Студопедия — АНТРОПОЛОГИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АНТРОПОЛОГИЯ






О.Т. Коростелева

СОЦИАЛЬНАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ

 

Программа курса

и методические рекомендации

для студентов дневной и заочной форм обучения

 

 

 
 

 

 


Барнаул 2009


60.58

К 686

 

 

Рецензент: Е.А. Попов, д.ф.н., проф., зав. кафедрой общей социологии

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «1» сентября 2009 г.

 

 

К 686 Коростелева О.Т. Социальная антропология: программа и методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения. Барнаул, 2009.

 

 

Данное пособие предназначено для студентов дневного отделения социологического факультета по специальности «социология». Оно разработано на основе курса «Социальная антропология» и содержит в себе программу курса, учебный план, план семинарских занятий, список рекомендуемой литературы и вопросы к экзамену.

Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом цикла ОПД.Ф.18 ГОС ВПО второго поколения по специальности 020300 «Социология». Материалы печатаются по целевой программе «Основы качества национального социального образования для России XXI века» Совета по «Социологии и социальной антропологии» УМО по классическому университетскому образованию при МО РФ


 

 

ã О.Т. Коростелева, 2009


Содержание

Содержание................................................................................................................................ 3

Введение....................................................................................................................................... 4

Организационно-методический раздел................................................................. 5

Содержание курса.................................................................................................................. 8

Учебный план курса............................................................................................................ 10

Примерный перечень вопросов
для самостоятельной подготовки........................................................................... 16

Примерные темы курсовых работ.............................................................................. 17

Вопросы к экзамену по социальной антропологии.................................... 18

Учебно-методическое обеспечение курса......................................................... 19

 


Введение

 

Курс «Социальная антропология» во многом является авторским курсом, адаптированным для чтения студентам-социологам в 5 семестре дневного обучения. Ссоциальная антропология призвана сыграть важную роль в формировании у студентов базовых знаний о человеке и человеческом обществе, а также устойчивого интереса к центральным проблемам гуманитарной теории и методологии: к проблемам целостности и гармонизации человеческого бытия, диалога, понимания, значения и смысла. Обращение к данным проблемам вносит существенный вклад в реализацию принципа культуроцентричности образования, так как ориентирует студентов на рассмотрение любого аспекта человеческого бытия и любого элемента социальной жизни в герменевтическом, смысловом пространстве культуры, в мире культурных ценностей, значений и смыслов. С другой стороны, в контексте получения студентами профессионального социологического образования важно обратить внимание на архаичные формы социальной организации, на основе которых возникают более поздние (в том числе современные) системы родства, социальные оппозиции и социальные институты.

Структура курса складывается из следующих тематических блоков:

1. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии;

2. Основные «миры» смыслового пространства бытия и диалоговые структуры их освоения;

3. Миф как способ бытия человека в мире.

При чтении курса и проведении семинарских занятий реализуется принцип сочетания серьезного изучения оригинальных работ, принадлежащих классикам социальной антропологии (А.Р. Рэдклифф-Брауну, К. Леви-Стросу, Л. Леви-Брюлю, Дж. Фрэзеру, В. Тэрнеру, Е.М. Мелетинскому, Э. Фромму, Й. Хейзинге и др.), с максимально свободным и заинтересованным обсуждением актуальных проблем самореализации и бытия человека в мире. Привлечение достаточно широкого этнографического материала не является самоцелью, а ориентировано в первую очередь на понимание родовой общности людей, принадлежащих к различным типам культур, а следовательно – на преодоление позиции этноцентризма и различных форм национальной нетерпимости. При этом, на наш взгляд, преподавание курса позволяет оптимальным образом учесть диалектику глобального, национального и регионального при изучении человека и общества. Ведь делая объектом своего изучения человека в контексте родной для него культуры (и неизбежно акцентируя момент ее уникальности, неповторимости, исключительности), социальная антропология демонстрирует наличие инвариантных, константных, архетипических форм бытия в мире, которые могут реализоваться и реализуются лишь при условии этнической и региональной уникальности.


Организационно-методический раздел

 

Курс предназначен для чтения студентам ФС специальностей «социология» и «информатика в социокультурной сфере» в 5 семестре. В содержательном плане является продолжением курса «Антропология», который читается студентам в I семестре первого года обучения.

Цель курса – ознакомление студентов-социологов с научной традицией, основными категориями и проблемами социальной антропологии, что является важнейшей составляющей профессиональной социологической и общегуманитарной подготовки.

Задачи курса:

1. Познакомить студентов с предметно-методологической спецификой социальной антропологии.

2. Проанализировать основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и диалоговые структуры их освоения.

3. Показать формы и механизмы социального опосредования бытия человека в мире.

4. Рассмотреть мифологию и ритуальную практику как регуляторы человеческого поведения.

 

Формой проверки усвоения знаний студентами является экзамен.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 544. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия