Студопедия — Терминологический словарь
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Терминологический словарь






 

Авторитаризм - политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или одном властном органе, снижени­ем роли представительных институтов, сведением к минимуму оппо­зиции, диктаторскими методами правления. Традиционная авторитар­ная форма правления основывается на сакральном монархизме. В XX в. воссоздание авторитарной модели происходит в специфических усло­виях «ситуации вызова» - ранней фазы ускоренной модернизации, когда массовая негативная маргинальность создает предпосылки для установления диктатуры во имя сохранения стабильности и спокой­ствия народа, но недостаточно глубокое влияние модернизации не позволяет режиму использовать механизмы массовой мобилизации. В результате складывается элитарная политическая модель, схожая с традиционной системой авторитарных властных институтов (вождь, опирающийся на чиновническую бюрократию, армию, часто церковь, как корпоративные, закрытые, элитарные институты). Отличие авто­ритарных диктатур XX в. по сравнению с традиционными диктатура­ми - принцип вождизма, как персонификация политического руковод­ства (не занимаемое место, пост, а личность, харизма делают лидера переворота всенародным вождем, обеспечивают легитимность режи­ма). По содержанию политики авторитарные диктатуры делятся на кон­сервативные и прогрессистские. В условиях прогрессистской ставит­ся стратегическая цель ускоренных и стабилизирующих реформ во имя блага народа, но без демократии, с преобладанием силовых, дирек­тивных методов.

Административно-командная система – система управления экономикой страны, в которой главная роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-ко­мандной системы характерно централизованное директивное плани­рование. Такая система опирается на механизм вертикальной моби­лизации, несовместима с развитием свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

Американоцентризм - одна из разновидностей европоцентризма, рас­сматривающая Америку как цитадель новой культуры. Идеологами Нового света Америка рассматривается как бастион гражданских и религиозных свобод. В рамках американоцентризма Европа и другие части мира представляются плацдармом для укоренения американской культуры.

Анархо-синдикализм - специфическая разновидность корпоративной идеологии. Ведущим идеологом анархо-синдикализма был Жорж Сорель (1847-1922). Он продолжил разработку синдикалистской теории профсоюзного движения, сторонники которой считали синдикаты - просрессиональные объединения - основой социальной, политической и духовной жизни общества. Синдикализм рассматривал консолида­цию профессиональных групп и первенство их интересов как основ­ное средство ликвидации эксплуататорской экономической системы и трансформации государственно-политического организма на солидаристских принципах. Тем самым, он чрезвычайно близко подходил к логике корпоративных идеологий, но опирался именно на рабочее дви­жение. Сорель внес в синдикалистскую идеологию два важных тези­са, точно отразивших специфику политической стилистики многих кор­поративных движений первой половины XX в. Он сформулировал так называемую «теорию политического мифа», согласно которой в со­временной общественной жизни не сокращается, а, напротив, возрас­тает значимость иррациональных факторов. Сорель считал, что лю­бые идеологические доктрины все в большей степени оказываются представлены не рациональными теориями, а системой политической мифологии, обращенной к чувству, эмоциям человека. Их эффектив­ность зависит не от доказательности и аргументированности, а от спо­собности увлечь массу, ослепить ее яркими идеями, чувственно вос­принимаемыми образами. При определении методов деятельности синдикалистского движения Сорель, соответственно, предлагал ори­ентироваться на «теорию прямого политического действия». Наибо­лее важными признавались политические акции, не обремененные рациональными целями, не направленные на конкретные, утилитар­ные результаты, а выполняющие именно моральную, нравственную функцию, важные для создания в обществе особой моральной атмос­феры, для духовной консолидации движения. Эти идеи Сореля, пред­ставленные в книге «Размышления о насилии» (1908), получили осо­бенно большую поддержку среди самых разнообразных оппозицион­ных движений послевоенного времени.

Антисемитизм - одна из форм национальной нетерпимости, выражаю­щаяся во враждебном отношении к евреям. Антисемитизм сформиро­вался исторически на базе религиозной мотивации, в качестве реак­ции на консрессиональные особенности иудаизма. На рубеже Х1Х-ХХ вв. антисемитизм превратился в достаточно мощную политическую силу, окончательно утратив религиозную основу и отражая чисто экономи­ческие и социальные аспекты «антимодернизационного бунта». Осо­бенно характерен в этом отношении был немецкий антисемитизм. В публицистических работах его классиков - Е. Дюринга, О. Глагау, В. Марра, антисемитская пропаганда тесно увязывалась с идеями на­родной общности, национального социализма.

Атлантизм - идейно-политическая концепция, в основе которой лежит тезис об общности интересов и судеб стран атлантического региона. Атлантизм получил особое распространение в условиях «холодной вой­ны», когда геополитические термины «Запад» и «Восток» оказались связаны с существованием двух противоборствующих общественных систем, а атлантическая солидарность стала на многие годы синони­мом антикоммунизма.

Аудиовизуальная культура - область культуры, связанная с современ­ными техническими способами записи и передачи изображения и зву­ка. Аудиовизуальная культура - способ фиксации и трансляции куль­турной информации, не только дополняющий, но и служащий аль­тернативой, прежде безраздельно господствующей письменной коммуникации.

«Белые воротнички» и «синие воротнички» - термины, используемые в рамках теории социальной стратификации, для обозначения соот­ветственно работников собственно интеллектуального труда и труда, непосредственно связанного с обслуживанием техники, оказанием ус­луг, а также физического труда. К «белым воротничкам» относят ин­женерно-технических работников, банковских и других служащих, к «синим воротничкам» относятся рабочие, продавцы и т.п.

Бифуркации - качественные трансформации систем как непредопределенные импульсные изменения качественного состояния системы в результате мощного внешнего влияния и в зависимости от специфики реагирования системы на него.

Великодержавность - политика крупной страны, проникнутая духом на­ционального превосходства. Синдром великодержавности в националь­ном сознании может быть связан как с объективными причинами (зна­чительность величины государства, экономическая и военно-полити­ческая мощь, позиции на международной арене), так и субъективными факторами (конфессиональными, культурными). Рост великодержав­ных настроений, как правило, происходит на завершающей фазе по­ступательного качественного развития этноса, когда достигнут значи­тельный эффект в развитии социально-экономической базы, поли­тической консолидации, культурной ассимиляции внутренних периферий, то есть существует достаточная основа для внешней экс­пансии этнокультурных ценностей, политической культуры и социаль­ного опыта.

Вестернизация - полная или частичная переориентация сообществ, ис­ходно не принадлежащих к западнохристианской культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада. При этом речь идет не о насильственном внедрении или навязывании за­падными державами своих культурных норм другим народам в про­цессе их колонизации, а именно о добровольной вестернизации, про­водимой элитами развивающихся стран.

Временная стабилизация капитализма - понятие, первоначально свя­занное с концепцией мировой пролетарской революции, разрабаты­вавшейся в рамках коммунистического движения - как «временная стабилизация мирового капитализма после революционного подъема послевоенных лет и перед новым этапом активизации революционно­го движения пролетариата», в дальнейшем соотносилось с динамикой циклов развития капиталистического производства в межвоенный пе­риод. Основной причиной стабилизации 20-х гг. была деформация циклического развития, вызванная первой мировой войной, - образо­вание широкого отлаженного потребительского и производственного спроса, восстановление инвестиционной мощи монополий в период войны. Вместе с тем, эффективность капиталистического производ­ства существенно возросла в этот период и в связи с широким внедре­нием так называемой фордовско-тейлоровской системы организации труда.

Геноцид - истребление отдельных групп населения по расовым, нацио­нальным или религиозным мотивам.

Геополитика - понятие, характеризующее место и формы воздействия территориального положения государств на его политику и междуна­родные процессы. Впервые термин «геополитика» использовал швед­ский исследователь Р. Челлен (1846-1922), анализировавший «анато­мию силы» государств и выделявший пять основных компонентов государственной политики - экономополитику, демополитику, социополитику, кратополитику, геополитику. В современных исследованиях геополитика рассматривается в более широком аспекте, как сфера внешнеполитической стратегии, ориентированной на формирование определенного мирового политического пространства, борьбу за гегемонию на мировой арене.

Глобалистика - междисциплинарное направление научных исследова­ний, связанных с изучением природы, проявлений, возможных путей решения глобальных проблем человечества. В развитии глобалистики выделяется несколько этапов: 1) методологические и научно-тео­ретические исследования глобальных проблем как особой системы явлений (конец 60-х - начало 70-х гг.), 2) моделирование перспектив развития мира в условиях глобальных противоречий, выстраивание иерархии глобальных проблем (вторая половина 70-х гг.), 3) переори­ентация на локальные аспекты изучения глобальных проблем, выра­ботку практических рекомендаций по соответствующим направлени­ям политики (80-е гг.), 4) кардинальное обновление спектра глобаль­ных проблем при изменении возможного арсенала методов их решения (с рубежа 80-90-х гг.).

Государство благосостояния - концепция развития западного общества в условиях ГМК, основы которой заложили представители американ­ского институционализма Г. Мюрдаль, Дж. Бьюкенен, Р. Титмус, Дж. Гэлбрейт, Э. Хансен. Благосостояние в этой концепции рассмат­ривалось не только в качестве критерия индивидуального уровня жизни, но и как результат деятельности сложных социально-экономи­ческих механизмов, обеспечивающих предоставление всего комплек­са материальных благ. Неотъемлемой частью общественного благо­состояния являются услуги, субсидируемые непосредственно обще­ством вне зависимости от деятельности стихийных рыночных факторов. В этом смысле, государство благосостояния рассматривалось как си­стема политики по обеспечению социальных прав всех членов обще­ства путем справедливого распределения общественного дохода. Кон­цепция государства благосостояния отходит от абстрактного анализа рыночных субъектов. Основное значение придается изучению соци­альных аспектов, задач и методов максимизации благосостояния пре­дельно большего числа индивидов. Соответственно основным крите­рием эффективности экономической системы признается уровень на­ционального дохода на душу населения, а стратегической целью государственного регулирования - обеспечение соответствующего перераспределения общественного продукта, поиск путей оптимиза­ции использования материальных ресурсов в целях роста потребления, коррекции потребительских стандартов и рационализации само­го общественного потребления. Залогом выполнения соответствующих задач считалось создание социально ориентированной смешанной экономики, основанной на многообразии форм собственности, со зна­чительной ролью государственного планирования, дифференциацией моделей потребления при сохранении общего высокого уровня жизни. Принципы смешанной экономики, предполагающие эффективное со­четание рыночных механизмов и системы государственной социаль­ной политики, стимулирования потребления и роста занятости, интен­сивное использование достижений научно-технического прогресса, стали ориентиром для политики ведущих стран Запада в 50-60-х гг.

Демократизация – процесс, ведущий к наиболее полному развитию народовластия. Демократизация охватывает различные сферы общественной и государственной жизни, связанные с преобразованием общества как в целом, так и отдельных его составляющих.

Депрессия - застой в экономике, характеризуемый отсутствием подъе­ма производства и деловой активности, низким спросом на товары и услуги, безработицей. Обычно депрессия возникает после и в резуль­тате экономического кризиса. Депрессия после кризиса свидетельству­ет, что экономический кризис перешел в завершающую фазу и следу­ет ожидать оживления, а затем и подъема экономики.

Диктатура - ничем не ограниченная власть одного лица или группы лю­дей.

Дискриминация - ограничение или лишение прав граждан по признаку расовой принадлежности (расовая дискриминация), национальности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д.

Долларовый стандарт - валютный стандарт, утвержденный в 1944 г. в рамках Бреттон-Вудской международной валютной системы. В его основу была положена двойная схема поведения стран-участниц, пре­дусматривавшая возможность установления для своей валюты фик­сированного паритета по отношению к золоту, как непосредственно (с учетом собственных золотых запасов), так и через другую «твер­дую» валюту. В любом случае национальные валюты включались в жесткую международную систему фиксированных паритетов, преде­лы колебания курса валют в которой были установлены в размере 1 % (с 1959 г. - 2%, с 1971 г. - 2,25%). В условиях послевоенной конъюнк­туры только США оказались способны установить фиксированный па­ритет национальной валюты к золотому запасу (35 долларов за ун­цию). Остальные страны, подписавшие Бреттон-Вудское соглашение, зафиксировали курсы своих валют в долларах и обеспечивали их кон­вертируемость через долларовые резервы центральных банков. По­мимо доллара в качестве резервных валют международных расчетов использовались также фунт стерлингов и франк.

Еврокоммунизм - идейно-политическое течение в западноевропейских коммунистических партиях, сложившееся в конце 70-х - начале 80-х гг. на фоне обострения кризисных явлений в мировой социалисти­ческой системе. Еврокоммунизм стал новой моделью «третьей идео­логии», альтернативной как по отношению к западному варианту ин­дустриального модернизационного развития, так и советскому опыту социалистического строительства. Концептуальные постулаты еврокоммунизма основывались на отказе от ведущей роли КПСС, универ­сальности советского опыта, признания эффективности национальных моделей социалистического строительства, многопартийной демокра­тии, социального плюрализма. В политическом отношении еврокоммунизм опирался на стратегию реформизма в условиях капиталисти­ческой системы, отказ от революционных насильственных методов об­новления общества. Функционально еврокоммунизм заполнил идейно-политическую нишу реформистского пролетарского движения, образовавшуюся в результате эволюции социал-демократических партий в сторону либерального прогрессизма.

«Закат Европы» - духовный кризис индустриальной общественной сис­темы, основанной на принципе самодостаточности индивидуума. Вос­торжествовавшая в эпоху империализма «свобода от» подвергла раз­рушению не только религиозные, сословные «оковы» личности, но и саму духовную и социальную преемственность человеческой жизни. Идея безусловного прогресса - идол индустриальной системы - ока­залась ловушкой. Слепая вера в будущее превращала реальность во временное, условное состояние, а прошлое - в темный временной про­вал, лишенный какого-либо самостоятельного значения. Отказавшись же от себя вчерашнего, человек лишался и пространства для осмыс­ления всей жизни в целом, смысла своего существования. Вся система общественных оценок, мировоззренческих стимулов, моральных устоев оказывалась под сомнением. Индивидуалистическая соци­альная философия, прагматизм и деловитость, возведенные в ранг общечеловеческих ценностей, деформировали сам психологический строй личности. Ключевыми ориентирами жизнедеятельности стано­вились независимость, эффективность, благосостояние. Развитие лич­ности как духовного феномена приносилось в жертву дееспособности человека в качестве производителя материальных благ. В итоге, раз­рушив традиционное общество, новая цивилизация не столько обосо­била индивидуума, сколько поместила его в систему обезличенных, но чрезвычайно жестких связей. Ее основу составила индустриальная машина, превращающая человека в своего рода механизм с опреде­ленными производственными и потребительскими функциями. Внеш­не спонтанная, хаотичная рыночная стихия складывалась в монолит­ный, нависающий над человеком молох, регламентирующий стандар­ты поведения, стиль межличностного общения, образ мышления. Общество, провозгласившее приоритетной ценностью интересы лич­ности, пришло в своем развитии к отрицанию ее самобытности, к «де­персонализации» личности. «Человек достиг возможности физического полета при полнейшей духовной привязанности к земле» (А.М. Ла­дыженский). В философской мысли начала XX в. эта ситуация получи­ла название «кризис европейского пессимизма», «закат Европы» -нарастающее разочарование в самих духовных основах индустриаль­ного общества, осознание ограниченности идеалов нового времени.

Золотой стандарт - золотой (золотомонетный) стандарт был принят в рамках первой мировой валютной системы - Парижской, действовав­шей с 1867 г. Он предусматривал определение золотого содержания каждой национальной валюты, установление соответствующего пари­тета валют и обеспечение режима их свободного обмена на золото. С 1922 г. существовала так называемая Генуэзская валютная система с золотодевизным стандартом (девизы - международные платежные средства в виде банковских векселей, чеков, аккредитивов, подлежа­щих оплате за рубежом в иностранной валюте и запас которых рас­сматривался наряду с золотом как основа для определения курса на­циональной валюты).

Идеологии «третьего пути» - идеологические доктрины, связанные с преодолением модернизационного дуализма общественного развития, отказом от балансирования между традицией и «вызовом Запада», принципиальным неприятием как охранительного консерватизма, так и прогрессизма (классического либерального или марксистского). Сам тезис о «третьем пути» общественного развития по своему происхож­дению был связан с моделью партийно-политического спектра, сло­жившейся в XIX в. и основанной на противостоянии «правой» (охрани­тельной) и «левой» (прогрессистской) идеологии. «Третья идеология» формировалась «по ту сторону левого и правового» (С. Франк) и по своему духу противостояла радикальным вариантам консервативного традиционализма и либерально-марксистского прогрессизма не в ка­честве умеренной, центристской линии, а как принципиально новая политическая философия, особым образом преломляющая отличитель­ные черты классических концепций. Как и консерватизм начала XX в., это направление ориентировалось на «реальную», «конкретную» по­литику в противовес «формальной логике» классовых идеологичес­ких концепций. Но, подобно своим оппонентам из либерального и мар­ксистского лагеря, его сторонники делали ставку на глобальные изме­нения, а не частичные реформы, создание принципиально новой социальной системы. В центре поиска «третьего пути» оказались обыч­ные для консерватизма ценности социальной солидарности, представ­ление об обществе как едином взаимосвязанном организме.

Империализм - период в истории индустриального общества (70-х гг. XIX - 20-х гг. XX в.), непосредственно связанный с существованием особой макроэкономической модели монополистического капитализ­ма. В качестве особого этапа цивилизационного развития индустри­альной цивилизационной системы эпоха империализма стала перио­дом наиболее полной и последовательной реализации базовых принципов модернизационной парадигмы, торжества идеалов раскре­пощенной, независимой личности, обладающей правом на свобод­ное творчество, наиболее полного распространения принципа «свободы от» («laisser-faire») на все стороны общественных отношений, тотальной экспансии этих принципов. Именно эпоха империализма при этом окончательно разрушила великую мечту нового времени - мечту о гуманности человеческой природы, всесилии Разума, готов­ности человечества к духовному и социальному совершенствованию. Нарастание противоречий в экономической, правовой, политической, культурной сферах имело единые истоки - кризис общественной си­стемы, основанной на принципе самодостаточности индивидуума. Запад стоял на пороге сложной цивилизационной трансформации. Суть ее объективно заключалась в «социализации» общественного устройства, отказе от крайностей индустриального техницизма, воз­рождении духовной природы личности, укреплении ее социальных связей.

Индекс Доу-Джонса - средний показатель курсов акций группы крупнейших компаний США (среднеарифметическая величина ежедневных котировок на момент закрытия биржи). Название индекса связано с практикой публикации данного показателя фирмой Доу-Джонса.

Интеграция (от лат. integratio- восстановление, соединение) - 1) процесс, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимодополняемости отдельных специализированных элементов; 2) и. экономическая – процесс объединения национальных хозяйств, включающий в себя также проведение согласованной межгосударственной экономической политики.

Интервенция - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Интервенция мо­жет быть военной, экономической, дипломатической, идеологической. Все виды интервенции запрещены международным правом.

Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленное повышением их качества. Инфля­ция вызывается переполнением рынка денежной массой при отсутствии увеличения количества товаров. Различают различные формы инф­ляции: административная инфляция - инфляция, порождаемая ад­министративно управляемыми ценами; галопирующая инфляция - инфляция в виде скачкообразного роста цен; гиперинфляция - инфляция с очень высоким темпом роста цен; импортируемая инфляция - инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным поступлением в страну иностранной валюты и повыше­нием импортных цен; кредитная инфляция - инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией; непредвиденная инфляция - уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный пе­риод; открытая инфляция - инфляция за счет роста цен потребитель­ских товаров и производственных ресурсов, подавленная (скрытая) инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита, сопровож­дающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне. В этой ситуации происходит «вымывание» товаров на открытых рынках и переток их на теневые рынки, где цены растут; ползучая инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном рос­те цен; инфляция спроса, проявляющаяся в повышении спроса над предложением, что ведет к росту цен.

Информационная культура - знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования, от работы с библиотечным ката­логом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет.

