Студопедия — Употребление пищи и питья
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Употребление пищи и питья






Положение 1323: Умышленное употребление пищи и питья аннулирует совершаемый пост. Независимо от того, что будет употреблено в пищу и питье, что-либо съедобное (например, хлеб и вода) или несъедобное (например, листья деревьев).

Пост будет аннулирован независимо от того, сколько пищи и питья будет употреблено, много или мало. Даже если человек вынет изо рта зубную щетку, затем снова поместит ее в рот и проглотит имеющуюся на ней влагу, то его пост аннулируется. За исключением случаев, когда влаги на щетке будет очень мало и она полностью исчезнет в слюне.

 

Положение 1324: Если во время приема пищи человек поймет, что уже наступило утро, то он не должен проглатывать находящуюся во рту пищу. Если он намеренно проглотит ее, то его пост аннулируется. Помимо этого он должен будет принести искупление, о котором будет сказано далее.

 

Положение 1325: Если постящийся человек поест или попьет нечаянно или вследствие забывчивости, то его пост не аннулируется. Он должен будет продолжить совершение поста.

 

Положение 1326: Постящийся человек должен воздерживаться от инъекций и вакцин лекарственных и питательных препаратов. В данном положении подразумеваются внутривенные инъекции. Внутримышечные инъекции не нарушают совершаемый пост.

Положение 1327: Если человек намерится совершить пост, то будет лучше, если до утреннего азана он почистит свои зубы.

Если остатки пищи застрянут между зубами, и человек будет знать, что в течение дня он может проглотить их, то согласно обязательной предосторожности ему необходимо очистить зубы от остатков пищи. Если он не очистит зубы и в течение дня проглотит остатки пищи, то ему нужно будет завершить пост этого дня, а потом совершить его еще раз в другой день.

Положение 1328: Проглатывание слюни, даже если она соберется во рту, не аннулирует совершаемый пост.

Также пост не аннулируется при проглатывании мокроты, если она не достигнет рта. Но если мокрота достигнет рта, то согласно обязательной предосторожности не следует проглатывать ее.

Положение 1329: Пережевывание пищи для младенца, пробование пищи на вкус, полоскание рта водой или лекарственными препаратами не аннулирует совершаемый пост при условии, что постящийся человек не проглотит их. Если пища или вода при этом помимо его воли попадут в горло, то пост не аннулируется.

Но если он с самого начала будет знать, что пища или вода помимо его воли попадут в горло, то в этом случае его пост аннулируется. Он должен будет восполнить совершение поста этого дня в другой день, а также должен будет принести искупление.

Положение 1330: Если постящегося человека охватит сильная жажда, которую он не в силах будет вытерпеть, или будет опасаться, что от жажды заболеет, то он может выпить воды. Однако совершаемый им пост в этом случае аннулируется. И если это произойдет в месяце Рамадан, то в оставшееся до магриба время он должен будет воздерживаться от совершения аннулирующих пост действий.

Положение 1331: Человек не имеет права нарушать совершаемый им пост по причине слабости. Но если его охватит сильная слабость, которую он не в состоянии будет вытерпеть, то он может нарушить совершаемый пост. Также он может поступить, если будет опасаться, что от слабости заболеет.

2-Интимная близость

Положение 1332: Интимная близость аннулирует пост и мужчины, и женщины, даже если во влагалище войдет лишь головка полового члена и при этом не произойдет семяизвержения. А если головка полового члена не войдет полностью и семяизвержение не произойдет, то совершаемый пост не аннулируется. Если возникнет сомнение, вошла ли головка полового члена или нет, то совершаемый пост будет верен.

 

 

Положение 1333: Если человек забудет о посте и вступит в интимную близость или вступит в интимную близость по принуждению, то его пост не аннулируется.

Если в процессе полового акта он вспомнит о посте или его перестанут принуждать к нему, то он должен незамедлительно прекратить половой акт. В противном случае его пост будет аннулирован.

