Краткое описание дисциплины. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.
Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе. Курс «Философия» является общеобразовательной в структуре профессионального образования и служит важным средством формирования общегуманитарной и философской культуры мышления. Философия как особая форма духовной деятельности ставит и предлагает решение глобальных мировоззренческих вопросов, связанных с целостным взглядом на мир, на место человека в нем, на его отношение к миру, обществу и природе. Изучение курса философии исключает некритическое усвоение готового знания. Отсюда специфика и лекций, и семинарских занятий по философии – в непреходящем диалогизме. Так можно охарактеризовать содержание курса философии. Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов мышления в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и человека, рассматриваемые как в эпистемологическом, так и в аксиологическом аспектах. Целью курса является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. Освоение философского знания помогает сформировать определенные мировоззренческие и методологические позиции, глубже понять окружающий мир, его взаимосвязи, ориентироваться в противоречиях общественной жизни, в проблемах, возникающих в профессиональной деятельности. Место курса в системе социогуманитарного образования: курс дает основы философской культуры, понимание мировоззренческих проблем, навыки категориального мышления, и является базисным для выработки целостного мировоззрения. Основная задача курса - способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, формированию и эволюции философского мировоззрения и мироощущения, дать представление об особенностях философского знания, о его роли в развитии и функционировании культуры, о его значении для личностного развития человека. Студент должен уметь: самостоятельно выявлять и идентифицировать философско-мировоззренческую позицию собеседника или автора профессионального научного текста; выделять, формулировать и аргументировать собственную мировоззренческую позицию в процессе межличностной коммуникации; использовать философские принципы и методы познания в процессе изучения дисциплин специализации, профессиональной деятельности, социальной практике. Знания, умения и навыки, полученные студентами в ходе изучения курса, могут применяться ими в ходе профессиональной деятельности. Основные требования к компонентам курса и его изучению: От студентов требуется посещение лекций; освоение лекционного материала. Поощряется активная работа на семинаре; осмысление оригинальных текстов, специально подобранных в компьютерной хрестоматии. СРСП по курсу предполагает ответственность каждого за выполнение заданий и самостоятельную подготовку. Дисциплины, необходимые при изучении курса «Философия» В курсе «Философия» рассматривается следующий минимум вопросов: · Предмет философии, место и роль философии в культуре; · Становление философии и ее структуры, основные направления и школы философии; · Научные, философские и религиозные картины мира; · Этапы исторического развития философии: древнеиндийскую, древнекитайскую и античную философию, философию средних веков и Возрождения, Нового времени и Просвещения, классическую немецкую и постклассическую европейскую философию, русскую философию; казахскую философию. · Философские понятия и категории, идеи и концепции; · Проблемы социальной философии: общество и его структуру, человека в системе социальных связей, общество как социально-практический способ бытия человека; · Проблемы философской антропологии: смысл человеческого бытия, его свобода и ответственность, мораль и право, нравственные ценности, сознание и самосознание и др.; · Философское осмысление глобальных проблем современности. После изучения курса «Философия» студент должен: · владеть философским инструментарием и ориентироваться в социокультурном знании; · знать о назначении философии в современной культуре; · дать понятие об исторических типах философии и философствования, концепциях и направлениях философской мысли; · знать основные разделы философии: онтологии, гносеологии, учении об обществе и человеке; · уметь ориентироваться в огромном множестве мнений и концепций, верований и ценностей и раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности; · определять, откуда появились современные идеи и куда они ведут постигать причины явлений, «смотреть в корень»; · знать отечественную философию: ее становление, идеи и концепции; · правильно мыслить, отделяя главные проблемы от второстепенных; осмысленно подходить к жизни; · воспитывать культуру разумного мышления и ценностную оценку явлений действительности; · преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание; · понимать глобальные аспекты и их последствия.
3. Пререквизиты дисциплины: Успешное усвоение содержания данной дисциплины обеспечивается знаниями, полученными студентами в ходе изучения базовых и специальных курсов по логике, культурологии, истории Казахстана. 4. Постреквизиты дисциплины: Материал курса может послужить методологической и теоретической базой для последующего изучения истории политических и правовых учений, профессиональной этики. Поскольку данный курс читается на ранней стадии профессионального образования, то знания, полученные в его рамках должны положительно сказаться в процессе углублённого изучения экономических дисциплин, дисциплин специализации, выполнении курсовых и дипломных работ.
Календарно-тематический план.
