Праведность Бога означает, что Бог всегда действует в соответствии с тем, что справедливо, и Он Сам является высшим эталоном справедливости.
Моисей говорит о Боге: «Все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправ-ды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4). Авраам взывает к праведности Бога: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт 18:25). Бог говорит и повелевает праведно: «Повеления Господа праведны, веселят сердце» (Пс. 18:9). А Бог говорит о Себе: «Я Господь, изрекающий правду [или «праведность», «справедливость»,צדק. — Примеч. пер.], открывающий истину» (Ис. 45:19). Поскольку Бог праведен, необходимо, чтобы Он поступал с людьми по их за-слугам. Таким образом, необходимо, чтобы Бог наказывал грех, ибо он не за-служивает вознаграждения; напротив, он заслуживает наказания. Когда Бог не наказывает за грех, создается впечатление, что это указыва-ет на Его несправедливость, если только не видно каких-либо иных способов наказания. Поэтому Павел говорит, что когда Бог послал Христа как жертву, которой должно было понести наказание за грех, Он сделал это «для показа-ния правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпе-ния Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он пра-ведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:25,26). Смерть Хри-ста в уплату за наши грехи продемонстрировала, что Бог истинно праведен, так как Он исполнил необходимое наказание за грех, хотя и простил людям их грехи. В связи сданным выше определением праведности, мы можем спросить, что же означаеттогда «справедливость»? Иными словами, чему следует про-исходить и как все должно быть устроено? Здесь мы должны ответить, что все, что соответствует моральным качествам Бога, — справедливо. Но почему все, соответствующее моральным качествам Бога, справедливо? Это справедливо потому, что соответствует Его моральным качествам! Если Бог действительно является высшим эталоном праведности, то вне Бога не может быть никакого эталона, по которому мы определяли бы праведность или справедливость. Он Сам — высший эталон. (С подобной ситуаций мы уже сталкивались в связи с вопросом об истинности и отом, что Бог является высшим эталоном истины.) Где бы в Писании ни затрагивался вопрос о справедливости или несправед-ливости Бога, ответ всегда состоит в том, что мы, как творения Божьи, не име-ем никакого права говорить, что Бог неправеден или несправедлив. Творение не может сказать подобного о Творце. Павел так отвечает на весьма сложный вопрос о праведности Бога: «Аты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): „зачем ты меня так сделал?" Не властен ли гор-шечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9:20,21). На вопрос Иова о том, был ли Бог справедлив по отношению к нему, Бог отвечает: «Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? <.״> Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» (Иов. 39:32; 40:3). Затем Боготвечает, но не дает объяснение, которое позволи-ло бы Иову понять, почему действия Бога были справедливы, — Бог утверж-дает собственное величие и власть! Бог не собирается объяснять Иову справед-л ивость Своих деяний, ибо Бог — Творец, а Иов — творение. «Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он?» (Иов. 40:4). «Давал ли ты когда в жизни своей приказание утру и указывал ли заре место ее?..» (Иов. 38:12). «Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они иска-жут ли тебе: „вот мы"!» (Иов. 38:34,35). «Ты ли дал коню силу?..» (Иов. 39:19). «Твоею ли мудростию летает ястреб и направляет крылья свои на полдень?» (Иов. 39:26). Иов отвечает: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои» (Иов. 39:34). Тем не менее мы должны испытывать чувство благодарности, когда осо-знаем, что Бог праведен и всемогущ. Если бы Он был Богом совершенной пра-ведности без власти осуществлять справедливость, Он не был бы достоин по-клонения и не существовало бы никаких гарантий того, что в мире в конце концов восторжествует справедливость. Но если бы Он был Богом неограни-ченной власти без праведности, каким немыслимо ужасным был бы мир! В центре всего существования была бы неправедность, и никто не мог бы изме-нить этого. Существование стало бы бессмысленным, и мы впали бы в невы-разимое отчаяние. Поэтому нам следует постоянно благодарить и славить Бога зато, Каков Он есть: «Все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4).
12. Ревность. Хотя слово ревнивый в английском языке часто употребля-ется в негативном смысле, иногда оно приобретает и положительное значе-ние. Например, Павел говорит коринфянам: «Я ревную о вас ревностью Бо-жиею» (2 Кор. 11:2). Здесь это слово означает «покровительство» или «защи-ту». Оно означает глубокую заинтересованность в том, чтобы отстоять честь или благосостояние кого-либо — себя или кого-то другого. Писание представляет Бога ревнивым именно в этом смысле. Он посто-янно защищает Свою честь. Он повелевает Своему народу не поклоняться идолам, говоря: «Ибо Я Господь, Богтвой, Бот ревнитель» (Исх. 20:5). Он же-лает, чтобы служение совершалось по отношению к Нему, а не к ложным бо-гам. Поэтому Он повелевает израильскому народу разрушить жертвенники языческих богов в Ханаане и поясняет это так: «Ибо ты не должен поклонять-ся богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — „ревнитель"; Он — Бог ревнитель» (Исх. 34:14; ср.: Втор. 4:24; 5:9). Таким образом, понятие «ревность Бога» можно определить следующим образом: ревность Бога означает, что Бог постоянно стремится защитить Свою честь. Иногда людям сложно представить себе, что ревность — это желанный атрибут Бога. Это обусловлено тем, что ревность о нашей собственной чести человеческих существ практически всегда неоправданна. Нам следует быть смиренными, а не гордыми. И все же мы должны осознавать, что та причина, по которой гордость есть нечто неправильное, — это богословская причина; дело в том, что мы не достойны чести, которая должна принадлежать одному только Богу (ср.: I Кор. 4:7; Отк. 4:11). Бог же ищет Себе чести оправданно — Он полностью ее достоин. Бог свободно допускает, что Его деяния в творении и спасении свершены для Его собственной чести. В связи с отменой осуждения Своего народа, Бог го-ворит: «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это... славы Моей не дам иному» (Ис. 48:11). Для нашего духовного здоровья необходимо, чтобы мы понима-ли, что Бог достоин того, чтобы все Его творение воздало Ему всю честь и славу, и что Он по праву ищет Себе чести. Он один бесконечно достоин про-славления. Осознать этот факт и радоваться этому — значит открыть секрет подлинного поклонения.
13. Гнев. Нас может удивить, насколько часто Библия говорит о гневе Бога. И все же, если Бог любит все то, что справедливо и благо, и все, что соответ-ствует Его моральным качествам, то нет ничего удивительного в том, что Он ненавидит все, что противоположно Его моральным качествам. Таким обра-зом, гнев Божий, направленный против греха, тесно связан со святостью и справедливостью Бога. Понятие «гнев Бога» можно определить следующим образом: гнев Бога означает, что Он сильно ненавидит любой грех. Описания гнева Божьего часто можно найти в различных частях Писа-ния, особенно там, где речь идет о грехе народа Божьего против Бога. Бог ви-дит, что народ израильский поклоняется идолам и говорит Моисею: «Я вижу народ сей... итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх. 32:9,10). Позднее Мои-сей говорит народу: «Помни, не забудь, сколько ты раздражал (или «гневил», קצף. — Примеч. пер.) Господа, Бога твоего, в пустыне... И при Хориве вы раз-дражили Господа, и прогневался на вас Господь, так что хотел истребить вас» (Втор. 9:7,8; ср.: 29:23; 4 Цар. 22:13). Однако учение о гневе Божьем в Писании не ограничивается Ветхим За-ветом, как некоторые неверно полагают. В Ин. 3:36 читаем: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Павел говорит: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18; ср.: 2:5,8; 5:9; 9:22; Кол. 3:6; 1 Фес. 1:10; 2:16; 5:9; Евр. 3:11; Отк. 6:16,17; 9:15). Многие другие новозаветные тексты также указывают на гнев Божий против греха. Как и в случае с другими атрибутами Бога, мы должны славить и благо-дарить Бога за этот атрибут. Возможно, мы не сразу осознаем, как именно, ведь гнев кажется нам таким негативным понятием. Если мы рассматри-ваем его изолированно, то он вызывает в нас лишь страх. И все же нам следует задуматься о том, каким был бы Бог, если бы Он не был Богом, не-навидящим грех. Он был бы Богом, наслаждающимся грехом, или, по край-ней мере, таким Богом, Которого не тревожит грех. Такой Бог не был бы до-стоин нашего поклонения, ибо грех отвратителен и заслуживает ненавис-ти. Греха не должно было бы существовать. Ненависть к злу и греху — это добродетель (ср.: Евр. 1:9; Зах. 8:17 и др.), и мы правомерно подражаем это-му атрибуту Бога, когда ощущаем ненависть к великому злу, несправедли-вости и греху9. Кроме того, как христиане, мы не должны испытывать страха перед гне-вом Божьим, так как, несмотря на то что мы «были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:3), теперь мы уверовали в Иисуса, «избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес. 1:10; ср.: Рим. 5:10). Когда мы размышляем о гневе Божьем, нас изумляет, что наш Господь Иисус Христос испытал на Себе гнев Бога, вызванный нашим грехом, чтобы спасти нас (Рим. 3:25,26)10. Кроме того, размышляя о гневе Божьем, мы должны помнить и о Его дол-готерпении. В Пс. 102 гнев Бога и Его терпение упомянуты вместе: «Милос-тив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается, и не во-век негодует» (Пс. 102:8,9). Ведь даже то, что Бог медлит с проявлением гнева над грехом, совершается ради того, чтобы привести людей к спасению (см.: Рим. 2:4). 9 Однако нам следует «ненавидеть грех, но любить грешника», как это сказано в известном изречении. 10 Вопрос о том, что Иисус испытал на Себе гнев Божий, рассматривается в гл. 26. Таким образом, когда мы думаем о будущем гневе Бога, мы должны ис-пытывать благодарность за Его долготерпение, за то, что Он не обрушивает на мир Свой гнев и терпит ради того, чтобы большее количество людей могло спа-стись: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почита-ют то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут...» (2 Пет. 3:9,10). Мысль о гневе Божьем должна побуждать нас прославлять и благодарить Бога за то, что в конечном счете Он покарает всякое злодеяние и будет править на новом небе и новой земле, на которых не будет более неправедности. Вопросы для самостоятельной работы
|