 

3-Мастурбация

Положение 1334: Если постящийся человек совершит с собой действие, которое послужит причиной семяизвержения, то его пост аннулируется. Но если семяизвержение произойдет помимо его воли (во сне или в бодрствовании), то его пост будет верен.

Положение 1335: Если постящийся человек будет знать, что днем во время сна у него может произойти семяизвержение, то несмотря на это ему разрешается спать. И если семяизвержение действительно произойдет, то его пост не аннулируется.

Положение 1336: Если постящийся человек проснется во время семяизвержения, то ему необязательно препятствовать выходу спермы.

Положение 1337: Постящийся человек, у которого помимо его воли произошло семяизвержение, может помочиться и совершить истибру (очищение мочеиспускательного канала), даже если он будет знать, что в этом случае из мочеиспускательного канала выйдут остатки спермы.

 

Даже если он совершит большое омовение (гусль) и после этого совершит истибру, то его пост не аннулируется. Однако в этом случае после выхода из мочеиспускательного канала остатков спермы ему нужно будет повторно совершить большое омовение.

Положение 1338: Если у постящегося человека помимо его воли произойдет семяизвержение, и он будет знать, что остатки спермы остались в мочеиспускательном канале, и что если он не помочится до совершения большого омовения, остатки спермы выйдут потом наружу, то будет лучше, если он помочится до совершения большого омовения. Однако делать это необязательно.

Положение 1339: Если постящийся человек займется мастурбацией с намерением достижения оргазма, то его пост аннулируется, даже если он не достигнет оргазма.

 

Положение 1340: Если постящийся человек заиграет со своей супругой (без намерения достижения оргазма), то если в таких случаях у него обычно не происходило семяизвержения, его пост будет верен. Но если случайно семяизвержение произойдет, то верность совершаемого им поста будет сомнительна. Кроме случаев, когда он был абсолютно уверен в том, что семяизвержение не произойдет.

4-Наговор на Аллаха, посланника Аллаха и безгрешных имамов

Положение 1341: Если постящийся человек наговорит на Аллаха, Его посланника и безгрешных имамов, то есть от их имени устно, письменно, знаками или любым другим способом скажет ложь, то согласно обязательной предосторожности его пост аннулируется. Даже если после этого он сразу же покается.

Это же положение относится к наговору на остальных пророков (да будет мир с ними) и на Фатиму Захру (да будет мир с ней)

Положение 1342: Если постящийся человек хочет рассказать какой-либо хадис, в достоверности которого у него нет уверенности, то он должен упомянуть человека, от которого услышал этот хадис, или книгу, в которой он прочитал данный хадис. Например, он должен сказать: «Такой-то человек передает (или в такой-то книге написано), что посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) сказал…»

Положение 1343: Если человек думал, что хадис является достоверным и правильным, и сказал его от имени Аллаха или Его посланника, а потом понял, что он является ложным, то его пост будет верным.

Но если человек полагал, что хадис является ложным, и несмотря на это сказал его от имени Аллаха или Его посланника, а потом понял, что он является достоверным, то верность совершаемого им поста будет сомнительна.

Положение 1344: Если постящийся человек намеренно скажет от имени Аллаха или Его посланника ложь, которую выдумал другой человек, то верность его поста будет сомнительна.

Положение 1345: Если постящегося человека спросят: «Сказал ли пророк так-то или нет?», а он намеренно ответит: «Да», зная, что пророк не говорил этого, или ответит: «Нет», зная, что пророк сказал это, то верность совершаемого им поста будет сомнительна.

Положение 1346: Иногда человек умышленно передает ложные шариатские указания, например, обязательное действие объявляет необязательным или запрещенное действие объявляет разрешенным. Если данное указание он передает от имени Аллаха или Его посланника, то верность совершаемого им поста будет сомнительна. А если он передает ложное указание как фетву от имени религиозного законоведа муджтахида, то этим он совершает запрещенное действие, но его пост не будет аннулирован.

Это положение относится также к человеку, который, не имея должной информации, передает сомнительное указание.

5-Попадание в горло густой пыли (дыма)

 

Положение 1347: Если в горло постящегося человека попадет густая пыль, смешается там с влагой и человек проглотит ее, то совершаемый им пост аннулируется. В иных случаях, например если он не проглотит пыли, пост не будет аннулирован.

Аннулирование поста не зависит от того, какая пыль попадет в горло, пыль от чего-либо съедобного (например муки) или несъедобного.

Положение 1348: Если ветер поднимет пыль или она поднимется вследствие подметания земли и в результате неосторожности человека пыль попадет в его горло, то совершаемый пост аннулируется, если она смешается с влагой и человек проглотит ее.

Положение 1349: Запрещается курить сигареты и любые другие табачные изделия. Данный запрет не относится только к месяцу Рамадан, запрет на курение действует постоянно. Согласно обязательной предосторожности курение аннулирует совершаемый пост.

Согласно предосторожности в горло постящегося человека не должен попадать густой пар. Однако не запрещается посещать бани, даже если в них будет присутствовать пар.

 

Положение 1350: Если человек забудет, что совершает пост, проявит неосторожность и по этой причине в его горло попадет густая пыль, или же она нечаянно попадет туда помимо его воли, то его пост не аннулируется.

Положение 1351: Если постящийся человек будет находиться в месте, в котором существует вероятность попадания в его горло густой пыли или дыма, то он должен соблюдать там предосторожность. Если он уверен или предполагает, что пыль не попадет в его горло, то совершаемый им пост будет верен.

6-Погружение головы в воду

Положение 1352: Согласно обязательной предосторожности постящийся человек не должен умышленно погружать в воду всю голову, даже если его тело будет находиться вне воды. Если он сделает это, то его пост будет аннулирован.

Но если в воде будут находиться все его тело и лишь часть головы, а часть головы будет находиться вне воды, то совершаемый им пост не аннулируется.

Пост аннулируется независимо от того, в какую воду будет погружена голова, в воду мутляк или в воду мудаф, о которых было сказано в положении 21.

Положение 1353: Если постящийся человек погрузит в воду половину головы, затем вынет ее и погрузит в воду другую половину головы, то его пост будет верен.

Если он погрузит в воду всю голову, оставив вне воды лишь волосы, то верность его поста будет сомнительна.

Положение 1354: Если постящийся человек прыгнет в воду для спасения утопающего и вследствие этого погрузит голову в воду, то совершаемый им пост аннулируется. Однако он обязан спасти тонущего мусульманина, а потом восполнить совершение поста этого дня в другой день.

Положение 1355: Если водолаз наденет на голову водолазный шлем и погрузится в воду, то его пост будет верен.

Положение 1356: Если постящийся человек помимо своей воли упадет в воду или его столкнут туда, по причине чего его голова окажется под водой, то его пост не аннулируется.

Также его пост не аннулируется, если он забудет о том, что постится и погрузит голову в воду. Но если он вспомнит о совершаемом им посте, то согласно обязательной предосторожности должен сразу же вынуть голову из воды.

Положение 1357: Если человек забудет о том, что совершает пост, и с намерением выполнения большого омовения погрузит голову в воду, то его пост и большое омовение будут верными.

Если человек помнит о совершаемом им обязательном посте, но несмотря на это умышленно погрузит голову в воду для выполнения большого омовения, то согласно обязательной предосторожности он должен будет восполнить совершение поста этого дня в другой день, а также должен будет повторно выполнить большое омовение.

Совершение большого омовения в городском душе не аннулирует пост, так как вода в этом случае не охватывет полностью всю голову.

 

7-Пребывание до утреннего азана в состоянии менструального и послеродового кровотечений, а также без совершения большого омовения после интимной близости

 

Положение 1358: Если ночью человек вступит в интимную близость или у него произойдет семяизвержение и до утреннего азана умышленно не совершит большое омовение (гусль), то согласно обязательной предосторожности его пост на следующий день не будет действителен.

Если у него не будет сил для выполнения большого омовения или он не успеет выполнить его до утреннего азана, то он должен совершить таяммум.

Если он забудет выполнить большое омовение до утреннего азана, то в этом случае его пост будет верен.

Если у женщины прекратится менструальное или послеродовое кровотечение, и до утреннего азана она не совершит большое омовение, то согласно обязательной предосторожности ее пост не будет действителен.

Положение 1359: Если человек не совершит большое омовение до утреннего азана, то аннулируется только пост месяца Рамадан и пропущенный пост месяца Рамадан. Остальные посты в этом случае не аннулируются.

Положение 1360: Если человек ночью в месяце Рамадан вступит в интимную близость и забудет совершить большое омовение, а через один или несколько дней вспомнит об этом, то он должен будет восполнить посты тех дней, относительно которых будет уверен, что совершил их без большого омовения.

Например, если он будет сомневаться между тремя и четырьмя днями, проведенными без большого омовения, то должен восполнить посты трех дней. Согласно желательной предосторожности будет лучше, если он также восполнит пост четвертого дня.

Положение 1361: Если человек ночью в месяце Рамадан не будет иметь достаточного времени для совершения большого омовения или таяммума, но несмотря на это вступит в интимную близость, то верность его поста будет сомнительна. Согласно предосторожности он должен будет восполнить пост этого дня, а также принести искупление.

Это же положение относится к случаю, когда он не будет иметь времени для совершения большого омовения, а будет иметь время лишь для совершения таяммума.

Положение 1362: Если человек, полагая, что имеет достаточное время для совершения большого омовения, вступит в интимную близость, а потом поймет, что времени не было и совершит таяммум, то его пост будет верен.

Положение 1363: Допустим, ночью в месяце Рамадан человек находится без большого омовения. Если он будет знать, что в случае сна не проснется до утреннего азана (для совершения большого омовения), то он не должен спать. А если он уснет и не проснется до утреннего азана, то верность его поста будет сомнительна. Согласно обязательной предосторожности он должен будет возместить совершение поста этого дня и принести искупление.

Но если он будет предполагать, что проснется до утреннего азана, то может уснуть. Если он проснется, то согласно предосторожности ему не следует вновь засыпать.

Положение 1364: Допустим, человек находится ночью месяца Рамадан без большого омовения, и знает или предполагает, что в случае засыпания проснется до утреннего азана. Если он намеревается совершить большое омовение после того, как проснется, и уснет с этим намерением, но не проснется до утреннего азана, то его пост в этом случае будет верен.

Но если он не намеревается совершать большое омовение или сомневается, совершать ему большое омовение или нет, затем уснет и не проснется до утреннего азана, то верность его поста будет сомнительна.

Положение 1365: Возвращаясь к предыдущему пункту. Если он уснет и проснется, и будет знать или предполагать, что в случае продолжения сна проснется до утреннего азана для совершения большого омовения, а потом уснет во второй раз и не проснется, то согласно предосторожности он должен будет возместить совершение поста этого дня.

Это же положение относится к случаю, когда он вновь проснется, а потом уснет в третий раз и не проснется до утреннего азана. Однако ни в одном из этих случаев ему необязательно приносить искупление.

Положение 1366: Тот сон, в котором у человека произойдет семяизвержение, не считается первым засыпанием. Если он проснется после этого и вновь уснет, то именно этот сон будет считаться первым засыпанием.

Положение 1367: Если у постящегося человека помимо его воли семяизвержение произойдет днем, то будет лучше, если он сразу же совершит большое омовение. Но если он не совершит его, то его пост все равно будет верен. Однако для выполнения ежедневных молитв он обязан совершить большое омовение.

