В. Управление
20 Богословы-арминиане не согласны с таким пониманием свободы воли и отстаи- 21 Джон Файнберг говорит: «Если действие соответствует желанию действующего /. Свидетельство Писания. Мы рассмотрели первые два аспекта прови-дения: 1) сохранение и 2) содействие. Третий же аспект провидения Божьего указывает на то, что Бог имеет цель во всем, что Он делает в мире, и Он управ-ляет всем, чтобы исполнить Свои намерения. В Псалтири читаем: «Царство Его всем обладает» (Пс. 102:19). Кроме того, «по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы про-тивиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?"» (Дан. 4:32). Павел гово-рит, что «все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36) и что Бог «все покорил под ноги Его» (1 Кор. 15:27). Бог совершает «все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11), дабы в конце концов «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено не-бесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:10,11). Павел знает, что Бог властвует над всем и осуществляет Свои планы в каждом событии. Он говорит: «Любя-щим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). 2. Различия в воле Бога. Хотя в Боге Его воля едина, не разделена и непроти-воречива, мы не можем понять всей глубины воли Божьей и нам открыта только ее часть. По этой причине, как мы увидели в гл. 1 222, мы можем воспринять два аспекта воли Божьей. С одной стороны, есть Божья моральная воля (которую иногда называют Его «явной» волей). Сюда относятся моральные требования Писания, такие, как десять заповедей и моральные повеления Нового Завета. Моральные повеления Бога предписывают нам нормы поведения, которые пра-вильны в очах Божьих. С другой стороны, — это Его управление всем происхо-дящим (иногда этот аспект воли Божьей называют «скрытой волей»). Сюда от-носятся все события истории, которые предопределил Бог, например тот факт, что Христос будет распят «беззаконными» людьми (Деян. 2:23). Сюда относятся также все прочие злодеяния, которые были упомянуты в предыдущем разделе. Иногда против такого разделения двух аспектов воли Бога возражают, утверждая, что оно подразумевает «противоречие Самому Себе»23. Тем не ме-нее даже из человеческого опыта известно, что мы можем желать и осуществ-лять нечто мучительное и неприятное (напр., наказывать непослушного ре-бенка или делать прививки, которые вызывают кратковременное недомога-ние), чтобы добиться лучшего результата в будущем (привести ребенка к повиновению или предотвратить вероятное серьезное заболевание). Бог же бесконечно более велик и мудр, чем мы. Безусловно, Он может желать, чтобы Его творения сделали нечто, на короткий срок приносящее Ему огорчение, чтобы в последствии обрести еще большую славу. Утверждать, что это означа-ет «противоречие Бога Самому Себе», — значит не понимать объяснений, по-казывающих отсутствие здесь какого бы то ни было противоречия24.
|