БУРЯ НА ОЗЕРЕ
(Лк. VIII, 22‑24 /Мф. VIII, 26/; Лк. VIII, 25) И случилось, в один день вошел он в лодку и ученики его, и сказал им: переплывем на ту сторону озера, и поплыли. И когда они плыли, вот сделалась большая буря, и нашла на озеро, и заливало их, и пришла им беда, а он на корме спал. И подошли ученики его и разбудили его и сказали: наставник, наставник, пропадаем! Он же, проснувшись, сказал им: отчего вы робеете, маловерные, и он укорил ветер и волнение воды; и ветры затихли, и стала тишина. И сказал им: где вера ваша? Иисус не выказывает никакого страха перед опасностью земною, он спит тогда, когда буря бьет лодку и заливает ее. Когда его будят и говорят, что они погибают, он удивляется и делает им упрек. Они говорили, что верят истинной жизни вне времени и пространства, а при первом случае они своею робостью перед земными бедствиями показали, что не верят в нее. Как заботы о похоронах отцов и о домашних распорядках, как кровные связи, как отношения к другим людям не могут влиять на жизнь духа, так и опасность смерти земной и самая смерть земная не могут помешать жизни духа. И Иисус спит и, возбудившись, также остается спокоен. (Мф. VI, 34; Лк. IX, 59, 60) Не заботьтесь о будущем; довольно для настоящего своего зла. И другому Иисус сказал: иди за мною. А тот сказал: только прикажи мне прежде сходить отца похоронить. И сказал ему Иисус: оставь мертвых хоронить мертвым, а ты иди за мной и возвещай благовестие Божие. Опять два значения: одно, все заботы мирские, даже самые важные, какими кажутся похороны, суть дела смерти и тьмы. Одно дело жизни – это жизнь, распространение жизни. Другое значение и главное: для того, кто живет жизнью, – нет смерти. (Лк. IX, 61, 62) И сказал еще один человек: я пойду за тобою, но пусти меня прежде дома распорядиться. И сказал ему Иисус: кто взялся за соху да назад глядит, тот не годится в царство Бога. Это последнее изречение включает в себя смысл и первых двух, и в нем главная мысль всего места. Смысл его тот, что кто познал жизнь в царстве Бога – жизнь духа, и при этом заботится о чем‑нибудь плотском, тот этой заботой о плотской жизни признает то, что он не живет жизнью духа. Если человек, живя жизнью духа, заботится о плотской жизни, то он также мало успеет в жизни духа, как и тот, кто будет пахать, глядя не перед собой, а позади себя. Сравнение это имеет еще одно значение. Человек, воображающий, что он живет духом, и вместе с тем соображающий то, какие последствия будет иметь то, что он делает в жизни, подобен тому пахарю, который, чтобы провести борозду, смотрит не вперед, на то, что он делает, а назад, на то, что он сделал. (Лк. XII, 31) Ищите только того, чтобы быть в воле Бога, а все остальное будет у вас.
|