ПРИТЧА О ПИРЕ
(Лк. XIV, 15‑18) И услышав это, один из тех, кто был с ним, сказал ему: блажен кто ест хлеб в царствии Божием. Иисус сказал: один человек приготовил большой пир и позвал многих. И послал слугу сказать гостям: время ужина. Идите, уже готово. И начали по одному все отказываться. Первый сказал: я землю купил, надо идти поглядеть. Значение этого стиха – сомнение в самом царстве Божием. Человек этот говорит: хорошо, мы разделим все, а что как нет царства Бога? Притча эта похожа на притчу Матфея, но имеет другое значение. Чтобы не ошибаться в ее значении, надо ясно понимать случай, по которому она сказана. Выражено сомнение о том, будет ли еще это царство Бога, для которого нужно отдать плотскую жизнь. Притча выражает ответ на это сомнение. Иисус говорит: сомнения не может быть. Вас зовут, и вы знаете, что есть пир, но вы не идете не потому, что заняты, что сомневаетесь, а потому, что увлечены ложным богатством. (Лк. XIV, 19‑24) Другой сказал: я купил цабан быков, пойду попытать их, пожалуйста, извини меня. Третий сказал: я только женился, и потому мне никак нельзя. И пришел работник и рассказал все это хозяину; хозяин рассердился и говорит работнику: так иди же сейчас на улицы и на площади и приведи сюда нищих, убогих, хромых, слепых. И сказал работник: хозяин! я сделал все по твоему приказу, а все еще у нас место есть. И сказал хозяин работнику: поди же по улицам и площадям и всех уговаривай, чтобы шли и чтобы полон дом у меня был. Потому что, говорю вам, никто из тех званых не будет есть моего обеда. Значение притчи прозрачно и просто. Сказано в Нагорной проповеди: блаженны нищие, горе богатым. И теперь объясняется, почему нищих позвали, и они рады и пришли: им больше не о чем думать. А богатым мешает забота: кому поле, кому быки, кому свадьба. Нищие все пришли, но место еще есть для тех, кто хочет прийти. А чтоб прийти, сказано, что нужно сделать: нужно оставить заботы о житейском, о богатстве; место всегда есть для тех, кто хочет прийти, т.е. отдать богатства; но те, кто не хочет этого сделать, занят быками, полем и женою, тем нельзя прийти, и им не видеть ужина. (Мф. XXII, 2‑12) Царство Божие вот к чему приравнять: царь затеял свадьбу сына. И послал работников звать гостей на гулянье. А гости разгадали идти. Опять послал других работников, говоря: скажите гостям, обед готов, кормленные все быки убиты. Все готово, приходите на гулянье. Но гости не приняли зова – кто пошел на поле, кто на торг. А другие еще ухватили работников, надругались над ними и побили их. Царь оскорбился, послал воинов на них и погубил их и город их сжег. Потом и говорит царь работникам: обед был готов, да гости не были согласны. Подите же по проулкам и кого встретите, того зовите на гулянье. И пошли работники по дорогам и собрали всех, кого нашли, худых и добрых, и стали полны хоромы гостей. Вошел и царь полюбоваться на гостей и увидал – один гость не одет в свадебное платье. Он и говорит ему: ты, дружок, как сюда вошел без свадебного платья? Кто входил на свадьбу, должен был надевать платье от хозяина. А кто не надевал, тот показывал презрение хозяину и не исполнял его волю. (Мф. XXII, 12‑14) Гость смолчал. Тогда сказал царь слугам: свяжите ему руки и ноги и возьмите его, бросьте во тьму вон отсюда. Потому что много званых, но мало избранных.
|