В конце 2-го – начале 1-го тысячелетия до н.э. в древней Индии и Китае появилась философия как мировоззренческая система взглядов. Причиной этого явления было то, что именно в этот период в силу усовершенствования способа производства происходит общественное разделение труда, появляются классы, возникает государство. На смену жрецам приходят мудрецы-философы, которые занимаются толкованием воли Неба, пытаются объяснить сущность природы и человека, раскрыть их взаимосвязь и взаимодействие, определить место человека в мире и обществе, его отношения к власти, закону и т.д.
На формирование и развитие первых философских направлений повлияло и распространение традиционных религиозно-мифологических представлений. Это проявилось в мировоззрении восточных государств, где стала преобладать религиозно-этическая проблематика, вместо научно-теоретической.
Специфическое понимание картины мира также указывает на своеобразие философии Древнего Востока. Природа здесь рассматривается не как предмет теоретизирования, а как объект религиозно-морального анализа. Учение о мире является продолжением этического учения о человеке. Философы пытаются отыскать в бытии не причинно-следственные связи, а всемирный моральный миропорядок (индийская карма), который определяет жизненный путь и судьбу человека.
Философия Древнего Востока плюралистична. В ней наблюдаются разные школы и направления, как материалистического, так и идеалистического характера.