Студопедия — II. Отношения с самим собой.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

II. Отношения с самим собой.






Очищение души. Бог придает очень большое значение чистоте души человека и ее очищению посредством ритуала одиннадцатикратного повторения клятвы, гласящей:

 

«Клянусь солнцем и его сиянием!

Клянусь луной, когда она движется вслед за ним,

клянусь днем, когда он освещает мир,

клянусь ночью, когда она застилает мир,

клянусь небом и Тем, кто его воздвиг,

клянусь землей и Тем, кто ее простер!

Клянусь душой [человеческой] и Тем, кто ее сотворил и придал ей соразмерность,

кто внушил ей и ее грехи, и ее благочестие.

Преуспел тот, кто очистился душой.

Понес урон тот, кто сокрыл [злое] в душе» (91:1-10).

 

Очищение души есть непременное предварительное условие приближения к Богу. Более того, весь смысл человеческой нравственности и духовности состоит в том, чтобы сохранить в чистоте свою душу. Только тогда душа обретет сияние и способность воспринимать и отражать свет, излучаемый Богом. Важнейшая задача всех пророков, важнейшая цель их многотрудной работы по донесению до людей Небесного послания состоит в том, чтобы помочь людям очистить их души. Коран гласит:

 

«Он – тот, кто направил к неграмотным посланника из их числа. Он возвещает им Его айаты, очищает их [от многобожия], учит их Писанию и мудрости» (62:2).

 

«Несомненно, Аллах оказал милость верующим, когда пожаловал им пророка из их же среды, который читает им Его знамения, очищает их от грехов, учит их Писанию и мудрости, хотя прежде они и пребывали в явном заблуждении» (3:164).

 

Это, на самом деле, был ответ Бога Аврааму и Измаилу (А) на их молитву после того, как они воздвигли основание Дома (Каабы):

 

«Господи наш! Прими от нас [этот дом], ибо Ты, воистину, – Слышащий, Знающий...

Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты – Великий, Мудрый» (2:127, 129).

 

Эти айаты наглядно демонстрируют всю важность обязанности очищения души. Причина столь большого внимания к этому аспекту состоит в том, что сам Господь Пречист и Совершенен, и только очищение собственной души может позволить нам надеяться приблизиться к Нему.

 

Обуздание страстей. На этот счет в Коране сказано:

 

«Тому же, кто страшился предстать перед Господом своим, кто удерживал себя от [пагубной] страсти, воистину, прибежище будет в раю» (79:40,41).

 

«О Давид! Воистину, Мы назначили тебя [Своим] наместником на земле… не поддавайся чувствам, ибо они собьют тебя с пути Аллаха» (38:26).

 

«О вы, которые уверовали!.... Не идите на поводу у своих прихотей…» (4:135).

 

В книге «Нахдж аль-балага» цитируется изречение Али (А), который сказал:

 

«В прошлом был у меня брат по вере, и я высоко ставил его, ибо он презирал мирское… Если перед ним был выбор из двух вещей, он смотрел, которая из них была ближе его сердцу, и выбирал противоположную ей».[29]

 

Правдивость. Священный Коран и хадисы уделяют огромное внимание проблеме правдивости. В подтверждение этого я хочу привести здесь несколько примеров.

 

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово» (33:70).

«О вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха и будьте в числе правдивых» (9:119).

 

Назначив Му‘аз ибн Джабала правителем Йемена, Святой Пророк сказал ему: «Я повелеваю тебе страшиться Бога, говорить правду и держать слово…»[30]

 

Кротость. В исламе гордыня считается пагубным пороком для души верующего и причиной многочисленных прегрешений и ошибок. Согласно Корану, сатана отказался повиноваться Богу и пасть ниц перед Адамом из-за своего высокомерия. С другой стороны, кротость и смирение возводятся в ранг величайшего достоинства правоверного. Коран гласит:

 

«Рабы Всемилостивого – это те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, говорят: "Мир!"» (25:63).

«Не являй на лице презрения к людям и не шествуй по земле горделиво – воистину, Аллах не любит всяких самодовольных хвастунов» (31:18).

 

Соблюдение равновесия и умеренности. Как уже говорилось ранее, Господь сотворил мир по справедливости и призывает людей соблюдать справедливость. Требование справедливости подразумевает необходимость понимать истинную цену каждой вещи и соблюдать равновесие. Несбалансированность в оценках ведет к утрате справедливости в отношении к самому себе и к другим людям. Ниже я приведу вначале айат о соблюдении равновесия в целом, а затем две цитаты, касающиеся обстоятельств конкретного применения этого установления. В Коране сказано:

 

«Он возвел небо и установил весы, чтобы вы не обманывали при взвешивании. Взвешивайте [, о люди,] по справедливости, не допускайте недовеса» (55:7-9).

«[Рабы Всемилостивого] - это те, которые не расточительствуют и не скупятся, а тратят умеренно» (25:67).

«Свою обрядовую молитву не произноси громко и не произноси шепотом, а выбери среднее между этим» (17:110).

 

Терпение. В Коране сказано:

 

«О уверовавшие! Обретайте поддержку в терпении и молитве. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (2:151).

«О вы, которые уверовали! Терпите [тяготы поклонения Аллаху и житейских невзгод], будьте стойки [против врага во время сражений]. И бойтесь Аллаха, – может быть, вы преуспеете» (3:200).

 

Умение сдерживать гнев. В Священном Коране сказано:

 

«…Рай, простирающийся на небесах и на земле и уготованный для богобоязненных.., которые сдерживают гнев…» (3:133,134).

 

Отказ от подозрительности. В Священном Коране сказано:

 

«О вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны» (49:12).

 

Имам Али (А) сказал:

 

«Не старайтесь усмотреть злонамеренность в словах человека, если вы можете увидеть в них что-либо хорошее».[31]

 

Сдержанность в речах. Пророк (С) сказал:

 

«Спасение верующего в умении сдержать собственный язык.[32]

Вера человека не может быть твердой, если его сердце не твердо, а его сердце не может быть твердым, если не тверд его язык».[33]

 

Лукман сказал своему сыну:

 

«Сын мой! Если ты думаешь, что слово – это серебро, то молчание – несомненно золото».[34]

 

Стремление к знанию. Ислам считает невежество недостатком человека, а стремление к знанию – его достоинством. В Коране сказано:

 

«Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9).

 

Пророку (С) принадлежат следующие высказывания:

 

«Обретение знания является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки».[35]

«Добивайся знания, даже если для этого придется ехать до самого Китая».[36]

«Если человек покидает свой дом с намерением научиться знанию, то за каждый сделанный им шаг Бог одарит той же наградой, что и Пророка».[37]

 

Рассуждение и размышление. Коран призывает людей использовать свой разум (47 раз), думать (18 раз) и размышлять (4 раза). Так, например, он говорит:

 

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: "Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня"» (3:190,191).

 

Имам Казим (А) говорил:

 

«Нет ничего дороже разума, что был дан человеку. Сон человека, обладающего разумом, лучше, чем поклонение невежды на протяжение всей ночи».[38]

 

Имаму ‘Аскари (А) принадлежат такие слова:

 

«Поклонение состоит не в том, чтобы бесконечно повторять молитвы и много поститься, а в том, чтобы занимать свой разум размышлением о божественном».[39]

 

Внимание вопросам собственной нравственности. Каждый мусульманин должен быть активным членом общества, понимать, что в нем идет не так, и стараться укреплять его нравственные ценности. Но при этом не следует забывать о своих собственных недостатках и пороках. Имам Али (А) говорил:

 

«Тот, кто видит свои собственные недостатки, не станет рыться в чужих ошибках».[40]

 

Избавление от зависти. В Священном Коране сказано:

 

«А может быть, они завидуют тем, кому даровал Аллах милости Свои?» (4:54).

 

Пророк (С) говорил:

 

«Воистину, зависть поедает веру подобно тому, как огонь поедает дерево».[41]







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 406. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия