Семинарское занятие. 1. Предмет социальной антропологии: различные подходы к определению.
1. Предмет социальной антропологии: различные подходы к определению. 2. Место и роль социальной антропологии в системе социогуманитарного знания. 3. История социальной антропологии: основные школы и направления.
Литература: 1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 7-24. 2. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – СПб., 1997. 3. Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). – М., 1997. 4. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 8-32; 305-339. 5. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. – М., 2001. 6. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991. 7. Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. – М., 1998. 8. Бороноев А.О., Емельянов Ю.Н., Скворцов Н.Г. Особенности развития и взаимоотношений социологии и антропологии //Проблемы теоретической социологии. – СПб., 1994. 9. Резник Ю.М. Социальная антропология как научная дисциплина // Социс - №5 – 1997. 10. Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. – М., 2003. 11. Кравченко А.И. Социальная антропология. – М., 2005. – с. 3-72. 12. Иванов В.В. Дуальные структуры в антропологии. – М., 2008.
Тема 2. Основные «миры» герменевтического пространства человеческого бытия, связь между ними (Лекции – 2 часа) Лекция: 1. Понятие смыслового (герменевтического) пространства бытия. Соотношение культуроценоза и антропоценоза. 2. Основные миры смыслового пространства нечеловеческой жизни, их связи и взаимное «представительство». 3. Профанное и сакральное бытие в истории человечества.
Тема 3. Человек в повседневном мире. Структуры повседневности (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа) Лекция: 1. Понятие повседневности, его значение в социальной антропологии. 2. Структуры мира повседневности и их роль в жизни человека. 3. Человек в вещном мире материальной культуры. Феномен вещизма: история и современность.
Семинарское занятие: 1. Понятие повседневности, его значение в социальной антропологии. 2. Структуры мира повседневности и их роль в жизни человека. 3. Человек в вещном мире материальной культуры. Феномен вещизма: история и современность.
Литература: 1. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1983. – С. 118-146. 2. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – С. 32-56. 3. Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. – М., 1986. 4. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1995. 5. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995. 6. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. - 7. Корнев В.В. Система вещей в антропологической перспективе. – Барнаул, 2005.
Тема 4. Человек и мир природы: культурно-исторические архетипы взаимодействия (Лекции – 2 часа, семинары – 2 часа) Лекция: 1. Представления о природе в мифологических и ранне-религиозных воззрениях человека. 2. Стратегия управления и стратегия сотрудничества как модусы отношения человека к природе. 3. Проблема взаимодействия человека с природой и современность.
Семинарское занятие 1. Представления о природе в мифологических и ранне-религиозных воззрениях человека. 2. Стратегия управления и стратегия сотрудничества как модусы отношения человека к природе. 3. Проблема взаимодействия человека с природой и современность.
Литература: 1. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 28-32 2. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976. 3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура – М., 1989 – с. 121-148. 4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988. – с. 23-47. 5. Бердяев Н.А. Природа и свобода. Космическое прельщение и рабство человека у природы. //Русский космизм. – М., 1993. – с. 179-184. 6. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Там же. – с. 332-344. 7. Спенсер Г. Происхождение культа животных // Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Минск, 1999. – с. 307-329. Тема 5. Человекв социальном мире: бинарная оппозиция «мы и они». (Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа) Лекция 1: 1. Проблема отношения человека к «другим людям» в социальной антропологии. 2. Процесс этнической самоидентификации и формирования бинарной оппозиции «мы и они». 3. Механизмы и закономерности формирования этнического образа. Особенности этнического образа русского человека.
Лекция 2: 1. Основные варианты оппозиции «мы и они» 2. Эволюция внутреннего и внешнего типов бинарной оппозиции «мы и они» в культурно-историческом контексте. 3. Формирование социальных институтов в контексте оппозиции «мы и они».
Семинарское занятие № 1 1. Проблема отношения человека к «другим людям» в социальной антропологии. 2. Процесс этнической самоидентификации и формирование бинарной оппозиции «мы и они». 3. Механизмы и закономерности формирования этнического образа. Особенности формирования этнического образа русского человека. Литература: 1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995. 2. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – гл. VI-VIII. 3. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – лекции 4-7. 4. Сказки народов Африки. – М., 1976. 5. Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 1998. 6. Плахин В.Т., Коростелева О.Т. Оппозиция «мы и они»: архетипы и практика этнического поведения //Теория и практика национальной политики Алтая и России. – Барнаул, 1990. 7. Титова Т.А. Этнические стереотипы в многонациональной среде // Человек. – 2007. – № 1. 8. Зильберглейт А.В. Метаморфозы этносов и парадигмы эволюции // Человек. – 2007. – № 1.
|