Положение 1368: Если человек проснется после утреннего азана и обнаружит, что у него произошло семяизвержение, то его пост будет верен. Независимо от того, когда произошло семяизвержение, до утреннего азана или после, будет он знать время семяизвержения или будет сомневаться относительно этого времени.

Положение 1369: Человек желает восполнить совершение пропущенного поста одного из дней месяца Рамадан, просыпается после утреннего азана и обнаруживает, что у него произошло семяизвержение, и знает, что оно произошло до утреннего азана. Если до следующего Рамадана осталось много времени, то согласно обязательной предосторожности ему следует восполнить совершение поста в другой день.

Но если до следующего Рамадана осталось мало времени (например до следующего Рамадана осталось пять дней, а он должен восполнить совершение пропущенных постов пяти дней предыдущего Рамадана), то он должен совершить пост в этот день и он будет верен.

Положение 1370: Если в месяце Рамадан до утреннего азана у женщины прекратится менструальное или послеродовое кровотечение, и она не будет иметь достаточного времени для совершения большого омовения, то она должна совершить таяммум и ее пост будет верен.

Если она не будет иметь достаточного времени даже для совершения таяммума, то должна намериться поститься и совершить большое омовение после утреннего азана. Ее пост в этом случае также будет верен.

Положение 1371: Если менструальное или послеродовое кровотечение прекратится после утреннего азана, то женщина не имеет права совершать пост.

Если в течение дня у женщины начнется менструальное или послеродовое кровотечение, то она должна прекратить совершение поста. Она должна сделать это, даже если кровотечение начнется незадолго до магриба.

Положение 1372: Если менструальное или послеродовое кровотечение прекратится до утреннего азана, но женщина проявит беспечность и не совершит большое омовение, то согласно обязательной предосторожности ее пост аннулируется.

Но если она не проявит беспечности, но все же не совершит большое омовение (например, она будет ждать открытия бани или будет ждать, пока нагреется холодная вода), то в случае совершения таяммума ее пост будет верен.

 

 

Положение 1373: Если в месяце Рамадан у женщины начнутся вагинальные выделения (истихада), то она должна совершать большое омовение в соответствии с положениями, о которых было сказано в главе о вагинальных выделениях. Ее пост в этом случае будет верен.

Положение 1374: Если человек прикоснется к покойнику, то он обязан совершить большое омовение, которое совершается после прикосновения к трупу (гусль масс аль-маййит). Однако он может поститься без совершения данного большого омовения.

 

Если он прикоснется к покойнику в процессе совершения поста, то его пост не аннулируется. Но для выполнения ежедневных и других молитв он должен будет совершить данное большое омовение.

8-Жидкая клизма

Положение 1375: Жидкая клизма аннулирует совершаемый пост, даже если она делается в лечебных целях.

Во время поста не запрещается использовать лечебные свечи и суппозитории. Согласно обязательной предосторожности во время поста не следует использовать питательные свечи.

9-Умышленная рвота

Положение 1376: Умышленная рвота аннулирует совершаемый пост, даже если человек вызовет рвоту для спасения от отравления или для лечения болезни и тому подобное.

Но неумышленная рвота и рвота помимо воли не аннулируют совершаемый пост.

Положение 1377: Если человек съест что-либо ночью, и будет знать, что днем его вырвет, то его пост не аннулируется. Но согласно желательной предосторожности лучше не делать этого, а если сделает, то лучше восполнить пост этого дня.

Положение 1378: Постящемуся человеку необязательно удерживать себя от рвоты. Но если это не будет вредно для него, и не будет представлять трудностей, то от рвоты лучше удержаться.

Положение 1379: Если кусочек еды или насекомое помимо воли постящегося человека попадет в его горло, и попадет так глубоко, что невозможно будет вытащить его оттуда, то совершаемый им пост будет верен.

