Виды самоотчета
Всего есть два вида самоотчета, как сказал Ибн Аль- Кайим, да смилуется над ним Аллах: «Один вид – перед поступком, а второй – после». Самоотчет перед совершением поступка Человек должен учитывать свои интересы, настроения, мнения и намерения. Неотъемлемыми качествами человека являются неутомимость и труд. Человек сначала желает, затем осуществляет желаемое. Итак, самоотчет должен начинаться ПОСТУПКИ СЕРДЕЦ 296 на стадии намерения и интереса. Это и есть самоотчет перед совершением поступка. Человек вначале обдумывает, принесет ли поступок пользу или нет? Если он приходит к положительному ответу, он смело может идти вперед. В противном случае, он оставляет задуманное. По этому поводу Аль-Хасан, да смилуется над ним Аллах, говорит: «Да помилует Аллах человека, который остановился перед совершением поступка, чтобы оценить ситуацию, и если получалось ради Аллаха, он продолжил совершать, а если было не ради Аллаха, остановился и оставил задуманное». Этот вид очень важен для соблюдения искренности в делах. Без искренности человек несет явные убытки: «изнурены и утомлены. Они будут гореть в Огне жарком» (сура «Покрывающее» аяты 3, 4). Человек не может получить пользу за совершенное, даже если с виду все соблюдено как надо, и все потому, что поступок совершен не ради Аллаха. Перед совершением поступка человеку необходимо остановиться и проанализировать, сможет ли он осуществить желаемое, чтобы не тратить драгоценного времени впустую. Затем он должен понять для себя итоговый результат: если поступок несет в себе благо, он совершает его, а если приводит к отрицательным последствиям – оставляет. И в последнюю очередь человек должен спросить себя, делает ли он это ради Аллаха или же по другой причине, такой как похвала или общественное мнение. Достоинства самоотчета Самоотчет очень важен для защиты человека от больших и малых проявлений многобожия (лицемерия). Для того чтобы не попасть в пропасть лицемерия, человек должен перед совершением поступка пройти через четыре стадии. Он должен подумать: может ли он осуществить желаемое; cтоит ли совершать поступок; САМОАНАЛИЗ И САМООТЧЕТ 297 ради кого он совершает поступок; на чью помощь он рассчитывает при совершении поступка. Разумеется, помощь только от Аллаха: «Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного молим о помощи» (сура «Открывающая Книгу», аят 5). Самоотчет после совершения поступка Самоотчет после совершения поступка разделен на три вида: учет минусов и недостатков, допущенных во время обрядов поклонения; учет в поступках, которые лучше не совершать; учет в обыденных дозволенных делах. Для чего они совершаются? Ради Аллаха и лучшей жизни после смерти? Или же для определенной выгоды? Или по привычке? Во-первых: учет минусов и недостатков, допущенных во время обрядов поклонения. Итак, самоотчет после поступк-ов – это контроль моментов поклонения, выполненных неполноценно, к примеру, отсутствие смиренности в молитве, нарушение поста грехами, различные препирательства во время совершения паломничества. Человек должен спрашивать себя: как я совершил поклонение? Соответствует ли мой поступок Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует? В поклонении существуют следующие шесть обязательств: чистосердечие; искренность ради Аллаха; следование Пророку, да благословит его Аллах и приветствует; хорошее выполнение; необходимость чувствовать милость Аллаха, предоставленную в том или ином поступке; необходимо понимать свою неполноценность, потому что как бы мы не благодарили Всевышнего, все равно мы не сможем отплатить за все блага в полной мере. ПОСТУПКИ СЕРДЕЦ 298 Все эти шесть моментов необходимы во всех богоугодных делах, этим мы доказываем, что самоотчет должен производиться не только после совершения грехов. Итак, совершая благой поступок, мы должны проявить искренность и чистосердечие. Изо всех сил мы должны стараться соответствовать Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в этом деле, совершать его именно подобающим образом, чувствуя все блага, предоставленные нам Господом. Мы должны понимать, что если бы не помощь Аллаха, мы бы никогда не смогли совершить подобного. И, в итоге, необходимо смириться с тем, что в полной мере нам невозможно отблагодарить Аллаха. Итак, самоотчет в поступках – это учет минусов и недостатков, которые были допущены. Во-вторых: отчитывание себя после совершения поступков, которых лучше не совершать. Сюда можно приписать все греховные дела, а также дозволенные дополнительные поступки, отвлекающие от основных. К примеру, молитва в последнюю треть ночи, если она мешает совершать утреннюю. Либо поминание, которое отвлекает от чего-то, более важного. Данный вид подразумевает размышление над поступком: что лучше, его выполнение или оставление? Безусловно, грехи необходимо оставлять, а также поступки, которые отвлекают от основных видов поклонения. В-третьих: самоотчет в обыденных дозволенных делах. Для чего они совершаются? Ради Аллаха и лучшей жизни после смерти? Или же для определенной выгоды? Или по привычке? Человек должен спрашивать себя даже в обыденных житейских делах, присутствует ли в душе благое намерение? Скажем, человек, который каждый день тратит деньги на свою жену и детей, пусть спрашивает себя, для чего он это делает? В результате человек получает огромную награду, в которой будет нуждаться в Судный День. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Воистину, если мусульма САМОАНАЛИЗ И САМООТЧЕТ 299 нин, расходуя средства на свою семью, надеется на награду Аллаха, это считается его пожертвованием». 207 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращает наше внимание на то, что растраты, которые люди обычно расходуют на свои семьи при благом настрое и намерении, становятся милостыней. Это побуждает людей к максимальному обеспечению семей и детей, разумеется, без расточительства и излишеств.
|