Г. Божьи установления
22 Здесь дан более подробный анализ вопроса о явной и скрытой воле Бога. 23 Это возражение Говарда Маршалла (см.: I. Howard Marshall, "Predestination in the 24Жан Кальвин говорит тем, кто возражает против наличия двух аспектов воли Бо-жьей: «Пусть они мне скажут, как осуществляет Бог Свой суд — добровольно или нет?...Божественная воля, единая и простая сама по себе, нам кажется разной потому, что в силу грубости и слабости нашего ума мы не можем понять, как Бог различным образом желает и не желает, чтобы нечто произошло». Он также одобрительно цитирует утверж-дение Августина: «Важно... рассмотреть, чего подобает желать Богу, а чего — человеку... Ибо то, чего Бог желает по справедливости, Он совершает через злую волю людей» {Institutes, 1:233,234 [1.18.3]). Установления Божьи — это вечные планы Бога, посредством которых, еще прежде сотворения мира, Он определил все, что произошло и происходит. Это учение сходно с учением о провидении, но здесь мы говорим о решениях Бога, принятых еще до сотворения мира, а не Его действия во времени. Его дейст-вия — это исполнение вечных установлений, которые Он определил очень дав-но. (О слове «установление» в несколько ином смысле см. в гл. 1.) Давид говорит: «В твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было»(Пс. 138:16; ср.: Иов. 14:5: дни, месяцы и пределы человека определены Богом). Существовал также «определенный со-вет и предведение Божие» (Деян. 2:23), по которому Иисус был предан смер-ти, а действия тех, кто осудил и распял Его, были «предопределены» Богом (Деян. 4:28). Наше спасение было установлено уже давно, так как Бог, «Он избрал нас в Нем [во Христе] прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним» (Еф. 1:4). Наши добрые дела «Бог предназначил нам ис-поднять» (Еф. 2:10; ср.: Иуд. 4). Эти примеры говорят о разнообразных аспектах человеческой деятельно-сти. Представляется уместным заключить из этих примеров, что все, совер-шаемое Богом, Он запланировал прежде создания мира, все это — Его вечный план. Учение об установлениях Божьих помогает нам осознать, что Бог не по-ступает внезапно, по необходимости. Он знает окончание с самого начала, и Он совершит все свои благие намерения. Это должно усилить наше доверие Богу, особенно в пору испытаний.
Д. Важность наших поступков Иногда мы забываем, что Бог осуществляет управление миром через по-ступки людей. Если мы не отдаем себе в этом отчета, мы начинаем думать, что наши поступки и наш выбор не оказывают никакого влияния на ход собы-тий. Чтобы уберечь себя от такого неверного восприятия Божьего провиде-ния, следует подчеркнуть несколько моментов.
1. Мы несем ответственность за наши поступки. Бог создал нас ответ-ственными за наши поступки, которые приводят к реальным и значимым для вечности результатам. Во всех Своих деяниях Бог сохраняет эти свойства от-ветственности и значимости. Чтобы понять это, следует обратиться к аналогиям из мира природы. Бог сотворил камень со свойством твердости, и поэтому камень тверд. Бог сотво-рил воду со свойством влажности, и поэтому вода мокрая. Бог сотворил рас-тения и животных с признаком жизни, и поэтому они живут. Точно также Бог сотворил нас со свойством ответственности за наши поступки, и поэтому мы ответственны за них! Если мы поступаем по справедливости и повинуемся Богу, Он вознаградит нас и у нас все будет хорошо как в этой жизни, так и в буду-щей. Если же мы совершаем зло и противимся Богу, Он будет дисциплиниро-вать нас и, возможно, наказывать нас, и наши дела будут плохи. Осознание этого факта поможет нам обрести пасторскую мудрость в беседах с людьми, в которых нам следует призывать их избегать лености и неповиновения. Тот факт, что мы ответственны за наши поступки, означает, что нам не следует думать: «Бог заставил меня совершить зло, и я не виноват в этом». Не случайно, Адам извинялся за самый первый грех в таких выражениях, ко-торые поразительно напоминают именно такой ход мысли: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3: 1 2). В отличие от Адама, Писание никогда не возлагает вину за грех на Бога. Если мы начинаем ду-мать, что Бог виновен в грехе, мы греховно мыслим о провидении Божьем, так как вина всегда лежит на творении, а не на Творце. Мы можем сказать, что со стороны Бога несправедливо призывать нас к ответу, если все события пре-допределил Он Сам, однако Павел поправляет нас: «Ты скажешь мне: „за что же еше обвиняет? ибо кто противостанет воле Его?" Аты кто, человек, что спо-ришь с Богом?» (Рим. 9: 1 9,20). Мы должны осознать и принять в свое сердце мысль о том, что Бог по праву обличает и карает зло. И, если мы несем за это ответственность, мы также по праву осуществляем дисциплину в наших се-мьях, в церкви и даже, в определенном смысле, в окружающем нас обществе. Нам никогда не следует говорить о злодеянии: «Бог этого желал, и, значит, это благо», так как мы должны помнить, что некоторые вещи, запланированные Божьей волей установления, сами по себе не благи, и мы не должны одобрять их, как не одобряет их и Сам Бог.
2. Наши действия приводят к реальным результатам и действительно из-меняют ход событий. В рамках обычного порядка вещей, установленного в мире, если я пренебрегаю своим здоровьем (напр., у меня больной желудок, а я злоупотребляю табаком и алкоголем), то я, скорее всего, умру раньше. Бог устроил мир так, что наши действия имеют реальные последствия. Бог устро-ил так, что события происходят потому, что мы обусловливаем их. Конечно, мы не можем знать того, что Бог запланировал даже на остаток текущего дня, не говоря уже о следующей неделе или о следующем годе. Однако мы знаем, что если мы доверяем Богу и повинуемся Ему, то мы обнаруживаем, что Он запланировал для нас благо ради нашего послушания. Мы не в состоянии про-сто не обращать внимание на тех людей, с которыми встречаемся, так как Бог приводит на наши пути множество людей и дает нам ответственность совер-шать в отношении их поступки, которые имеют значение для вечности, — на благо или на зло. Кальвин, призывая нас с осторожностью строить планы на будущее, муд-ро замечает: «Господь пожелал скрыть от нас все будущие события, чтобы мы шли вперед, не ведая о том, что должно произойти, и не переставали пользо-ваться данными нам Богом средствами против опасностей, пока не достиг-нем цели или пока опасности не одолеют нас... Мы должны созерцать Божье провидение не сугубо само по себе, а вместе со свойствами, приданными ему югом. Он словно одел в них провидение, чтобы оно явилось нам именно в аком виде»25. Напротив, если мы предвидим, что в будущем могут произойти несчастья 1ли возникнуть опасности, и если мы не принимаем разумных мер, чтобы избе-кать их, то мы можем обнаружить даже, что наше бездействие стало тем сред-лвом, которое Бог использовал для того, чтобы эти события произошли! 3. Молитва — это один из способов действия, который имеет определен-ные результаты и действительно меняет ход событий. Бог установил также, что молитва — это очень значимый способ достижения в мире тех или иных результатов26. Если мы серьезно молимся о конкретной личности или ситуа-ции, мы часто обнаруживаем, что Бог определил нашу молитву как средство, которое Он использует для осуществления изменений в мире. Писание напо-минает нам об этом следующими словами: «Не имеете, потому что не просите» (Иак. 4:2). Иисус говорит: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси-те и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:24). 4. Мы должны действовать/Учение о провидении ни в коем случае не при-зывает нас пребывать в лености и ожидать исхода событий. Конечно, Бог мо-жет сказать нам, что необходимо ждать и довериться Ему, а не полагаться на себя самих, — и это правильно. Но утверждать, что нам следует доверяться Богу вместо того, чтобы брать на себя ответственность и действовать, — это просто леность и искажение учения о провидении. Другими словами, если моему сыну дано домашнее задание, которое дол-жно быть выполнено к следующему дню, я проконтролирую выполнение этой работы, прежде чем отпустить его гулять. Я понимаю, что все — в руках Божь-их и что Бог давно предопределил, какую оценку получит мой сын, но ни я, ни сын не знаем, какая это будет оценка. Единственное, что я знаю, так это то, что, если мой сын будет хорошо учиться и тщательно выполнять домаш-ние задания, он будет получать хорошие оценки. Если же он будет учиться плохо, оценки тоже будут плохими. Поэтому Кальвин говорит: John Calvin, Institutes, 1:216 (1.17.4).
|