Статуя Кондильяка
Французский философ-сенсуалист Этьен де Кондильяк (1715-1780) в «Трактате об ощущениях» для опровержения теории Декарта о врожденных идеях проводит мысленный эксперимент с мраморной статуей. Статуя Кондильяка устроена подобно человеческому телу, наделена душой, но не способна мыслить и чувствовать. Из всех чувств первоначально она обладает только обонянием. Если к статуе поднести розу, то по отношению к себе статуя будет запахом розы, который поглощает все ее внимание. Когда статуя будет новым запахом, у нее останется след старого запаха. Это будет память, благодаря которой возможно сравнение запахов и суждение. Различие запахов порождает удовольствие и страдание, желание и страсть достичь предпочтительного запаха. В памяти следы запахов образуют ряд идей. Идеи актуализируются при смене запахов, вспоминаются. Память становится началом воображения. Запахи сравниваются с уже запомнившимися запахами и узнаются. Обращение к сохранившимся в памяти запахам формирует волю. Обобщая состояния удовольствия и страдания, статуя формирует идеи. Кондильяк приходит к выводу, что в ощущении содержатся в зародыше все способности души. Далее он продолжает мысленный эксперимент, наделяя статую другими ощущениями и помещая ее в различные ситуации.
|