Студопедия — СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ 1 страница






1. Абсолют - Философское понятие (лат. absolutus - безусловный), используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который "самодостаточен ", не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

2. Абсолютистское государство - Государство, в котором правит монарх, обладающий абсолютной неделимой властью

3. Абсолютная идея - Категория гегелевской философии, обозначающая основу всех явлений природы.

4. Абсолютный дух - В философии Гегеля - мировой разум

5. Абстрактная сущность Сущность, выявляемая в процессе абстрагирования - мысленного отвлечения от ряда свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

6. Авангардизм - (от фр. Avant-garde - передовой отряд) - термин, обозначающий течения в искусстве XX в., которые коренным образом порывают с реалистической традицией

7. Агностик - Философ, разделяющий точку зрения агностицизма.

8. Агностицизм - Философская позиция, согласно которой мир частично или полностью непознаваем

9. Аксиология - Философское учение о природе ценностей. Ценностями могут служить различные явления действительности, имеющие большое значение для индивидов и общества. Ценности выступают ориентирами деятельности человека.

10. Акторы - Действующие физические или юридические лица, субъекты к.-л. сферы человеческих отношений

11. Аллегория - (греч) Иносказание; изображение отвлеченного понятия (идеи) с помощью образа. Например, правосудие изображалось женщиной с весами в руках.

12. Алхимия - В средние века - изыскания, ставившие задачей превращение простых металлов в драгоценные (золото и серебро) посредством особого вещества - "философского камня" (на самом деле в природе не существующего); в процессе этих поисков были достигнуты практические знания, использованные впоследствии химией.

13. Альтернатива - В сильной версии - прямая противоположность чему-л. или кому-л. В слабой версии - один из вариантов (развития событий, трактовки проблемы и т.д.). В деятельном (деятельностном) смысле - выбор из двух или нескольких возможных решений.

14. Амбивалетность - Двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект одновременно вызывает у человека два противоположных чувства, например, удовольствие и неудовольствие, симпатию и антипатию.

15. Анализ - Анализ и синтез (греч. analysis - разложение и synthesis - соединение) - в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях А. и с. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением н т. д. Логический анализ заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. В зависимости от характера исследуемого объекта А. выступает в различных формах. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру; расчленение сложного явления на более простые элементы позволяет отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. А. развивающегося процесса позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции.

16. Анимизм - От лат.anima - душа. Ранняя форма религии, основной чертой которой являлось одушевление всего окружающего мира.

17. Антиномия - Антиномия (греч. antinomia- противоречие в законе) - появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений. Понятие "А." возникло в античности (Платон, Аристотель); в древнегреч. философии в смысле А. чаще употреблялся термин "апория". Много внимания формулировке и анализу А. уделяли схоластические логики. Кант использовал понятие "А." в попытках оправдания осн. тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать "вещи в себе". По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих "антиномий чистого разума": 1. Мир конечен - мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого. 3. В мире существует свобода - в мире не существует свободы, но господствует только причинность. 4. Существует первопричина мира (бог) - не существует первопричины мира. Гегель отметил важное значение кантовских А. как диалектического элемента его взглядов. А., т.е. противоречия, утверждал он, существуют "во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях". А. Канта не являются А. в смысле совр. формальной логики, т.к. обоснование и тезиса и антитезиса в них не поддается выражению в формально-логическом виде. В конце XIX - начале XX в. в логике и математике был обнаружен ряд А. в подлинном смысле слова, что явилось одной из причин активизации исследований по основаниям логики и математики. А. обычно подразделяют на собственно логические и семантические. Появление А. связано с диалектическим характером процесса познания, в частности с противоречием между формой и содержанием.

18. Античное искусство - (от лат. "древний") - искусство Древней Греции и Древнего Рима.

19. Античность - Античность (лат. antiquus - древний) - совокупность проявлений греческо-римской древности, в особенности в области литературы и искусства, которые принято считать классическими. Термин "античность " был принят в начале XVIII в. во французском языке и первоначально обозначал (что сохранилось до сих пор) особый вид искусства, относящийся к ранним историческим периодам.

20. Антропный - Относящийся к человеку, имеющий дело с человеком. Антропный принцип - один из принципов современной космологии, фиксирующий зависимость между устройством, свойствами Вселенной и существованием в ней человека: "то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей " (Б. Картер).

21. Антропогенный - Инициированный или вызванный человеком, его жизнью и деятельностью.

22. Антропология - (греч. antropos - человек). Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека

23. Аподиктический - Аподиктический (греч. аро deiktikos - убедительный) - термин для обозначения того, что доказуемо непререкаемым образом, для обозначения абсолютно достоверного знания. Этим термином Аристотель обозначает строго необходимое, дедуктивно выводимое доказательство из безусловно истинных посылок. Так, силлогизм он рассматривает как орудие аподиктического знания. Термин "А." обозначает суждения необходимости в отличие от суждений возможности (проблематических) и суждений действительности (ассерторических).

24. Апории - (греч. aporia - безвыходное положение) - понятие, означающее в древнегреч. философии трудноразрешимую проблему. А. возникает на основании того, что в самом предмете или в понятии о нем заложено противоречие. А. принято называть рассуждения Зенона Элейского (сам он не употребляет этот термин) о невозможности движения.

25. Априорная категория - В кантовской философии - категория, изначально присутствующая в рассудке, ее содержание не зависит от опыта, более того, она является средством, с помощью которого рассудок придает чувственному опыту формальное единство.

26. Аристократия - 1. Форма правления, при которой власть принадлежит "лучшим " - представителям высшего родовитого слоя господствующего класса.
2. Высшая и привилегированная часть какой-нибудь общественной группы.

27. Арт-мышление - Художественное мышление

28. Архаический - 1. Древний, старинный.
2. Устаревший, вышедший из употребления.

29. Архетип - Изначальный, исконный образ; архетипы - это универсальные структуры человеческой психики, имеющие формальный характер и проявляющиеся всегда в связи с конкретным культурным содержанием

30. Аскет - 1. Религиозный подвижник, отшельник, умерщвляющий свою плоть путем всевозможных лишений.
2. Крайне воздержанный человек, ведущий строгий образ жизни, отказывающийся от жизненных благ.

31. Аскриптивный - (нем. askriptiver - предписанный). Статус, определяемый не личными способностями и достоинствами, успехами и достижениями индивида, а принадлежностью к социальной группе, к той или иной семье (статус, унаследованный от родителей).

32. Атеизм - Отказ от религиозных верований, безбожие (отрицание существования Бога). В гуманистическом варианте на место Бога ставится Человек.

33. Атрибут - (от лат. attribuo - придаю, наделяю). Необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Термин "атрибут" встречается уже у Аристотеля, отличавшего постоянный атрибут от случайных, преходящих состояний (акциденций).

34. Библия - Собрание иудейских и христианских "священных книг", содержащих основные положения вероучения, молитвы, лежащие в основе богослужения.

35. Бивалентность - лат. bi… - дву(х) + valens (valentis) - сильный. Двухвалентный, объединяющий или сочетающий две силы, компетенции, характеристики, направленности.

36. Бог - Абсолютное существо, не зависящее ни от каких причин, но сам являющийся причиной всего существующего. В большинстве религий характеризуется как личность, имеющая абсолютную разум и волю. В других религиях понимается как безличное начало, имманентная вещам первопричина

37. Бытие - 1. Предельно широкая философская категория для обозначения всего существующего.
2. Бытие - наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще.

38. Веды - Веды (санскр.- ведение, знание) - четыре гл. священные книги древн. индийцев: Ригведа, Атхарваведа, Самаведа и Яджурведа.

39. Век Просвещения - XVIII век в истории Европы, характеризующийся духом скептицизма и эмпиризма, стремлением к переустройству общественных отношений на началах разума, справедливости и других неотъемлемых естественных качеств - прав человека.

40. Верификация - Опытное подтверждение. В неопозитивизме процедура проверки научных высказываний. Только те высказывания могут претендовать на статус научных, которые подтверждаются опытом

41. Вероятность - 1. Возможность исполнения или осуществления чего-нибудь.
2. В математике - мера возможности наступления некоторого события, число, находящееся в пределах от нуля (невозможное событие) до единицы (достоверное или необходимое событие).

42. Вестернизация - Процессы заимствования государствами, не относящимися к Западному миру (Западной Европе, США и т.д.) экономических, политических и культурных институтов и моделей развития у западных стран (прежде всего США) в целях приближения к их стандартам качества жизни, приводящие к потере национальных особенностей и традиций.

43. Ветхий Завет - христианское название еврейской Библии, составляет первую, более древнюю часть христианской Библии. Ветхий Завет в христианской традиции соотносится с Новым Заветом. У евреев Библия обычно именуется Китве ха-кодеш ("Священные Писания ") или, сокращенно, Танах - по первым буквам названий трех главных частей еврейской Библии: Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки, в свою очередь подразделяющиеся на Невиим ришоним, т.е. Ранних пророков, и Невиим ахароним, т.е. Поздних пророков) и Кетувим (Писания или Агиографы). Еврейский канон включает в себя 24 книги, расположенные в следующем порядке:
- Тора: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие
- Ранние пророки: Иисус, Судьи, Самуил (1 и 2), Цари (1 и 2)
- Поздние пророки: Исайя, Иеремия, Иезекииль и двенадцать малых пророков
- Писания: Псалмы, Притчи, Иов, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Даниил, Ездра-Неемия, Хроники 1 и 2. Если книги малых пророков (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии), книги Ездры и Неемии, 1 и 2 Самуила, 1 и 2 Царей, 1 и 2 Хроник рассматривать как отдельные книги, то общее число ветхозаветных книг достигнет 39. За исключением небольших фрагментов на арамейском языке, Ветхий Завет изначально был написан по-еврейски. Ветхий Завет католической и православной Библии помимо канонических книг содержит еще 11 книг, отсутствующих в еврейской Библии и переведенных с греческого. Ветхий Завет протестантской Библии состоит из 39 книг и соответствует канону еврейской Библии.

44. Вечные (проблемы) - Непреходящие, сохраняющие свою актуальность и ценность во все времена. Решение таких проблем состоит в никогда не прекращающемся процессе поиска его (окончательного решения).

45. Виртуальная реальность - Форма компьютерного моделирования, позволяющая пользователю погрузиться в искусственный мир и действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, которая генерируется компьютером

46. Властно-государственная структура - Политический институт, входящий в систему государственного управления и администрирования

47. Внеэлитный - Находящийся за пределами элиты (правящего политического слоя); контрэлита

48. Возрождение (эпоха Возрождения) Эпоха от XIV до XVI в. Возрождение или Ренессанс выразился в стремлении вернуться к античным идеалам, восстановить греко-римскую образованность. Появилось сначала в Италии, потом в Германии, Франции и других европейских странах

49. Воображение - 1. Мысленное представление, способность фантазировать, создавать совершенно новые образы (кентавр, например, - получеловек-полуконь).
2. Способность человека отражать явления действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях.

50. Воскрешение Иисуса - Согласно Новому Завету, Иисус после своей смерти на кресте на третий день воскрес из мертвых, а затем вознесся на небо к своему Отцу.

51. Всеобщая Декларация прав человека - Официальный документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В нем подчеркивается, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве ", что "каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными… Декларацией, без какого бы то ни было различия… ".

52. Галлюцинация - Непроизвольно возникающее ложное (мнимое) восприятие (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое) несуществующих объектов, которые для больного носят характер действительно существующих, реальных; галлюцинации наблюдаются при многих психических заболеваниях, травмах, интоксикациях, тяжелых душевных потрясениях.

53. Гегельянство - Идеалистическая философия немецкого философа Гегеля и возникшие на ее основе течения: правое (старогегельянство) и левое (младогегельянство); правое гегельянство, отбрасывая диалектический метод Гегеля, выдвигало на первый план его философскую систему и сближало философию Гегеля с христианством; левое гегельянство подвергло критике религию, но оставалось в рамках идеализма Гегеля.

54. Гедонизм - 1. Этическое учение, провозглашающее наслаждение целью жизни и высшим благом. Впервые было развито древнегреческой киренской философской школой (IV в. до н.э.)
2. Нравственная позиция, при которой основной целью жизни является получение удовольствия, наслаждения.

55. Гедонистическая концепция смысла жизни - Концепция, в соответствии с которой цель и смысл жизни составляют удовольствия, которые можно получить от жизни, прежде всего чувственные, физические удовольствия.

56. Гендер - (характеристика) (английское gender, от лат. gens - род) Социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

57. Генезис - 1. Происхождение, возникновение, развитие
2. Генезис (греч. genesis) - происхождение, возникновение. Первоначально термин Г. был применен в древнегреч. мифологии. Впоследствии получил распространение в философии (Фалес, Гераклит, Кант, Гегель и др.), а также в естествознании (космогоническая гипотеза Канта-Лапласа, эволюционная теория Дарвина и т. д.).

58. Генетика - Генетика, наука, изучающая наследственность и изменчивость - свойства, присущие всем живым организмам. Бесконечное разнообразие видов растений, животных и микроорганизмов поддерживается тем, что каждый вид сохраняет в ряду поколений характерные для него черты. При этом живые существа индивидуальны. Два эти важнейшие свойства живых существ - быть похожими на своих родителей и отличаться от них - и составляют суть понятий "наследственность" и "изменчивость".

59. Гений - (от лат.genius - гений, дух, хранитель) Высшая степень творческой одаренности в искусстве или других областях человеческой деятельности.

