Системы программирования
Система программирования — это система для разработки новых программ на конкретном языке программирования. Современные системы программирования обычно предоставляют пользователям мощные и удобные средства разработки программ. В них входят: · компилятор или интерпретатор; · интегрированная среда разработки; · средства создания и редактирования текстов программ; · обширные библиотеки стандартных программ и функций; · отладочные программы, т.е. программы, помогающие находить и устранять ошибки в программе; · "дружественная" к пользователю диалоговая среда; · многооконный режим работы; · мощные графические библиотеки; утилиты для работы с библиотеками · встроенный ассемблер; · встроенная справочная служба; · другие специфические особенности. Популярные системы программирования – Turbo Basic, Quick Basic, Turbo Pascal, Turbo C. В последнее время получили распространение системы программирования, ориентированные на создание Windows-приложений: · пакет Borland Delphi (Дельфи) — блестящий наследник семейства компиляторов Borland Pascal, предоставляющий качественные и очень удобные средства визуальной разработки. Его исключительно быстрый компилятор позволяет эффективно и быстро решать практически любые задачи прикладного программирования. · пакет Microsoft Visual Basic — удобный и популярный инструмент для создания Windows-программ с использованием визуальных средств. Содержит инструментарий для создания диаграмм и презентаций. · пакет Borland C++ — одно из самых распространённых средств для разработки DOS и Windows приложений. Ниже для иллюстрации приведены на языках Бейсик, Паскаль и Си программы решения одной и той же простой задачи — вычисления суммы S элементов одномерного массива A=(a1, a2,..., an). Язык Бейсик был создан в 1965 г. Дж. Кемени и Т.Курцем как язык для начинающих, облегчающий написание простых программ. Существуют сотни различных версий Бейсика – от очень простых до усовершенствованных, содержащих множество дополнительных языковых конструкций. Бейсик очень популярный язык программирования. Программа на Бейсике 10 INPUT "N = "; N 20 DIM A(N) 30 FOR I = 1 TO N 40 PRINT "A("; I; ") ="; 50 INPUT A(I) 60 NEXT I 70 S = 0 80 FOR I = 1 TO N 90 S = S + A(I) 100 NEXT I 110 PRINT "Сумма ="; S
Программа на Паскале Program Summa; Type Mas = Array [1..100] of Real; Var A: Mas; i, n: Integer; S: Real; BEGIN For i: = 1 To 10 Do ReadLn(A[i]); S: = 0; For i: = 1 To 10 Do S: = S + A[i]; WriteLn('S = ', S:8:2); END. Язык Паскаль был разработан в 1970г. Никласом Виртом как язык обучения студентов программированию. Язык Си (разработан Деннисом Ритчи в 1972 г.) соединяет свойства языка высокого уровня с возможностями эффективного использования ресурсов компьютера, которые обычно достигаются только при программировании на языке Ассемблера. Программа на СИ # include <stdio.h> main() int i,n = 100; for (i = 0; i <= n; i++) get(a[i]); for (i = 0; i <= n; i++) s = s + a[i]; printf("s = % f \ n", s); }
Инструментальные программы Инструментальные программные средства — это программы, которые используются в ходе разработки, корректировки или развития других прикладных или системных программ. По своему назначению они близки системам программирования. К инструментальным программам, например, относятся: · редакторы; · средства компоновки программ; · отладочные программы, т.е. программы, помогающие находить и устранять ошибки в программе; · вспомогательные программы, реализующие часто используемые системные действия; · графические пакеты программ и т.п. Инструментальные программные средства могут оказать помощь на всех стадиях разработки ПО.
Текстовый редактор — это программа, используемая специально для ввода и редактирования текстовых данных. Этими данными могут быть программа или какой-либо документ или же книга. Редактируемый текст выводится на экран, и пользователь может в диалоговом режиме вносить в него свои изменения. Текстовые редакторы могут обеспечивать выполнение разнообразных функций, а именно: · редактирование строк текста; · возможность использования различных шрифтов символов; · копирование и перенос части текста с одного места на другое или из одного документа в другой; · контекстный поиск и замена частей текста; · задание произвольных межстрочных промежутков; · автоматический перенос слов на новую строку; · автоматическая нумерацию страниц; · обработка и нумерация сносок; · выравнивание краев абзаца; · создание таблиц и построение диаграмм; · проверка правописания слов и подбор синонимов; · построение оглавлений и предметных указателей; · распечатка подготовленного текста на принтере в нужном числе экземпляров и т.п. Возможности текстовых редакторов различны — от программ, предназначенных для подготовки небольших документов простой структуры, до программ для набора, оформления и полной подготовки к типографскому изданию книг и журналов (издательские системы). Наиболее известный текстовый редактор — Microsoft Word. Полнофункциональные издательские системы — Microsoft Publisher, Corel Ventura и Adobe PageMaker. Издательские системы незаменимы для компьютерной верстки и графики. Значительно облегчают работу с многостраничными документами, имеют возможности автоматической разбивки текста на страницы, расстановки номеров страниц, создания заголовков и т.д. Создание макетов любых изданий — от рекламных листков до многостраничных книг и журналов — становится очень простым, даже для новичков.
Графический редактор — это программа, предназначенная для автоматизации процессов построения на экране дисплея графических изображений. Предоставляет возможности рисования линий, кривых, раскраски областей экрана, создания надписей различными шрифтами и т.д. Большинство редакторов позволяют обрабатывать изображения, полученные с помощью сканеров, а также выводить картинки в таком виде, чтобы они могли быть включены в документ, подготовленный с помощью текстового редактора. Некоторые редакторы позволяют получать изображения трёхмерных объектов, их сечений, разворотов, каркасных моделей и т.п. Пользуется известностью Corel DRAW! — мощный графический редактор с функциями создания публикаций, снабжённый инструментами для редактирования графики и трёхмерного моделирования.
|