IV. Отношения с окружающей средой.
Самим актом творения и установленными Богом законами человеку дана способность извлекать для себя пользу из окружающей его природы. Коран гласит:
«Своею волею Он полностью подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (45:13).
«Он – тот, кто сотворил для вас все, что на земле…» (2:29).
Но при этом человек должен использовать природу, как, впрочем, и все остальные милости и блага, дарованные ему Богом, с полным осознанием своей ответственности за свои дела.
«А затем будете вы в тот день спрошены о благах [земной жизни]» (102:8).
Таким образом, все, чем нам дано распоряжаться в этом мире, является одновременно и даром, и своего рода подотчетным имуществом. Если бы это было просто имуществом, переданным нам под отчет для доверительного управления, мы не имели бы права пользоваться им для себя. Но поскольку это одновременно и дар Божий, мы вправе использовать его для собственных нужд. При этом мы не можем разбазаривать это имущество впустую или излишествовать в его расходовании, как того требуют общепринятые правила доверительного управления. В Коране сказано:
«Он – тот, кто взрастил сады, в которых растения с подпорками [для них] и без подпорок, – [в них] финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи [на вид] и не похожи [на вкус]. Вкушайте эти плоды, когда [сады] станут плодоносить, и давайте [нуждающимся] должное в день уборки, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих» (6:141). «О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих» (7:31).
Кроме того, Коран вменяет нам в обязанность делать все, чтобы улучшить условия свого проживания на земле.
«Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Просите же прощения у Него, затем покайтесь пред Ним. Воистину, мой Господь близок [к людям], Он удовлетворяет просьбы» (11:61).
Из вышесказанного явствует, что мы должны проявлять очень большую осмотрительность в том, как мы обращаемся с природой и окружающей средой. В качестве примера я хотел бы упомянуть здесь некоторые из моральных и правовых обязанностей человека в отношении животных. Из хадисов мы узнаем, что неоправданное убийство животных или пренебрежение их жизнью карается очень строго. Например, имам Сáдык сообщает о наказании в соответствии с нормами шариата женщины, которая привязала кошку веревкой, и та умерла от жажды.[57] Выдающийся ученый Аллама Мухаммад Таки Джафари завершает свой трактат о животных словами:
«Изучение всех источников из области мусульманской юриспруденции (фикх) приводит нас к выводу о том, что животных можно убивать только с законного (Божьего) дозволения в целях удовлетворения полезных потребностей или для защиты от вреда, который они могут причинить. В этих источниках содержатся все необходимые аргументы в пользу запрета охотиться ради удовольствия, опираясь на которые, можно убедительно доказывать недопустимость убийства животных без уважительной причины».[58]
Эта мысль является частью более широкого подхода ислама к жизни животных. Согласно исламу, у животных имеются многочисленные права, которые следует соблюдать. Эти права предусматривают не только защиту жизни животных, но и обеспечение им определенного качества жизни. Например, нельзя заставлять животных нести слишком тяжелую поклажу или двигаться быстрее, чем они могут вынести. Животных нельзя поносить или запугивать. Сообщают, что имам Али (А) сказал: «Тот, кто проклинает животных, будет сам проклят Богом».[59]
|