60. Герменевтика - Герменевтика (греч. hermeneutike), в широком смысле - искусство истолкования и понимания. Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов. Сфера герменевтики очерчивалась, таким образом, экзегезой в широком смысле этого слова. Но от экзегетики герменевтику отличает то, что она занята не просто искусством истолкования, но прежде всего правилами такого искусства.

61. Гилозоизм - Учение о всеобщей оживленности мира

62. Гильдии - 1. В Западной Европе в Средние века - объединения купцов (в Англии также и ремесленников), защищавшие интересы и привилегии своих членов.
2. Сословное объединение купцов в дореволюционной России.

63. Глобализация - Процесс унификации экономических, социальных, политических, культурных и др. связей и отношений в планетарном масштабе

64. Гносеологический гуманизм - Гуманизм, утверждающий бесконечность человеческого познания мира, веру в то, что знание просвещает и служит благу человека

65. Гносеология (теория познания) - Раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.

66. Город-полис - Город-государство в античном, греко-римском мире, состоявшее из самого города и прилегающей к нему территории, особая форма социально-экономической и политической организации общества.

67. Государство - Основной управленческий институт политической системы цивилизованного общества

68. Гражданское общество - Сфера экономической, социальной, политической, культурной самодеятельности и самоуправления, противостоящая государству

69. Гуманизм - (от лат. homo - человек, humanus - человеческий, человечный). Воззрение, признающее человека высшей и абсолютной ценностью, утверждающее его свободу и достоинство, а также право на развитие и реализацию всех заложенных в нем способностей. С точки зрения гуманизма, благо человека является главным критерием общественного развития. Как европейское идейно-философское движение, гуманизм возник в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), в Италии. Гуманисты (А. Данте, Фр. Петрарка, Л. Валла, Т. Мор, Т. Кампанелла, Пико делла Мирандола и др.) противопоставляли догматическому религиозному мировоззрению просвещенное светское мировоззрение, духовному господству и аскетическим идеалам церкви - культуру древних греков (пайдейю, или образованность-воспитанность) и любовь к простым земным радостям; теоцентризму - антропоцентризм и др.

70. Дадаизм - (фр. Dada - лошадка). Модернистское направление в искусстве, возникшее в начале XX в. Дадаисты акцентировали внимание в художественном творчестве на случайные процессы, психический автоматизм действий, на импровизацию.

71. Даосизм - философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных "трех учений", являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Впервые как целостное идейное формирование под именем "школа Пути и благодати", воспроизводящем название основополагающего даосского трактата Канон Пути и благодати (Дао дэ цзин), было определено в ряду шести философских школ Сыма Танем (II в. до н.э.).

72. Девиантное поведение - (от лат. deviatio - отклонение). Поведение, не совпадающее с принятыми в обществе ценностями и нормами.

73. Деизм - Философский принцип, утверждающий Бога в качестве первопричины мира и при этом отрицающий его вмешательство в дальнейшее существование мироздания

74. Декаданс (лат. decadentia - упадок). Общее наименование явлений в искусстве конца XIX - начала XX в., отмеченных индивидуалистическим пессимизмом, аморализмом, эстетизацией кризиса и падения.

75. Деконструкция - особая стратегия по отношению к тексту. Термин Д. предложил французский философ Жак Деррида.

76. Демассификация - Процесс, противоположный (лат. de…, означающее удаление, отмену) массификации, омассовлению всего и вся. Демассификация направлена на утверждение свободы и индивидуального выбора человека.

77. Демократия - "Власть народа" (др. греч.); форма власти (по Платону и Аристотелю), признающая народ первым и основным источником власти, право граждан участвовать в решении государственных дел, пользоваться широким кругом прав и свобод.

78. Депрессия - Тяжелое психическое заболевание, связанное с нравственными и физическими страданиями личности, с утратой ею смысла жизни

79. Деспотизм - Жестокое подавление прав и свобод; политический произвол; форма неограниченной самодержавной власти

80. Детерминанты - (от лат. determino - определяю). Определяющие начала; события или явления, оказывающие причинное или иное влияние на другие события или явления

81. Детерминизм - Онтологический принцип, утверждающий всеобщую обусловленность явлений и событий и всеобщий характер причинности

82. Дефиниция - Краткое определение какого либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; лингв. толкование слова

83. Диалектика - 1. (греч. dialegomai - веду беседу, рассуждаю). Первоначально этим термином (dialektike techne - "искусство диалектики") обозначались: А) способность вести спор посредством вопросов и ответов; Б) искусство классификации понятии, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить.
2. А) Искусство ведения спора. Б) Теория и метод познания и преобразования действительности, берущейся во всем многообразии ее форм и во всей ее противоречивости. Как способ мышления учитывает многообразие связей исследуемого явления, взаимодействие противоположных тенденций в процессе его развития.

