Корабль Тесея
Парадокс, суть которого формулируется так: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же?» Согласно легенде, корабль, на котором Тезей вернулся после победы над Минотавром с Крита в Афины, был сохранен жителями Афин вплоть до времени древнегреческого философа-перипатетика Деметрия Фалерского (350-283 до н.э.). С него снимали старые доски по мере того, как они разрушались, и на те же места ставили новые, пока корабль не стал предметом спора среди философов. Одни считали, что корабль при этом оставался тем же, а другие утверждали, что он уже не был тем же. Кроме того, возникает вопрос: в случае постройки из старых досок второго корабля, какой из них будет настоящим? Афины и Иерусалим Метафора символически фиксирует антиномичность разума и веры, философии и религии. Карфагенский философ и юрист, оснвоатель латинской патристики Квинт Септимий Тертуллиан (160-225) вопрошал: «Что общего у Афин и Иерусалима? Что – у Академии и Церкви? Наше учение берет начало с портика Соломона, который сам сообщил, что Господа следует искать в простоте сердца. Пусть обратят на это внимание те, кто представляет христианство стоицизмом и платонизмом». Тертуллиан известен максимой «Верую, ибо абсурдно» (Credo quia absurdum).
|