиная от большой октавы вверх, амплитуды первых гармоник существенно больше амплитуд более высоких гармоник. А это значит, что наиболее сильные биения в указанном диапазоне имеет все же первая пара совпадающих гармоник — вторая нижнего тона и первая верхнего. Но для самой нижней октавы точка зрения зарубежных исследователей представляется справедливой.

Правда, есть одно соображение, позволяющее предполагать, что даже при слабости первых гармоник басовых струн настройка идет с их «неслышимым» участием. Из исследований слухового восприятия музыкальных звуков известно, что если в звуке, богатом гармониками, искусственно «удалить» первую гармонику (основной тон), то субъективно высота этого звука не изменится—основной тон «восстановится» как разностный тон в любой паре последовательных гармоник [5]. Таким образом, ухо все же воспринимает основную гармонику и, значит, настройщик может слышать биения в самой нижней паре совпадающих гармоник звуков октавы.

Теперь коснемся влияния метода настройки и контроля на расширение интервалов. Прежде всего остановимся на выборе области темперирования. На схеме 15 видно, что наибольшее приближение к нулевой линии наблюдается в области октавы ля — ля1. Если мы начали бы темперацию с участка, например, фа — фа1 то наибольшее приближение к нулевой линии точной настройки мы получили бы на большую терцию ниже. В зависимости от выбора области темперирования в одном и том же инструменте края диапазона будут настроены с различной степенью отклонения от нулевой линии. Учет этого обстоятельства может оказаться целесообразным при настройке клавишного инструмента, специально подготавливаемого для концертного исполнения каких-либо своеобразных музыкальных произведений.

Cтепень расширения"интервалов при настройке зависит даже от метода их контроля. Предположим, что в качестве контрольного теста используется двойная октава. Настройщик должен устранить биения между четвертой гармоникой нижнего звука и первой гармоникой верхнего звука. Но четвертая гармоника нижнего звука имеет большую негармоничность, чем вторая гармоника звука, лежащего на октаву вверх. Это следует из того, что негармоничность пропорциональна квадрату номера гармоники. Поэтому при настройке двойной октавой верхний звук завышается в большей степени, нежели в том случае, когда тот же звук настраивается по звучанию одной октавы.

Частота звука клавишного, да практически и любого другого музыкального инструмента зависит в незначительной степени от амплитуды колебаний источника звука. Как правило, частота при больших амплитудах колеблющейся струны больше частоты малых колебаний струны. Поэтому настройка с использованием сильных ударов молотка по струне и с контролем биений именно в первоначальный момент времени сразу же после удара объективно ведет к большему расширению интервалов, к большему изгибу кривой настройки к краям диапазона, чем настройка того же самого инструмента слабыми ударами. Готовых правил при выборе силы звуко-извлечения при настройке дать нельзя. Можно лишь рекомендовать придерживаться при настройке одного инструмента либо сильных ударов по клавишам, либо слабых, но ни в коем случае не делать ненужного, непоследовательного изменения силы удара.

При большой негармоничности струн трудно обеспечить точность настройки двойных и тройных октав, если настройка ведется одинарными октавами. Наоборот, устраняя биения в двойных октавах, рискуем услышать биения в одинарных октавах. Существуют инструменты, в которых просто невозможно одновременно получить чистые октавы, чистые двойные и тройные октавы. Настройщику остается какой-то средний путь, чтобы не получить слишком большой фальши в тех или других интервалах. Для подобных инструментов удобнее использовать в настройке слабые удары, чтобы излишне «не растянуть» и без того слишком деформированный строй.

Приступая к настройке незнакомого инструмента, настройщик не знает степени негармоничности обертонов в его звуках. В то же время негармоничность должна учитываться при выборе методов настройки и для этого ее надо предварительно как-то оценить.
Вообще степень негармоничности зависит от габаритов инструмента, его мензуры, и это уже может дать определенные сведения по рассматриваемому вопросу. Но есть и более прямые методы. Так, если настроить тоны ля1, ля2, ля3 и ля4 интервалами в одну октаву и затем прослушать биения в двойных и тройных октавах ля1 — ля3, ля2 — ля4, ля1 —ля4, то чем чаще будут при прочих равных условиях биения в этих октавах, тем большую растянутость настройки имеет данный инструмент.

До сих пор мы рассматривали расширение октав в клавишных инструментах. Существует ли подобное явление в других группах музыкальных инструментов? Согласно известным исследованиям язычковых и смычковых инструментов [15], хорошо настроенные аккордеоны, фисгармонии и язычковые органы имеют частоты нот, приближающиеся к расчетной шкале равномерной темперации; их кривые настроек, типа кривой Рейлсбека для фортепиано, более или менее параллельны горизонтальной оси, а это означает малую степень влияния негармоничности обертонов язычков. Возможно, она не настолько велика по сравнению с негармоничностью струн и практически не проявляется в настройке. Искусственное расширение интервалов, как показали эксперименты, приводит к заметной фальши в аккордах и поэтому нецелесообразно. Таким образом, точная настройка на слух с исключением биений в октавах приводит к прогрессивному завышению в верхах и занижению в низах в клавишном инструменте и к параллельной горизонтальной оси кривой настройки в язычковом инструменте.

В смычковых инструментах нет строгого и полностью фиксированного строя из-за отсутствия разбивки грифа ладовыми пластинками. Здесь настройка определяется чистыми квартами и квинтами, по которым настраиваются струны. Остальные интервалы здесь зависят от исполнителя, то есть строй носит «плавающий» характер. При сольном исполнении скрипач обычно берет чистые интервалы по всему звуковому диапазону, поскольку в музыкальном отношении чистые квинты, кварты и терции предпочтительнее темперированных и их музыканту просто легче исполнить. Правда, чистота интервалов оценивается по отсутствию в них биений, поэтому из-за присущей струнам негармоничности обертонов частоты обертонов первых гармоник в чистых интервалах на скрипке не имеют точно кратных соотношений. В целом при игре соло использование чистых интервалов приводит к расширению строя.

Завышение строя в смычковых инструментах — приблизительно 3 цента на каждую октаву. По величине оно почти такое же, как и в концертных роялях, но следует помнить, что завышение в смычковых инструментах получается на чистых квинтах, а в роялях — на темперированных (с биениями) квинтах. Мы назвали строй скрипки «плавающим» потому, что при ансамблевом исполнении в паре с инструментом, имеющим фиксированный звукоряд, скрипач старается играть в соответствии со строем этого инструмента (например, рояля). В противном случае скрипач рискует услышать недопустимые диссонансы.

В заключение раздела рассмотрим точность настройки инструментов. Точность настройки — это степень взаимного соответствия частот совпадающих гармоник в интервалах музыкального строя. Критерии и показатели точности различны для чистого и равномерно-темперированного строев.

Точность настройки музыкального инструмента может быть характеризована обратной ей величиной — погрешностью настройки, которая, в свою очередь, может быть определена через следующие четыре основных параметра:
1)отклонение общей высоты строя от стандартной высоты, определяемой тоном ля1 с частотой 440 Гц;
2)отклонение частот тонов средней октавы тенорового регистра от расчетных значений (по таблицам равномерно-темперированного и чистого строев). Этот параметр можно сопоставить с равноценным другим параметром — величиной отклонений расчетной частоты биений в квинтах и квартах (в частности, в чистом строе частота биений в квинтах и квартах будет близкой к нулю);
3)отклонение в настройке унисонов;
4)отклонение в настройке октав.

Данные параметры могут использоваться как для характеристики погрешности настройки в равномерно-темперированном, так и в чистом строях. Подчеркнем также, что первый параметр относится только к одному тону, второй — к тонам одной средней октавы тенорового регистра (обычно это ля — ля1 или фа — фа1 для струнных клавишных инструментов, ми 1 — ми2 для язычковых инструментов), третий и четвертый параметры относятся ко всему диапазону инструмента. Люди, дилетантски подходящие к проблеме точности строя и настройки музыкального инструмента, считают, что достаточно измерить лишь отклонения отдельных тонов от расчетных табличных значений (например, шкалы равномерно-темперированных частот), и проблема оценки настройки будет решена. Несостоятельность подобного подхода понятна любому, кто практически музицирует на музыкальном инструменте или настраивает его, кто даст себе труд разобраться в том предмете, о котором он собирается судить.

Мы подчеркнули, что речь идет о четырех основных параметрах погрешности настройки. Можно указать и другие параметры — степень расширения октав, величина завышения дискантов и занижения басов и т. д. Но это все производные параметры от вышеперечисленных и они представляют второстепенные, не первоопределяющие слуховое качество настройки характеристики. Для разных видов инструментов значимость параметров может быть различной. Так, для одноголосных инструментов нельзя измерять настройку унисонов, их там нет. Но зато можно нормировать величину отклонений частоты от шкалы равномерной темперации во всем звуковом диапазоне (пример—духовые инструменты).

Оценим теперь возможную точность установки частоты 440 Гц в случае настройки ее в унисон по камертону. Среднее используемое для настройки время звучания обычного камертона составляет 5— 10 с. Конечно, есть камертоны, имеющие в 2—3 раза большее время звучания (при достаточной громкости). Но есть и плохо сделанные камертоны, быстро затухающие, поэтому с помощью большинства рядовых камертонов можно обнаружить не реже одного биения за 5—10 с. Это означает, что по камертону нельзя настроить точнее, чем ±0,1—0,2 Гц (0,4—0,8 цента). Если бы настройщики реализовали такую высокую, но реально достижимую точность, то не было бы практически заметной разницы в высоте строя разных инструментов. По результатам замеров высоты строя различных оркестровых музыкальных инструментов было обнаружено довольно большое отклонение от стандарта 440 Гц, достигающее нескольких Гц [19]. Особенно большие отклонения наблюдаются у духовых инструментов, меньшие — у клавишных и язычковых.

Каковы причины погрешности установки высоты строя и можно ли в принципе обеспечить точность в ±0,1—0,2 Гц? Во-первых, погрешности настройки заложены в самих эталонах — камертонах, частота колебаний которых может отличаться от стандарта на доли герца и даже герцы. На частоту колебаний камертонов оказывает влияние температура, она может измениться также и в результате небрежного обращения с камертоном. Во-вторых, величина погрешности зависит от чувствительности человеческого уха и тщательности настройки. Все эти причины поддаются учету, их общее влияние на точность можно ограничить несколькими десятыми долями герца, но даже в этом случае бесполезно в музыкальных инструментах добиваться подобной точности, и не столько бесполезно, сколько невозможно эту точность обеспечить. Дело в том, что сами музыкальные инструменты не дают стабильного по частоте звука, если оценивать эту стабильность десятыми долями герца. Частота тонов инструмента зависит от условий возбуждения колебаний источника звука, от температуры и влажности окружающей среды и, наконец, в некоторых случаях от самого музыканта. Во многих музыкальных инструментах изменение частоты связано с изменением амплитуды колебаний источника звука, и следовательно, все, что вызывает изменение амплитуды, можно считать причиной нестабильности частоты.

Так, в клавишных инструментах разница по частоте между звуками, вызванными сильным и слабым ударом по клавише, в среднем регистре достигает 0,3 Гц (1 цент), в язычковых инструментах в зависимости от величины давления воздуха, действующего на язычки, разница достигает 3 Гц (12 центов), но самая большая нестабильность частоты присуща духовым инструментам. Даже при постоянной температуре и влажности инструмента, в зависимости только от условий звукоизвлечения, область нестабильности частоты достигает у гобоя 8 Гц (32—34 цента), у кларнета, саксофона, трубы и валторны — до 11 Гц (40—48 центов), у флейты и фагота до 17 Гц (68—70 центов).

В новом пианино наблюдается и такое явление, когда после настройки отдельные участки струн понижают свою частоту, что вполне понятно и закономерно, но отдельные участки, наоборот, после некоторого времени, примерно после 8—10 дней, повышают частоту. Это относится к относительно менее натянутым толстым теноровым струнам на переходе к басовому регистру. Объяснение здесь достаточно логичное: новые струны подвержены заметным процессам релаксации напряжений, поэтому уменьшение напряжения басовых и дискантовых струн снимает часть давления на резонансную деку, приложенного к крайним участкам деки. Последняя в результате такого ослабления давления снова выгибается вверх и как бы подтягивает, увеличивая частоту, наименее напряженные средние теноровые струны. Эти процессы полезно учитывать настройщику и музыканту при настройке новых инструментов.

С наступлением влажного сезона (весной и осенью) древесина вирбельбанка набирает из воздуха влагу, разбухает и вирбели лучше держат строй. С наступлением сухих периодов древесина вирбельбанка усыхает, трение в гнездах уменьшается и нередко можно слышать в тишине своеобразные «выстрелы», когда из-за ослабления вирбелей струны скачком перескакивают через порожки, то есть смещаются, стремясь выравнять натяжение между рабочей и нерабочими частями. Подобный же эффект возникает и в новом инструменте, в котором еще продолжается релаксация струн, хотя прочность посадки вирбелей сохраняется высокой.

Р. В. Янг проводил исследования влияния изменений влажности воздуха на строй пианино в течение года в г. Сан-Диего (США) [20]. Он отметил, что строй понижается во время сухих периодов года и повышается с наступлением влажных. Высота строя изменяется примерно через неделю после установившегося изменения влажности. С каждым изменением влажности на 10% настройка изменяется на 5 центов (примерно на 1,25 Гц в среднем регистре). Во время больших перепадов влажности (20—70%) строй пианино в течение двух недель менялся на 20—25 центов. Для среднего регистра это составляет 5—6 Гц. Янг установил, что в июне, июле, августе и сентябре строй остается почти стабильным, а в январе, феврале и марте незначительно изменяется.

Процессы деформирования опорных конструкций фортепиано с изменением влажности окружающего воздуха, когда вирбели хорошо держат строй, могут привести к такому интересному явлению. По собственным наблюдениям и по наблюдениям других авторов, клавишный инструмент может самопроизвольно расстроиться с изменением сезона в течение полугода, что вполне логично, и потом также самопроизвольно в течение остального полугодия настроиться.

Изменения строя, вызванные колебаниями влажности, таковы, что при игре в ансамбле с другими инструментами становится заметной взаимная ненастроенность инструментов. Чтобы этого избежать и излишне часто не настраивать клавишный инструмент, целесообразно придерживаться следующих рекомендаций, позволяющих обеспечить изменение настройки не более 8 центов, допускаемых при совместной игре двух музыкальных инструментов. Основная рекомендация: фортепиано необходимо настраивать при перемене времен года, то есть примерно в апреле и ноябре по стандарту. Такая двухразовая настройка будет давать отклонения в высоте от стандарта больше 8 центов, поэтому Р. В. Янг рекомендует производить настройку четыре раза в год. Настройка в декабре держится до апреля, когда влажность повышается. В апреле настройку делают с понижением строя, так как наступившая влажность повышает строй. Эта настройка будет держаться до мая-июня. В этот период настройку можно повторить и следующую сделать в середине сентября. Таким образом, схема настроек, по Р. В. Янгу, такова: первая настройка — ноябрь-декабрь, вторая — апрель, третья — июнь-июль и четвертая — сентябрь. Эту схему следует считать ориентировочной, требующей уточнения применительно к специфике температурно-влажностных условий в месте нахождения фортепиано.

Игровая нагрузка тоже вызывает расстройку клавишного инструмента, и имеются экспериментальные исследования этого вопроса. По данным Е. Либера [21], концертный рояль после игры по полной концертной программе снижает высоту строя примерно на 1,2 цента в среднем, со среднеквадратическим отклонением ± 1,99 цента и с разбросом отклонений от —7 до +6 центов. Несколько удивительным может быть повышение частоты струн после игры на инструменте. Однако не надо забывать о сложности перераспределения напряжений в опорных конструкциях и струнах, когда ослабление натяжения одних струн может вызывать увеличение натяжения других. Последнее наблюдается и после механического обыгрывания инструментов в процессе производства для ускорения релаксации струн. Причем для новых инструментов и положительные и отрицательные отклонения частоты струн могут достигать нескольких десятков центов.

Теперь, после рассмотрения некоторых факторов, вызывающих нестабильность строя музыкальных инструментов, нам ясно, что обеспечить постоянство высоты строя в несколько десятых долей Гц практически невозможно, если, конечно, не требовать невозможного: создать постоянные температурно-влажностные условия эксплуатации инструментов, играть на инструментах только с одной постоянной громкостью, применять одни и те же игровые приемы при возбуждении звуков и т. п.
Клавишные инструменты чаще настраивают с завышением строя, которое может доходить до 1—3 Гц (встречается и большее завышение). Видимо, учитывая влияние влажности окружающей среды, в качестве ориентировочных границ можно рекомендовать точность установки строя фортепиано в пределах ±0,5 Гц. Оговоримся здесь сразу, что введение подобных норм в силу закона потребует нормирования условий испытаний: силы удара по клавише, отрезка звукового сигнала, на котором будет измеряться частота, и т. п.

Для язычковых инструментов точность установки строя должна находиться в пределах ±0,8 Гц, что следует из работ В. X. Майнеля [19] по изучению настройки аккордеонов. Что же касается духовых инструментов, то точность установки высоты их строя намного ниже, чем клавишных и язычковых.

Обратимся теперь к точности настройки унисонов. Если точность установки строя допускает довольно существенные отклонения, то в унисонах фактически получаемые настройщиками отклонения несравненно меньше. Приведем мнение авторитетов по точности настройки унисонов. Так, в своем труде [15] Г. Майнель указывает на высокую точность настройки хоров роялей квалифицированными настройщиками, допускающими отклонения в настройке унисонов не более 0,5 цента. Для области темперирования полцента означают ошибку настройки в 0,12 Гц. Еще большую точность дает американский настройщик Г. Ф. Харкер [22], который считает, что в области ля1 можно слышать одно биение за 15 с, что обеспечивает ошибку настройки унисона всего в 0,066 Гц.

Метод настройки по биениям является не только чрезвычайно чувствительным, он может считаться фактически объективным методом, независимым от какой-либо субъективной оценки интервалов. В среднем регистре клавишные инструменты допускают возможность сопоставления звучания струн в унисонах примерно 10—15 с. За это время возможно прослушать одно биение. Следовательно, получаемая при этом ошибка настройки должна достигать не более 0,1 Гц (или 0,4 цента). Как на практике реализуется эта возможность? Опытный квалифицированный настройщик вполне может обеспечить точность настройки в области темперирования в 0,1 Гц, то есть одно биение за 10 с. Фактически найденные отклонения в унисонах в среднем регистре нормально звучащих фортепиано достигают ±1—2 цента. При большей расстройке унисонов звучание становится неспокойным, неровным, с дрожанием, обусловленным заметными биениями, и не удовлетворяет требованиям музыкантов.

Последнее не относится к дискантам. Самые крайние пять - семь дискантовых тонов иногда целесообразно слегка расстроить с расширением в октавах и в унисонах, когда при точной настройке последние струны звучат чрезмерно глухо и неясно.

Казалось бы, при настройке унисонов с большей точностью, то есть при разнице частот меньше 1 цента, качество их настройки должно быть выше, но, ввиду ограниченной чувствительности уха к малым изменениям частоты, заметного улучшения качества звучания при этом не обнаруживается. Иначе говоря, с точки зрения музыканта, унисон, настроенный с погрешностью меньше 1 цента, ничего не выигрывает в музыкальном отношении (следует помнить, что здесь речь идет только о среднем регистре фортепиано). Этот вывод был получен на основе исследований музыкального качества унисонов с различной степенью расстройки: в 0, 1, 2, 4 и в 6 центов [11, 23].

Результат был получен следующий: наиболее предпочтительно настроенным в музыкальном отношении оказался хор из трех струн с разницей по частоте между струнами в 1 или 2 цента. Если снова пересчитать разницу в герцах, то для тона ля1 мы получим оптимум расстройки 0,25 Гц или одно биение за 4 с, а недопустимую величину расстройки — более 0,5 Гц или одно биение за две с. Одно из преимуществ унисонов с небольшой степенью расстройки — «оживление» звучания при одновременном сохранении чистоты субъективно воспринимаемого унисона. При обычной настройке точность соблюдения полутоновых интервалов в среднем регистре составляет ±2—4 цента и увеличение расстройки к краям достигает ±3—5 центов. Точность настройки других интервалов примерно та же.

Что можно сказать по точности настройки унисонов язычковых инструментов? Можно полагать, что точность настройки унисонов язычковых инструментов в регистрах без специального розлива (то есть, настройки унисонов язычков с биениями) должна быть выше, чем для фортепиано. Небольшая расстройка унисонов в клавишном инструменте как бы обеспечивает большую продолжительность жизни затухающему тону, в то время как в язычковом инструменте звук не является затухающим и в случае продолжительных аккордов более заметна неточность настройки унисонов.

По исследованиям Г. Майнеля, лучшие настройщики аккордеонов добиваются точности настройки унисонов с ошибкой менее чем ±0,5 цента, во всяком случае большинство отклонений настройки находилось именно в этих пределах. По-видимому, следует говорить о точности не ниже ±0,4—0,5 цента для унисонов язычковых инструментов (1 биение за 8—10 с).
Необходимо сделать еще одно замечание. Как правило, точность настройки области темперирования существенно выше точности настройки краев диапазона клавишного и язычкового инструментов. В отдельных случаях ошибки в настройке интервалов области темперирования не превышают ± 0,5 цента.

5. Вибрато и розлив в музыкальном инструменте
Характер большинства музыкальных звуков непостоянен во времени; эти звуки, как говорят, нестационарны. Изменяться в процессе звучания могут частота звука, его интенсивность и спектральный состав. Изменения этих параметров могут быть как непериодическими (например, затухание звука), так и периодическими, которые в музыкальном исполнительстве называются «вибрато» и особенно ярко проявляются в звучании певческого голоса, смычковых, а также язычковых инструментов.

Значение хорошего вибрато для голоса певца и звука смычкового инструмента не вызывает никаких сомнений. В то же время розлив язычкового инструмента иногда рассматривается как дань примитивному, невысокому художественному вкусу. Вероятно, такое мнение однобоко — нужны аккордеоны и баяны с розливом и без него. В подтверждение сказанному можно привести результаты исследования вибрато голоса и звука смычковых инструментов.

Установлено, что вибрато делает голос приятнее, придает ему живость и одухотворенность, без вибрато он безжизнен и невыразителен. Вибрато оживляет также звучание смычкового инструмента, делает его более выразительным в художественном и эмоциональном отношении, повышает динамичность исполнения, скрывает ощущение «гнусавости» звука, то есть как бы улучшает тембр. Звуки с вибрато лучше слышатся в шуме, а также способны покрывать большие расстояния, чем звуки без вибрато, потому что человеческий слух особо чувствителен к изменяющимся во времени звукам. Поэтому опытные музыканты и певцы сознательно используют вибрато. Розлив иногда намеренно создается в фортепиано (известно, что П. И. Чайковский любил играть на рояле с розливом)[24].

Вибрато опытного исполнителя воспринимается как тембровая окраска звука, причем слух не улавливает ни изменения высоты, ни изменения тембра. Считают, что наиболее благоприятное впечатление производит вибрато с частотой 6—8 колебаний в секунду [25]. Если вибрато более редкое, то создается ощущение «качания» звука, а если частое — «дрожания». Эти рассуждения относятся к области первой и второй октав — середине воспринимаемого звукового диапазона.

Если рассматривать четкость слуховых ощущений, то, как отмечает исследователь электромузыкальных инструментов А. А. Володин [26], область частот вблизи 400—1000 Гц является самой благоприятной в этом смысле, причем максимальная разрешающая способность уха приходится на область 500 Гц. Логично увязать эту область максимальной разрешающей способности с частотой вибрато, наилучшей в музыкальном отношении. Слуховые ощущения
менее детализированы вне указанной примечательной области, и, очевидно, нельзя выдерживать вибрато постоянным во всем звуковом диапазоне от большой до четвертой октавы. Обоснование этому обстоятельству будет дано ниже. С другой стороны, нежелательно и значительное отклонение частоты вибрато от средних значений — 6—8 колебаний в секунду. По-видимому, уменьшение или увеличение частоты вибрато более чем в два-три раза будет неблагоприятным для качества тембра.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 2579. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.03 сек.) русская версия | украинская версия