84. Диалектический материализм Разновидность материализма, в котором материалистические принципы объединяются с диалектикой. Материя, которая понимается как любая вообще объективная реальность, развивается, взаимодействия в мире происходят в соответствии с законами диалектики. Основными системообразующими принципами Д. м. являются: принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление); принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; принцип познаваемости мира; принцип развития, утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов.

85. Диверсификация общества - Нарастание его внутреннего разнообразия, умножение его различий.

86. Дизайн - (от англ. "замысел, проект, чертеж"). Метод проектирования предметной среды, при котором будущему изделию придаются нужные качества: красота, целесообразность, экономичность и функциональность, а также удобство в эксплуатации.

87. Династия Чжоу - китайская династия 1122-246 гг. до н.э.

88. Дискурс - (франц. discours, англ. discourse - речь; рассуждение). Организация речевой деятельности (письменной или устной), характерная для той или иной дисциплины ("философский дискурс", "научный дискурс") или присущая обсуждению той или иной проблемы ("дискурс глобализации").

89. Дисциплина - 1. Самостоятельная отрасль или раздел какой-н. науки, отдельная наука.
2. Обязательное подчинение твердо установленному порядку (правилам и нормам)

90. Добро - Моральное, этическое понятие для обозначения положительных ценностей личности или общества.

91. Догма - Положение, принимаемое за непреложную, непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства, некритически, без учета конкретных условий; догма права - формально-логическое истолкование действующего права.

92. Доксография - описание взглядов какого-либо философа (часто в терминах другой философской системы), в противоположность дословным цитатам из его сочинений. В истории античной философии доксография имеет важное значение для реконструкции учений тех философов, сочинения которых утрачены - в особенности это относится к философам-досократикам, а также к ряду представителей эллинистической философии. Доксографы - (от греч. doxa - мнение, и grapho - описываю) - античные историки философии, работавшие в жанре "описаний мнений" философов. Термин введен в употребление в сер. XIX в. Г. Узенером и Г.Дильсом.

93. Доктрина - (лат. doctrina) - учение, научная или философская теория, система представлений, руководящий теоретический принцип.

94. Долг - Моральное, этическое понятие, для обозначения приверженности человека моральным ценностям, осознания безусловной необходимости исполнения того, что следует из морального идеала.

95. Досократики - (нем. Vorsokratiker; франц. Presocratiques; англ. Presocratics) - новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов VI-V вв. до н.э. Сочинения досократиков известны только по фрагментам, сохранившимся в виде цитат у позднейших античных авторов

96. Достоинство - 1. Положительная ценность, совокупность высоких моральных качеств в единстве с уважительным отношением к ним.
2. Самоуважение, нравственное совершенство личности, осмысление себя и своего места в мире.

97. Древнегреческий Олимп - 1. Мифическая резиденция верховных греческих богов, "олимпийцев", жилище царя богов Зевса.
2. Избранная верхушка общества.

98. Древняя Эллада - Другое наименование Греции, эллины - самоназвание греков.

99. Дуализм - Философский принцип, утверждающий в качестве равноправных исходных начал мира две субстанции: материальную и духовную.

100. Духовная эмансипация - (от лат. emancipatio - букв. "освобождение сына из-под власти отца"). Освобождение от какой-либо зависимости, ограничений в правах и т.п.

101. Евангелия - Раннехристианские книги, повествующие об Иисусе Христе. В Библию (Новый завет) включены, как канонические, четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.

102. Европоцентризм - Исследовательская установка, признающая историческое развитие экономики, государственности и культуры Европы в качестве "нормы" или "Образца" и рассматривающая аналогичные исторические процессы в других регионах как "отклонения от нормы".

103. ЕС - Европейский Союз - региональная межправительственная организация (1951 г.), объединяющая на конфедеративных началах большинство государств Зап. и Вост. Европы и имеющая собственные законодательные, исполнительные и судебные органы

104. Естественное право - Философское и юридическое понятие, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идеи естественного права получили развитие в античном мире (Аристотель, Цицерон). Особое социальное значение концепция естественного права приобрела в XVII-XVIII вв. как идеология борьбы буржуазии против абсолютизма. Развивалось в произведениях Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, В.С. Соловьева и др.

105. Зло - Моральное, этическое понятие для обозначения отрицательных ценностей.

106. Зоологический индивидуализм - Жесткое и грубое противопоставление себя другим, непомерное возвышение своего "Я " в ущерб окружающим, интересам общества.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 661. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия