Защитные механизмы
В связи с тем, что в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры Супер-Эго и может травмировать личность. 1. Отрицание – это попытка игнорировать реальные события, которые беспокоят личность. Способность неправильно вспоминать события – также форма отрицания. 2. Реактивное образование – это подмена поведения или чувства прямо противоположным действительному желанию. Человек может проявлять излишнюю чистоплотность в качестве защиты от желания быть все время грязным. Главная черта реактивного образования – преувеличение и экстравагантность. 3. Обратное чувство, замещение – это изменение направленности импульса – например, упреки в свой адрес, вместо того, чтобы выразить разочарование кем-то другим. 4. Подавление – перевод чего-то из сознания в подсознание. Следствием подавления могут быть истерические симптомы: астма, язва, страхи, импотенция и фригидность. 5. Рационализация – это нахождение приемлемых объяснений для неприемлемых мыслей или действий. Рационализация скрывает наши мотивы и делает наши действия морально приемлемыми. Например, человек, не вступившийся за несправедливо обиженного, спасая свое самоуважение, заявляет, что он «не знал», «не успел» и т.п. Очень часто встречается ссылка на некие «интересы дела» (совершал неблаговидные поступки, но не из-за собственных изъянов, а во имя каких-то общих интересов). 6. Идентификация с агрессором – проявляется в имитации того, что может оказывать отрицательное давление. Если кто-то маскирует свой страх перед каким-то авторитетом, он может усвоить его манеры в гипертрофированном или карикатурном виде. (Например, Хельсинский синдром). 7. Аскетизм – чаще всего используется для контроля над интенсивностью сексуальных влечений. Как правило, он демонстрируется с видом полного превосходства. 8. Изоляция аффекта – это отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной душевной сферы. Ее нормальным прототипом является логическое мышление. 9. Регрессия – возвращение на более ранний уровень развития или способы выражения, которые более простые и свойственны детям. Каждый взрослый человек время от времени прибегает к этой защите, чтобы «спустить пар». Люди курят, напиваются, переедают, выходят из себя, грызут ногти, ковыряют в носу и т.д. 10. Расщепление представляет собой разделение положительных образов человека от отрицательных. Человек может заявить о том, что все его друзья предали его и превратились во врагов, а в следующий момент сделать обратное заявление. 11. Девальвация или дискредитация – умаление заслуг партнера, сведение его значения к минимуму вплоть до презрительного отношения. 12. Примитивная идеализация – обратная реакция, проявляется в преувеличении силы и престижа другого человека. 13. Всемогущество – преувеличение собственной власти и силы. 14. Проекция – это приписывание другому человеку, животному или объекту качеств, чувств и намерений, которые исходят от самого субъекта. Традиционный пример механизма проекции - это представление об аморальности и сексуальной распущенности окружающих старой девой с ее подавленными, но отнюдь не уничтоженными сексуальными устремлениями и влечениями. 15. Интроекция – это стремление присваивать убеждения и установки других людей и без критики делать их своими собственными. Такой субъект очень часто говорит не от себя, а от лица коллектива. Вместо «я» он, как правило, использует «мы». 16. Перенос – это смена объекта чувств, перемещение их с того объекта, который послужил источником отрицательных эмоций на другой объект, более безопасный. Здесь имеется в виду бессознательная ориентация импульса или чувства с одного объекта на другой, чаще более доступный. Этот механизм весьма распространен в обыденной жизни – эмоции выплескиваются либо на более близкого человека, либо – на более слабого (например, неприятности на работе и унижения со стороны начальника приводят к вымещению накопившихся эмоций на жене, детях). 17. Сублимация – представляет собой «успешную» защиту. Она представляет собой процесс, посредством которого неизрасходованная сексуальная энергия перенаправляется к другим целям – интеллектуальным, художественным, культурным, проявляясь в форме творческого самовыражения. 3.1.4. Эдипов комплекс Издавна люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты генотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был запрещен (религией, законодательством). Эту запретную установку выдало «Супер-Эго», или совокупность всех сознательных параметров. «Я», подчиняясь этому закону общества, стало ограничивать инцестуозные побуждения. Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте направлено на близких, а в большей степени, на мать, так как она ближе всего к нему, то есть, можно сказать, что вольно или невольно бессознательное «оно» создает инцестуальные предпосылки, которые подавляются общественной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие, которое или со временем (с возрастом) разрешается, или выливается в «Эдипов комплекс». Так как на начальной стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего родителя или убить его. Эдип в греческой мифологии сын царя Фив Лая и царицы Иокасты, которым было предсказано, что их сын убъет отца и станет мужем собственной матери. Когда родился Эдип, царь приказал проколоть ему ступни (Эдип – значит пухлоногнй, с распухшими ногами) и бросить на съедение зверям. Раб пожалел мальчика и отдал его пастуху коринфского царя Полиба. Эдип вырос в уверенности, что царь Полиб ему отец. Вновь Дельфийский оракул предсказывает уже самому Эдипу, что тот убьет своего отца и женится на матери. Устрашенный этим предсказанием, Эдип решает покинуть дом, который он считал родным. В пути Эдип встречает Лайя и, вступив с ним в спор, убивает его. Так исполнилась первая часть пророчества: Эдип становится убийцей своего отца. На пути в Фивы Эдип встречает Сфинкса, который стережет город и пожирает всех путников, не разгадавших его загадку. Эдип решает загадку, Сфинкс бросается в пропасть, и дорога в Фивы становится свободной. Эдип входит в город, и благодарные фиванцы избирают его царем и дают в жены вдову прежнего царя Иокасту. От этого брака родились сыновья Этеокл и Полиник и дочери Йемена и Антигона. Так сбывается вторая часть пророчества – Эдип становится мужем своей матери. Через несколько лет в Фивах начался свирепый голод, и вспыхнула эпидемия чумы. Дельфийский оракул предсказывает, что бедствия прекратятся после того, как будет обнаружен убийца Лайя. В результате расследования Эдип с ужасом узнает правду, ослепляет себя и покидает Фивы, Иокаста кончает жизнь самоубийством. У девочек наблюдается такой же комплекс, только называется он комплексом Электры. Электра в греческой мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры, спасительница и помощница брата Ореста, который отмстил за отца, убив мать и ее возлюбленного Эгфиса. 3.2. Аналитическая психология 3.2.1. Понятие об интроверсии и экстраверсии Основное в концепции Юнга – это вопрос о том, куда обращен круг интересов личности: во внутрь Я (интроверт) или во вне (экстраверт). Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес к окружающему миру – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, однообразной среде. Интроверт устремляет свое либидо вовнутрь, связывая психическую энергию со своим внутренним миром, мыслями, фантазиями или чувствами. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание не объекту, а своим внутренним реакциям и образам. Наиболее комфортно интроверт чувствует себя в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, чем другая. В идеале Юнг видит пластичность, то есть умение пользоваться одной из этих ориентаций там, где она более подходит. 3.2.2. Психические функции Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре основные психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Мышление есть рациональная способность структуировать и синтезировать разрозненные данные путем концептуального обобщения. Оно дает имя вещи и вводит понятие. Чувство - функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Мышление и чувство - функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения «истина – ложь», а чувство – «приемлемо – неприемлемо». Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности. Ощущение – функция, которая говорит человеку, что нечто существует, но не называет это нечто. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности. Интуиция определяется как восприятие через бессознательное. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными - внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок. В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом. Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление – чувство, ощущение – интуиция. Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, в действительности одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные. Ее называют ведущей. В соответствии с ведущей функцией выделяются четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный. В совокупности с интраверсией – экстраверсией образуются 8 типов: мыслительный экстраверт, сенсорный экстраверт т.д. 3.3. Бихевиоризм 3.3.1. Основные принципы бихевиоризма Основными представителями бихевиоризма являлись Джон Б.Уотсон, Скиннер, Торндайк. В 1913 г. Джон Уотсон сформулировал основные принципы поведенческой психологии. · Предмет психологии – поведение. · Оно построено из секреторных и мышечных реакций, полностью детерминированных внешними стимулами. · Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиться, как и во всех остальных естественных науках, внешне наблюдаемыми феноменами. Основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия среды, с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющая часть экспериментов была проведена на животных (преимущественно на белых крысах), а установленные закономерности были перенесены на человека. В качестве описательной и объяснительной схемы Уотсон предложил S – R (стимул- реакция),в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул, порождает некое поведение или реакцию, причем характер реакции определяется только стимулом. В рамках этого понятия укладываются все виды поведения - от животных до социальных. Поведение животного и человека бихевиористы рассматривают, как сумму реакций организма на внешние раздражители –стимулы. По мнению Д. Уотсона, знание характера связи раздражителей и реакций дает возможность предугадывать поведение людей. Огромное влияние на развитие бихевиоризма оказал Баррхус Фредерик Скиннер (р. 1904). Его больше интересовал процесс, который следует за реакцией – оперантное обусловливание. Это нечто большее, чем реакция, это – не дергание за ниточки, а определенное устройство мира, в котором человек будет делать нечто, что повлияет на мир, а это, в свою очередь, повлияет на самого человека. Оперантное поведение лежит в основе обучения. Поощряя или наказывая, можно сформировать определенный стереотип поведения. Подкрепление – это любой стимул, увеличивающий вероятность определенной (заранее запрограммированной) реакции. Это может быть «пряник-кнут». Подкрепление может быть позитивным и негативным. Скиннер считал, что позитивные и негативные стимулы формируют и регулируют поведение. Он утверждал, что все поведение можно расценивать как обусловленное сочетание позитивных и негативных стимулов. Деньги, пища – позитивные; боль, страх, голод – негативные подкрепления. У человека дополняется еще слово: власть, слава – положительные и с другой стороны – страх, унижение.
|