Информационное общество - современный тип общества, в котором ведущую роль приобретают информационные технологии и средства массовой коммуникации. Концепция информационного общества опи­рается на исследование новых форм социализации, основанных на свободном доступе к информации, дерегламентированных формах ее обработки и социального использования, влияние этой ситуации на из­менение форм социальной активности, мотивации, критериев само­идентификации личности. Рассматривая информационное простран­ство в качестве новой социальной реальности, сторонники данной кон­цепции исходят из тезиса о принципиальном изменении самих основ процесса социализации личности в современном обществе. Общество, где информационный обмен (в том числе и на международном уровне) является товаром, услугой, источником прибавочного продукта в экономическом механизме, залогом политико-правовой стабильности, важнейшим фактором формирования массового сознания и обеспе­чения жизненного уровня, предъявляет особые требования к уровню культурной и коммуникативной компетентности личности, ее способ­ности преодолевать коммуникативные барьеры. Соответственно ме­няется и характерный для индустриального общества механизм соци­ализации (ориентированный прежде всего на передачу и закрепление определенного объема общей и специальной информации, составля­ющей основу социально-профессионального статуса личности). Харак­тер социализации все в большей степени определяется формирова­нием особых личностных характеристик - устойчивой внутренней мо­тивации и способности к постоянному возобновлению информативного диалога с окружающей социальной средой, мобильности поведенчес­ких реакций и гибкому реагированию на инновационную среду, допус­тимой гибкости культурно-ценностной ориентации, готовности к само­идентификации в условиях стремительно меняющегося мира. В конеч­ном счете этот комплекс социальных навыков и психологических особенностей сводится к особому состоянию открытости личности для постоянного развития, готовности к переосмыслению своих взглядов и знаний, способности к позитивному восприятию и творческому ос­мыслению незнакомых феноменов окружающей жизни. Сторонники концепции информационного общества расходятся в определении ис­торического места этой системы. Информационное общество опреде­ляется либо в качестве синонима постиндустриального общества (или одного из этапов его развития), либо в качестве принципиально новой стадии общественного развития, приходящей на смену постиндустри­альной фазе.

Кейнсианство - широкий спектр экономических воззрений, общей отли­чительной чертой которых был анализ макроэкономических (совокуп­ных) факторов, изучение рынка как единой системы, подлежащей цен­трализованному стратегическому регулированию, попытка выработать целостную модель экономического развития индустриального обще­ства в условиях структурных изменений. Эта волна теоретических ис­следований не только отражала качественную трансформацию капи­талистической экономики, но и сама сыграла огромную роль в ней. Переход экономической науки от абстрагирующей теории к система­тизирующей и моделирующей превратил ее в реальный инструмент общественных преобразований. Символом этой волны стало учение английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946). В сочинениях «Трактат о деньгах» (1930) и «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) Кейнс окончательно сформулировал основные положе­ния своей теории. Кейнс утверждал, что динамика общественного про­изводства и занятости определяются в первую очередь факторами платежеспособного спроса, а не предложения. Классический постулат «Предложение само рождает для себя спрос», восходящий к идеям Ж. Сея и предполагающий невозможность устойчивого общего пере­производства, он считал ошибочным для масштабов макроэкономи­ческого процесса с присущей ему инерционностью, зависимостью от социальных и психологических факторов. Кейнс рассчитал природу снижения прибыльности накопленного капитала и соответственного ус­тойчивого снижения совокупного спроса, что и создает относительное перепроизводство. Кейнс полагал, что это противоречие не может быть исправлено на уровне микроэкономических ценовых механизмов и объективно обусловливает необходимость централизованного регули­рования капиталистической экономики - стимулирования «эффектив­ного спроса» (реального инвестиционного и потребительского спроса на рынке).

Клерикализм - идеологическая доктрина, предусматривающая приори­тет церкви и духовенства в общественной жизни. Классический кле­рикализм являлся консервативной охранительной идеологией. На про­тяжении XIX в. его влияние ослабевает, а на смену жесткому клерика­лизму приходит политический католицизм - движение за широкую общественно-политическую эмансипацию католиков в условиях демок­ратической государственности. Современные формы клерикализма по своему происхождению связаны с формированием на рубеже XIX-XX вв. обновленной солидаристской социальной доктрины христиан­ской церкви и попытками рассмотрения этой доктрины в качестве един­ственной эффективной альтернативы решения конфликтных проблем индустриального общества. В частности, клерикализм тесно связан с воинствующим антикоммунизмом.

Клиенелистские отношения - особая форма отношений, например между главарем клана или мафии и их членами, руководителем группы или партии и их членами, предпринимателя и его наемных рабочих и т.д., построенные на принципах взаимности, когда подчиненные готовы безоговорочно поддерживать своих начальников за предоставляемые им материальные или иные блага или поощрения.

Коллаборационизм - сотрудничество граждан оккупированной террито­рии с оккупантами.

Компрадорская буржуазия - буржуазия экономически отсталых стран, осуществляющая посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком.

Конвергенция - понятие, отражающее процесс сближения капиталис­тической и социалистической мировых систем, осуществляющийся в результате встречных плюралистических изменений в экономичес­кой, политической, социальной и идеологической сферах. В основе конвергенции лежала динамика индустриального развития различ­ных эшелонов европейской цивилизации, постепенного завершения «догоняющего развития» стран ускоренной модернизации в середи­не XX в.

Конформизм - пассивное принятие существующего порядка вещей, гос­подствующих мнений и т.д., часто под явным или скрытым давлением социальной группы.

Концессии - договор о передаче принадлежащих государству источни­ков природных богатств или хозяйственных объектов в эксплуатацию на временный срок иностранным фирмам или частным лицам.

Ленд-лиз - система передачи США в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия и других материальных ресурсов странам антифаши­стской коалиции в период второй мировой войны.

Либерально-консервативная идеология - умеренно-реформистская концепция, сформировавшаяся в странах «второго эшелона» в усло­виях форсированного индустриального рывка на рубеже Х1Х-ХХ вв. В основе ее лежал синтез на консервативной основе традиционных цен­ностных ориентации и новой либеральной парадигмы. С точки зрения либерального консерватизма реформаторство может носить лишь праг­матический и ограниченный характер, тогда как приоритет нацио­нальных, культурных, религиозных ценностей является бесспорным. Речь может вестись только о реформах, призванных продолжить исто­рически избранный путь нации. Тем самым конечной целью преобра­зований считалось благо государства, а специфика проводимых модернизационных реформ зависела прежде всего от своеобразия на­циональной государственности, религиозно-конфессиональной системы ценностей. Либеральный консерватизм предлагал проект до­статочно радикального переустройства общества, но смысл этой кон­цепции определялся идеей поступательного развития конкретного об­щества, а не универсальными категориями общечеловеческого про­гресса. В отличие от либерализма, в том числе и социального, для которого ограничение свободы индивидуума определяется в конечном счете приоритетом прав других людей и ответственностью общества перед ними, либеральный консерватизм ориентировался на развитие самого общества как единого организма. Усиленная пропаганда идей органической солидарности и национального единства дополнялись в идеологическом арсенале либерального консерватизма новой элитар­ной концепцией государственной власти - теорией элит.

Либертаризм - интегрированная идеологическая доктрина, основанная - на консервации классических либеральных принципов в условиях об­щественного развития конца XIX-XX в. Причиной возникновения либертарной идеологии стала функциональная трансформация класси­ческих либеральных и консервативных идеологий в индустриальном обществе, прошедшем путь первичной модернизации и закрепившем в основных экономических, социальных и политико-правовых институ­тах базовые либерально-демократические принципы. Если дальней­шая эволюция либерализма была связана с социализацией его уста­новок, преодолением социальной философии крайнего индивидуализ­ма, то ниша консервативной идеологии оказалась занята новой охранительной концепцией, отражавшей ценности созданной индуст­риальной модели. Обновленная консервативная идеология не только отстаивала принципы классического либерализма, но и придавала им гипертрофированный характер. Большую роль в этом сыграли тради­ционные для консерватизма идеи стихийности и естественности об­щественного развития, скептическое отношение к рациональным про­ектам создания общества всеобщего благоденствия и самой способ­ности человеческого разума контролировать ход общественного развития. В итоге из доктрины классического либерализма в наиболь­шей степени оказались востребованы идеи абсолютной экономичес­кой свободы, борьбы стихийных рыночных сил, государственного не­вмешательства в экономику. Тем самым, осуществился синтез либе­ральной концепции «laisser-faire» с присущими консерватизму традиционалистскими идеалами. Наиболее ярким вариантом подоб­ной эволюции консерватизма стала доктрина социал-дарвинизма.

Лоббизм (от англ. lobby - кулуары, коридоры) - система связей и отноше­ний в среде политиков, государственных чиновников, экспертов и т.д., позволяющая подготавливать и принимать государственно-политические и административные решения, отвечающие интересам определенных промышленных, финансовых и иных групп.

Мажоритарный и пропорциональный избирательный принципы - в условиях мажоритарной избирательной системы избранными счи­таются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по округу, где они баллотируются (различаются мажоритарные системы с абсолютным большинством - для избрания требуется более полови­ны всех голосов по округу, относительным большинством - требуется большинство голосов по сравнению с другими кандидатами, квалифи­цированным большинством - требуется заранее установленное боль­шинство голосов, например 2/3, 3/4); в условиях пропорциональной избирательной системы происходит распространение мандатов меж­ду партиями, выставившими своих кандидатов, пропорционально ко­личеству полученных всеми участниками выборов го







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1788. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия