Более подробный анализ молитвенной практики см. в гл. 17.
Теперь ясно, в чем состоит наш долг. Если Господь поручил нам за-ботиться о нашей жизни, мы должны ее сохранять. Если Он предостав-ляет нам возможность делать это, мы должны ею пользоваться. Если Он предупреждает нас об опасностях, то мы не должны неосмотрительно и безрассудно бросаться им навстречу. Если Он наделяет нас средствами, которые помогут избежать опасностей, то мы не должны ими пренебре-гать. Нам возразят, что никакая опасность не может принести вреда, если ей не предназначено навредить. Если же предназначено, то никакими средствами нельзя этого избежать. А что если опасности не являются непобедимыми, поскольку Господь указал нам средства к их преодоле-нию?27 Прекрасный пример активных действий в сочетании с доверием Богу на-ходим во 2 Цар. 10:12, где Иоав говорит: «Будьмужествен, и будем стоять твер-до за народ наш и за города Бога нашего», но далее в том же предложении до-бавляет: «Господь сделает, что Ему угодно». Иоав сражается и доверяет Богу, Который свершит то, что считает правильным. Схожие примеры находим и в Новом Завете. Когда Павел был в Корин-фе, Господь, чтобы удержать Павла от отчаяния по поводу того противодей-ствия, которое ему оказывали иудеи, явился ему в видении и сказал: «Не бой-ся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла; потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18:9,10). Если бы Павел был фа-талистом и неверно понимал провидение Божье, то он, услышав слова Бога о том, что у Него «много людей в этом городе», сделал бы вывод, что Бог решил спасти многих коринфян и не имеет никакого значения, останется Павел в городе или нет, так как Бог уже избрал там множество людей к спасению! Па-вел мог бы решить, что ему следует просто собрать вещи и уехать! Однако Па-вел не совершил этой ошибки. Напротив, он пришел к выводу, что если Бог избрал многих в Коринфе, то, возможно, именно через проповеди Павла эти люди обретут спасение. Поэтому Павел принял мудрое решение: «Ион оста-вался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18:11). Павел помещает этот ответственный поступок в контекст о провидении Божьем в одном-единственном предложении во 2 Тим. 2:10: «Посему я все тер-шло ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с веч-ною славою». Из того факта, что Бог избрал определенное число людей к спа-сению, он не заключает, что людям уже нет нужды что-то предпринимать; на-против, он приходит к выводу, что многое следует делать, чтобы цели Божьи исполнились через те средства, которые Бог также установил. И в самом деле, Павел был готов претерпеть «все», все трудности и страдания, ради того, что-бы вечные планы Бога воплотились в жизнь. Искренняя вера в провидение Божье — это не повод к бездействию и отчаянию, а призыв к активности. Схожий пример — это история о путешествии Павла в Рим. Бог открыл Павлу, что никто из находившихся на корабле не погибнет во время продол-жительного шторма. И Павел призывал к мужеству всех, кто был на палубе: 27 John Calvin, Institutes, 1:216(1.17.4). Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль; ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою. Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано: нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров (Деян. 27:22-26). Однако вскоре после того, как Павел произнес эти слова, он заметил, что моряки тайно спускали на воду спасательную шлюпку и «хотели бежать с корабля» (Деян. 27:30). Они хотели оставить пассажиров одних, без людей, умевших управлять кораблем. Когда Павел увидел это, он не занял ложную, фаталистическую позицию, думая, что Бог чудесным образом доставит ко-рабль к берегу. Он немедленно пошел к сотнику, командовавшему моряками, и «сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не може-те спастись» (Деян. 27:31). Павел осознавал, что Божья забота о происходя-щем и даже ясное предсказание того, что произойдет, все же требовали обыч-ных человеческих средств для его осуществления. Он был так решителен, что даже говорил о том, что эти средства были необходимы: «Если они не останут-ся на корабле, то вы не можете спастись» (Деян. 27:31). Нам следует подра-жать этому примеру, сочетая в себе полное доверие Божьему провидению с употреблением обычных средств, которые необходимы для осуществления событий, запланированных Богом.
5. Что если мы не в состоянии понять это учение полностью? Каждый верующий, который размышляет о провидении Божьем, рано или поздно при-дет к убеждению: «Я не могу полностью понять это учение». В какой-то степе-ни это верно для каждого учения, поскольку наш разум конечен, а Бог—бес-конечен. Однако в особенности это справедливо по отношению к учению о провидении: мы должны верить в него, поскольку оно изложено в Писании, даже если мы не понимаем, как оно согласуется с другими учениями Писа-ния. Кальвин в связи с этим дает нам мудрый совет: Те же, кто находит все это слишком грубым или суровым, пусть за-думаются над тем, насколько невыносимы их мрачность и высокомерие. То, что Бог засвидетельствовал во многих местах Писания, они отбрасы-вают под тем предлогом, что это превосходит их разумение. Более того, они дерзают хулить тех, кто продвигает вперед то учение, которое Бог никогда не позволил бы обнародовать через своих пророков и апосто-лов, если бы не знал, что оно полезно. Ибо наше познание должно со-стоять ни в чем ином, как в благоговейном и послушном принятии все-го, чему нас учит Писание, без всяких исключений28.
|