Вопросы для подготовки к рубежному контролю. 1. Философия и ее роль в жизни общества. 2. Философия в структуре мировоззрения. 3. Предназначение философии, основные функции философии. 4. Методы философских исследований. 5. Основные направления философии. 6. Древнеиндийская философия. Основные философские школы. 7. Буддизм и его основные идеи. 8. Основные школы и проблематика древнекитайской философии. 9. Даосизм и его категории. 10. Конфуцианство и его категории. «Учение о середине». 11. Античная философия. 12. Доклассическая философия (натурфилософия) (VII – V вв. до н.э.) 13. Классический период (V – IV вв. до н.э.) 14. Философия Сократа. 15. Философия Платона. 16. Философия Аристотеля. 17. Эллинистический период (IV в. до н.э. - III в. н.э.) 18. Философия Средних веков. 19. Апологетика и патристика (III–V вв.) 20. Схоластика (V–XV вв.) 21. Номинализм и реализм как традиции средневековой схоластики. 22. Формирование философии мусульманского Востока с IX по XII века. 23. Философия Аль-Кинди. 24. Философия Аверроэса (Ибн Рушда) и ее значение для Европы. 25. Суфизм – как мистическое философское учение. 26. Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) 27. Философия Нового времени. 28. Философия Просвещения. 29. Немецкая классическая философия. 30. И. Канта – основоположник немецкой классической философии. 31. Философская концепция Г.В.Ф.Гегеля. Диалектика, основные принципы и категории. 32. Антропология Л. Фейербаха. 33. Постклассическая европейская философия XIX–XX вв. 34. Иррационализм. Марксизм. Позитивизм и неопозитивизм. 35. Структурализм. Экзистенциализм. Психоанализ. 36. Традиции и особенности русской философии конца XIX–начала XX вв. 37. Учение Л. Н. Толстого о смысле жизни. 38. Метафизика «всеединства» и «русская идея» В. С. Соловьева 39. Персоналистическая философия Н. А. Бердяева. 40. Идеи русского космизма. 41. Тюркская философия IX-XIV в.в. (Аль-Фараби, Ж.Баласагуни, А.Яссауи) 42. Философия жырау. 43. Философия и этика А.Кунанбаева. 44. Ч. Валиханов и его философско-просветительская концепция. 45. Казахская философия XX в.: проблемы, корифеи. 46. Основы философского понимания мира. 47. Онтология как учение о бытии. Формы бытия. 48. Гносеология. Познание как предмет философского анализа. Основные уровни познания. 49. Проблема знания. Знание и вера. Состав, структура и диалектика знания. 50. Наука и научное знание. Генезис науки. Научное знание и его специфика. 51. Диалектика и категории. 52. Социальная философия: общество, культура, цивилизация. 53. Общество как предмет философского анализа. Понятие общества. 54. Общество как саморазвивающаяся система. Общество как процесс. 55. Культура и цивилизация. 56. Философская антропология как философская дисциплина. 57. Проблема сущности человека в истории философии. 58. Философия о происхождении человека и его природе. 59. Ценности человеческого существования. 60. Философское осмысление глобальных проблем современности. 61. Философские концепции современного общества и его будущего. 62. Общество и природа. 63. Римский клуб и исследование глобальных проблем. 64. Современная техническая цивилизация. 65. Проблемы перспективы современной цивилизации. 66. Философия и современный мир.
Литература для изучения Основная литература: 1. Антипов Г.А., Кочергин А.М. Проблема методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск, 1988., С. 342 – 409. 2. Барулин В.С. Социальная жизнь общества. М., 1987., С. 123 – 131. 3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.С.98-107. 4. Блок М. Апология истории. М., 1986.С.61-66. 5. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.С.344-351. 6. Губман Б.Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. М., 1991.С.124-129. 7. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988, № 4.71-75. 8. Кемеров В.Я. Методология обществознания. Свердловск, 1990.143-149 9. Канке В.А. Основы философии. – М., 1999, С. 123 – 131. 10. Золкин А.Л. Философия. – М., 2005, С. 430 – 459. Дополнительная литература: 1. Мамардашвили М. Появление философии на фоне мифа. // Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. - СПб., 2000. С. 37-53 2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С. 32-39 3. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? - М., 1991. С. 77-101. 4. Кант И. "Логика" // Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980. С. 331-334. 5. Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж. С. 5-33. 6. Современная западная философия. Словарь. - М., 1991 С.219-221; 325-353; 7. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Под ред Л.Г.Кононович, Г.И.Медведев. - Ростов-на-Дону. 1998. С.6-37; 8. Путь в философию. Антология. М., 2001. К. Поппер. Какой мне видится философия. С.127-136. 9. Путь в философию. Антология. М., 2001. Жак Маритен. Философ в граде. С. 273 – 279. 10. Путь в философию. Антология. М., 2001. Г. Марсель. Ответственность философа в современном мире. С.254 - 267.
7. Политика выставления оценок.
Знания, умения, навыки и компетенции cтудентов по всем видам контроля определяются оценками балльно-рейтинговой буквенной системы, которые имеют прямо пропорциональное соотношение. Оценке «отлично» соответствуют оценки A, имеющая цифровой эквивалент 4,0 и процентное содержание 95-100% и A-, имеющая цифровой эквивалент 3,67 и процентное содержание 90-94%. Данная оценка ставится в том случае, если магистрант показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал. Оценке «хорошо» соответствуют оценки B+, имеющая цифровой эквивалент 3,33 и процентное содержание 85-89%, B, имеющая цифровой эквивалент 30 и процентное содержание 80-84% и B-, имеющая цифровой эквивалент 2,67 и процентное содержание 75-79%. Данная оценка ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя. Оценке «удовлетворительно» соответствуют оценки C+, имеющая цифровой эквивалент 2,33 и процентное содержание 70-74%, C, имеющая цифровой эквивалент 2,0 и процентное содержание 65-69%, C-, имеющая цифровой эквивалент 1,67 и процентное содержание 60-64%, D+, имеющая цифровой эквивалент 1,33 и процентное содержание 55-59% и D, имеющая цифровой эквивалент 1,0 и процентное содержание 50-54%. Данная оценка ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и непринципиальные ошибки, неточности, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал больше затруднения в систематизации материала. Оценке «неудовлетворительно» соответствует оценка F, имеющая цифровой эквивалент 0 и процентное содержание 0-49%. Данная оценка ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.
|