Порядок действий. 1. Разбейте всех игроков, кроме двоих (или больше, если группы большие), на команды по 3-5 человек, хотя можно и до 7.
1. Разбейте всех игроков, кроме двоих (или больше, если группы большие), на команды по 3-5 человек, хотя можно и до 7. 2. Сообщите, что каждая команда изображает авиастроительную компанию, занимающуюся изготовлением и сбытом самолетов, которые должны пройти технический контроль (то есть должны летать), прежде чем правительственный сотрудник по закупкам согласится их приобрести. 3. Попросите каждую команду придумать себе название, которое вы запишете. 4. Каждая команда должна выбрать генерального директора (ГД), который будет заниматься производством и снабжением, и его помощника (ПГД), призванного отвечать за контроль качества и продаж. Другие участники работают на сборочном конвейере. Запишите имя каждого руководителя группы под названием соответствующей компании. 5. Представьте двух человек, которых вы оставили в резерве: сотрудника по закупкам (СЗ) и менеджера по контролю за качеством продукции (МКК). Объясните, что МКК обязан проверять самолеты, и те из них, которые пройдут контроль, будут переданы СЗ для продажи. 6. Объясните, что бумагу для самолетов можно купить у СЗ по 10 пенсов за лист, а самолеты (которые можно делать из одного листа) будут продаваться по 15 пенсов каждый при условии, что они пройдут технический контроль. 7. На игру отведите полчаса. Если хотите, можете предложить стандартную модель самолета, которую все возьмут за образец, или можете сказать, что допускаются любые конструкции при условии, что самолеты будут летать. (Как будут пониматься «полеты», зависит от МКК. В этой игре большая доля ответственности возлагается на игроков.) Помните, что если вы предложите стандартную модель, некоторые команды вступят в переговоры с СЗ, чтобы принять на вооружение другую. Успех или неуспех этой стратегии будет зависеть от СЗ. Мы думаем, что этот вариант игры работает лучше, поскольку он держит игроков в большем напряжении, если же вы разрешите произвольный дизайн, процесс займет больше времени. 8. Оговорив все условия, вы можете позволить себе расслабиться на полчаса и развлекаться, наблюдая за представлением. Иногда в воздухе становится так тесно от летающих самолетов, что надо следить, чтобы какой-нибудь из них не угодил вам в глаз. На испытания самолетов «рабочие конвейера» обычно тратят столько же времени, сколько на сборку. Анализ:в конце концов вы требуете всеобщего внимания (что может оказаться непростым делом) и записываете результаты. Если судить по «прибыли», то одна из команд будет победителем, однако действительный интерес представляют движущие силы различных команд и то, как компании организовывали свой бизнес. Завершение: эта игра очень часто озадачивает государственных служащих, поскольку они не привыкли работать «внизу пирамиды» (это кое-что говорит нам о критериях для производства товаров народного потребления), и игра сообщает им ценные сведения о стиле мышления, характерном для частного сектора. Некоторые «компании» в игре не остановливаются перед мошенничеством, подделав, например, подпись МКК, чтобы СЗ приобрел бракованный самолет. Если такое случается, мы любим устраивать дискуссию об этике в бизнесе. Доходность производства чаще всего оказывается в зависимости от красоты дизайна, а не от точности сборки — почему так происходит, мы не знаем, но раз от раза наблюдаем как кто-нибудь предлагает великолепный дизайн и побивает всех конкурентов. Вообще игра «Строим самолеты» богата своим человеческим потенциалом. Однажды, когда мы играли в нее в первый день интенсивного постоянного курса для старших государственных чиновников, организатор курса сказал нам после, что она задала тон всему, что происходило позднее.
|