А если он сможет вытащить его из горла, то должен вытащить. В этом случае его пост также будет верен. Но если он, будучи в состоянии вытащить, намеренно проглотит его, то его пост аннулируется.

 

 

Положение 1380: Если постящийся человек будет точно знать, что по причине срыгивания (отрыжки) что-либо выйдет из его горла, и это будет похоже на рвоту, то он не должен умышленно срыгивать. А если он не будет знать, что что-либо выйдет наружу, то срыгивание (отрыжка) не запрещается.

Если в результате неумышленного срыгивания (отрыжки) что-либо попадет в его рот, то он должен выплюнуть это изо рта. Если он умышленно проглотит это обратно, то его пост аннулируется. Если же он проглотит это нечаянно, то пост будет верен.

Положение 1381: Если постящийся человек нечаянно и помимо своей воли совершит одно из перечисленных выше девяти действий, то его пост будет верен.

Но если человек, не имеющий в ночь месяца Рамадан большого омовения, заснет и до утреннего азана не совершит большое омовение, то верность его поста, как было сказано ранее, будет сомнительна.

Положение 1382: Если постящийся человек нечаянно совершит одно из аннулирующих пост действий, а потом, думая, что его пост уже аннулировался, умышленно совершит одно из этих действий еще раз, то его пост не будет аннулирован. Но согласно желательной предосторожности будет лучше, если он восполнит совершение поста этого дня.

Положение 1383: Если постящемуся человеку насильно вольют что-либо в горло или насильно погрузят в воду его голову, то совершаемый им пост не будет аннулирован.

Но если его самого заставят проглотить что-либо, например, скажут ему: «Если ты не съешь, то мы причиним вред твоему здоровью и имуществу», а он, спасая себя, съест, то его пост аннулируется.

Положение 1384: Согласно обязательной предосторожности постящийся человек не должен посещать места, в которых ему насильно вольют что-либо в горло или заставят съесть что-либо. А если он намерится пойти туда, но не пойдет, или пойдет, но с ним ничего не случится, то его пост будет верен.

Нежелательные действия постящегося

Положение 1385: Постящемуся человеку нежелательно совершать следующие действия:

1. Закапывать в глаза лекарственные средства.

2. Использовать сурьму (краску для ресниц), если ее запах или вкус дойдут до гортани.

3. Совершать действия, способствующие слабости человека. Например, сдавать кровь или посещать баню.

4. Использовать нюхательный табак в том случае, если человек не будет уверен в том, что он достигнет гортани. Но если будет уверен, что он достигнет гортани, то использовать его запрещено.

5. Вдыхать запах ароматных цветов.

6. Согласно предосторожности женщине нежелательно сидеть в воде.

7. Использовать свечи и суппозитории (согласно предосторожности).

8. Намачивать одежду на теле.

9. Совершать действия, способствующие выделению крови изо рта.

10. Чистить зубы свежей деревянной палочкой.

11. Целовать супругу, а также совершать любые действия, разжигающие страсть.

А если постящийся человек поцелует супругу или совершит разжигающее страсть действие с намерением достижения оргазма, то его пост аннулируется.

Случаи, когда необходимо восполнить пост и принести искупление

Положение 1386: Если постящийся человек будет знать, что перечисленные выше девять действий аннулируют пост, но несмотря на это умышленно совершит их, то его пост будет аннулирован. После этого он должен будет восполнить совершение поста этого дня в другой день, а также должен будет принести искупление.

Но если он совершит аннулирующие пост действия, не зная о том, что они аннулируют пост, то он не должен приносить искупление, но согласно предосторожности должен восполнить совершение поста этого дня. Это же положение относится к случаю, когда человек будет сомневаться, наступило время разговения или нет.

Положение 1387: Если человек, не зная положений о посте, совершит запретное действие, и будет знать, что данное действие является запретным в исламской религии, но не будет знать, что оно аннулирует пост, то согласно предосторожности он должен будет принести искупление.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 436. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия