Студопедия — III. Отношения с другими людьми.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

III. Отношения с другими людьми.






Существует множество установлений, регулирующих отношения верующего с другими людьми. Приведем несколько примеров на этот счет.

Выполнение обещаний. В Священном Коране сказано:

«Будьте верны обещанию, ибо за обещание требуют ответа» (17:34).

«Те же, которые сохраняют доверенное им и не нарушают клятв…» (70:32).

 

Возвращение полученного на хранение. В Священном Коране сказано:

 

«Воистину, Аллах велит вам возвращать владельцам то, что было взято вами на хранение» (4:58).

«Если вы отдаете что-либо на хранение друг другу, то пусть тот, кому отдано, вернет отданное ему на хранение, и да убоится он Аллаха, Господа своего» (2:283).

 

Прощение. В Священном Коране сказано:

 

«…Рай.., уготованный для богобоязненных.., которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям» (3:134,135).

«Пусть они прощают и извиняют [их]. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милостивый» (24:22).

 

Святой Пророк (С) сказал:

 

«Позвольте я изложу вам высшие проявления нравственности в этом мире и в иной жизни. Они состоят в следующем: уважай человека, даже если он не проявляет к тебе уважения, одаривай того, кто сам скупится одарить тебя (из своих благ), и прощай своих обидчиков».[42]

Имаму Али (А) принадлежат такие слова:

 

«Если ты одержал верх над своим противником, даруй ему прощение, поблагодарив Бога за то, что сумел одолеть его».[43]

 

Конечно, если человек упорствует в своем дурном поведении или систематически нарушает права других людей, будет правильным поговорить с ним и попросить прекратить себя так вести.

Помимо вышесказанного, рекомендуется также простить человеку долг, который он не может тебе вернуть.

 

Оказание услуг ближнему. Очень важным элементом мусульманской морали является оказание услуг другим людям. Так, например, в Коране приводятся слова Иисуса Христа (А), который сказал:

 

«И где бы я ни был, Он сделал меня благословенным [для людей]» (19:31).

 

Комментируя этот айат, Имам Сáдык (А), шестой шиитский имам, сказал:

 

«Это означает, что Бог сделал его исключительно полезным для людей».[44]

 

Святой Пророк (С) сказал:

 

«Верить в Бога и приносить пользу Его рабам – вот два наилучших качества человека».[45]

 

«Среди рабов Божьих есть такие, к кому люди прибегают в трудные моменты. Они будут спасены от наказания в Судный день».[46]

 

Защита семьи. Помимо общих установлений, касающихся отношений с окружающими людьми, в исламе есть и более узкие правила, определяющие форму обращения с конкретными категориями людей. Так, например, в исламе очень высок статус семейных ценностей, и в этой связи в нем имеется целый свод нравственных и правовых норм, направленных на защиту семьи и укрепление основ семейной жизни. Объясняя основы брака и семьи, Коран гласит:

 

«[Другое] из знамений Его – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют» (30:21).

 

Коран призывает всех членов семьи: мужей, жен, детей, родителей – любить и жалеть друг друга. Так, мы читаем в Коране:

 

«Обращайтесь с вашими женами достойно» (4:19).

 

В том, что касается религиозного воспитания членов семьи, Коран требует от верующих оберегать себя и своих домочадцев от заблуждения и греха (см. 66:6).

Ислам рассматривает брак, как священный институт, и предписывает делать все возможное для защиты семьи и укрепления основ семейной жизни. Он позволяет развод между супругами, но считает его наихудшим из дозволенных шагов.

 

Уважение родителей. Уважение родителей, послушание им и ласковое обращение с ними являются обязанностью каждого мусульманина. Человек должен во всем слушать своих родителей за исключением тех случаев, когда они требуют от него совершить несправедливость или прегрешение. Коран гласит:

 

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: "Господи! Помилуй их, подобно тому, как они [миловали] и растили меня ребенком"» (17:23,24).

«Он… сделал меня почтительным к матери моей» (19:31).

 

Пророк (С) сказал:

 

«Обращение с родителями с добротой и любовью равносильно акту поклонения».[47]

«Господь радуется, когда человек находит отраду в своих родителях, и негодует, когда человек сердится на кого-либо из них».[48]

«Рай находится у матери под ногами».[49]

 

Гостеприимство. В исламе гостеприимство считается очень важной человеческой добродетелью, а по сути дела, является проверкой человека на веру в Бога и в Судный день, как об этом сказано в часто цитируемом (мутаватир) хадисе Пророка (С):

 

«Всякий, кто верует в Бога и в Судный день, должен принимать своих гостей уважительно и щедро».[50]

 

К гостям проявляют уважение и предоставляют им все, в чем они нуждаются: еду, кров и, самое главное, теплый прием. Наилучший способ принять гостей – это предоставить в их распоряжение все, чем располагает хозяин. Но, хотя хозяину и полагается угождать гостям, предлагая им все, что есть в доме, он все же не должен переходить грань разумного, занимая деньги, чтобы ради приема гостей купить новые вещи или наилучшую еду. Нежданный гость не должен рассчитывать на большее, чем есть в доме. Те, кто нарушает законы гостеприимства, должны понимать, что точно такое же обращение их ждет со стороны Бога в Судный день. С другой стороны, гостеприимный человек будет принят с еще большим радушием и щедростью, когда предстанет перед судом Бога, своего вечного Хозяина.

 

Уважение к старшим. Пророк Мухаммад (С) сказал:

 

«Тот, кто не проявляет любви и сочувствия к нашим детям и не уважает наших стариков, не принадлежит к нашему числу».[51]

 

Посещение больных. Есть множество хадисов, в которых подчеркивается важность посещения больных и описываются правила приличия, которых следует при этом придерживаться. В эти правила, в частности, входят: краткость визита (за исключением тех случаев, когда больной сам просит посетителя остаться), молитва за здоровье больного, упоминание в беседе с ним о том, что Бог благословляет больных, подарки для больного. Так, например, в одном из хадисов мы читаем:

 

«Тот, кто навещает больных, будет окружен милостью Бога».[52]

 

Нечто похожее на то, что сказано в Новом Завете (Матфей, 25:31-46), мы обнаруживаем в хадисе о том, что в Судный день Бог спросит людей, почему они не навестили Его, когда Он был болен, не накормили Его, когда Он был голоден, не дали Ему воды, когда Его мучила жажда. Эти люди спросят его: как же это могло случиться, ведь Ты – Повелитель всего сущего? И Бог ответит им: такой-то и такой-то был болен, а вы не навестили его, такой-то и такой-то был голоден, а вы не накормили его, такой-то и такой-то был мучим жаждой, а вы не напоили его. Разве не знали вы, что исполнив все это, вы бы обнаружили Меня рядом с ними?

 

Лечение больных. Жизнь является величайшим даром и милостью Божьей, а значит ее надо ценить и беречь. Главный принцип врачебной этики в исламе изложен в Коране:

 

«Если кто-либо спас жизнь, то это приравнивается к тому, что он спас жизнь всем людям» (5:32).

 

Один из способов спасти жизнь человека – это вылечить его, когда он болен. Это предполагает общую ответственность больного и врача (или даже всего общества в целом). Другими словами, больной обязан стремиться к излечению, а все члены общества обязаны сделать все необходимое, чтобы вылечить его от болезни. О необходимости лечиться Пророк (С) сказал следующее:

 

«О рабы Божьи, стремитесь вылечиться, ибо Аллах не низвел на вас ни одной болезни, не ниспослав средства от нее».[53]

 

Это всего лишь один из серии хадисов, обязывающих больного лечиться, если есть такая возможность и если отсрочка лечения может нанести вред его здоровью. С другой стороны, исцеление больных – дело святое, тем более, что истинным целителем на самом деле является сам Бог. В Священном Коране сказано:

 

  «…А когда заболею, Он исцеляет меня» (26:80).   Уважение к учителям и людям науки. Четвертый имам сказал:   «У твоего учителя есть следующие права: во-первых, право на безраздельное уважение с твоей стороны, во-вторых, право на то, чтобы ты внимательно слушал то, что он говорит, и в-третьих, право на то, чтобы ты никогда не повышал голоса в его присутствии…»[54]   Борьба с несправедливостью. Как мы уже ранее убедились, от мусульман требуется проявлять справедливость во всех делах с другими людьми и при любых обстоятельствах. Так, например, в Коране сказано:   «О вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетельствуя перед Аллахом, если даже свидетельство будет против вас самих, ваших родителей или родственников. Будет ли тяжущийся богатым или бедным, Аллах [рассудит] их наилучшим образом» (4:135).

 

Согласно установлениям ислама, пассивно терпеть притеснение так же плохо, как и самому творить несправедливость. Тот, кто ничего не делает для того, чтобы облегчить страдания угнетенных, сам является угнетателем. Обращаясь к своим сыновьям, имам Али (А) советовал:

 

«Будьте врагами угнетателей и друзьями и помощниками тем, кто подвергается гнету».[55]

 

Благотворительность. Коран предписывает расходовать богатство во имя Господа в пользу бедных и нуждающихся, на освобождение рабов, излечение больных и иные добрые дела.[56] Благотворительность – это необходимое условие обретения набожности. Так, например, в Коране сказано:

 

«Тем, кто тратит свое имущество во имя Аллаха и не сопровождает это попреками и обидными напоминаниями, уготована награда у Господа. Им нечего страшиться, и не будут они огорчены. Доброе слово и прощение лучше подаяния, за которым следует обидный попрек. Аллах ни в чем не нуждается, Он – Снисходителен… Те, которые тратят свое имущество, чтобы заслужить благоволение Аллаха и укрепить свои души [в вере], подобны саду на холме: если его оросит ливень, он приносит плоды вдвойне. Если же его не оросит ливень, то окропит хотя бы моросящий дождь. Аллах видит то, что вы вершите» (2:262 -265).

 

На тему благотворительности существует несметное множество хадисов Пророка «?» и изречений имамов «?», а люди говорят так: «Если тебе совсем нечего дать, предложи хотя бы доброе слово или ласково улыбнись».







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 312. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия