Для самостоятельной работы
1. Покажите место и роль юридической антропологии в системе социогуманитарного знания. 2. В чем сущность и причины «антропологического поворота» в современном правоведении? 3. Определите суть и значение герменевтического подхода в методологии социально-антропологических (в том числе юридико-антропологических) исследований. 4. Назовите основные методы эмпирического исследования в антропологии права. 5. Перечислите особенности и источники традиционного права. 6. Каково значение исследований архаичных культур в юридической антропологии? 7. В чем заключается разница в изучении родственных отношений в рамках эволюционного и структурно-функционального подходов в антропологии права? 8. Приведите типы брачных обменов, характерных для обществ различного уровня сложности. 9. В чем заключаются правовые основы супружества и наследования в жизни традиционных культур? 10. Проведите сравнительный анализ правовых оснований супружества, родительства и родства в архаичных и современных западных обществах. 11. В чем вы видите принципиальную разницу между современными и архаичными представлениями в области земельного права? 12. Покажите роль мифа как главного источника традиционного земельного права (приведите примеры соответствующих мифов). 13. Охарактеризуйте земельные системы и земельные отношения в традиционных обществах черной Африки. 14. В чем заключается и как реализуется принцип множественности власти в традиционном земельном праве? 15. Каково соотношение уставных и договорных отношений в системах традиционного и современного права? 16. Назовите типы договорных отношений, характерных для общности модели социального устройства. 17. Какие наказания предусматривает система архаичного права в случае неисполнения обязательств по договору? 18. Каким образом юридическая антропология разграничивает насилие в животных и человеческих сообществах? 19. Как вы оцениваете роль мести в урегулировании конфликтов, возникающих в обществах различного уровня сложности? Приведите обоснование своей позиции. 20. Какие «правила» осуществления мести характерны для традиционных обществ? 21. Назовите основные антропологические модели, лежащие в основе правовых систем. 22. В чем Вы видите характер смысловой трансформации современного права? 23. Дайте характеристику правовых отношений в современной России, покажите их связь со спецификой российского менталитета. 24. В чем заключается наиболее существенным антрополого-юридические проблемы современного российского правопонимания? Каковы, на ваш взгляд, пути и перспективы решения этих проблем?
Вопросы к зачету по юридической антропологии
1. Сущность «антропологического поворота» в правоведении. 2. Предмет юридической антропологии. 3. Методологические особенности и проблемы развития антропологии права. 4. Проблема соотношения этноцентризма и культурного релятивизма в изучении различных правовых систем. 5. Методы исследования, применяемые в социальной антропологии. 6. Особенности и источники традиционного права. 7. Сущность общинной модели общественных отношений и юридические следствия из нее. 8. Архаичные системы родства и родственного права. 9. Правовые основы наследования и супружества в архаичном обществе. 10. Разница между современными и архаичными представлениями в области земельного права. 11. Земельные системы и земельные отношения в традиционных обществах Черной Африки. 12. Земельное управление в архаичных обществах. 13. Проблема соотношения уставных и договорных отношений в различных обществах. 14. Общинная модель общества и договорные отношения. 15. Повинности и гарантии по договору в архаичном праве. 16. Агрессия и войны в традиционных обществах. 17. Типология процедур урегулирования конфликтов. 18. Соотношение мести и наказания в системах архаичного и современного права. 19. Проблема социокультурной обусловленности права. 20. Семиотика как проблемное поле правовой антропологии. 21. Основные антропологические модели, лежащие в основе правовых систем. 22. Особенности становления и развития правовых отношений в России, их связь со спецификой российского менталитета. 23. Человек и общество в правовой системе советского периода. 24. Антрополого-юридические проблемы современного российского правопонимания. 25. Проблема социокультурной обусловленности права. 26. Основные антропологические модели, лежащие в основе правовых систем. 27. Антрополого-юридические проблемы современного российского правопонимания.
|