Студопедия — Удовлетворение рекреативных и духовных потребностей человека в центрах общественного досуга
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Удовлетворение рекреативных и духовных потребностей человека в центрах общественного досуга






 

Развитие современного общества, его экономики, социальных отношений и демократических устоев находится в прямой зависимости от гражданской, нравственной, политической, экологической и профессиональной культуры его членов, их способности идти в ногу с научно-техническим прогрессом, регулировать свое физическое и психическое состояние, удовлетворять духовные потребности, проявлять социальную активность, самореализовывать индивидуально-творческие потенции во всех сферах жизнедеятельности. Формирующееся информационное общество XXI века диктует необходимость ликвидировать неестественную, противоречащую самой идее прогресса ситуацию, когда человек остается средством развития производства, а не производство выступает средством развития личности; когда диктат производства над человеком детерминирует игнорирование человеческого фактора, приоритет внутренних над внешними условиями развития личности. Существенным резервом преодоления этого противоречия может и должна стать деятельность клубов, домов, дворцов, парков культуры, домов творчества юных и иных центров общественного досуга, где на первый план выступают не требования производства, а реально проявляющиеся интересы и потребности каждого человека как самоцели общественного развития.

Современная социально-культурная ситуация ставит человека в новые условия жизнедеятельности, безгранично расширяет диапазон проявления его общественной активности, требует от него инициативы, самодеятельности, энергичных действий в самых разных сферах труда, общественно-политических отношений, быта, досуга. Однако умение жить в условиях гласности и подлинной демократии не приходит само по себе. Конструктивный процесс превращения каждого труженика в реального хозяина страны и субъекта культуры требует создания такой нравственно-психологической атмосферы, такой культурной среды, которая бы наиболее эффективно использовала созидающий потенциал всех сфер жизнедеятельности.

Усвоение основ демократического образа жизни достаточно успешно может осуществляться в центрах общественного досуга, где человека не сковывает служебная субординация, к минимуму сводятся элементы конформизма, и личность, свободно выбирая формы деятельности, общения и отношений, может проявлять инициативу и самодеятельность, осваивать принципы политической культуры, приобретать умения и навыки вести дискуссию и отстаивать свое мнение.

Обусловленная научно-техническим прогрессом интенсификация производства вызывает значительное увеличение физических, психологических и интеллектуальных нагрузок трудящихся, а это, в свою очередь, предопределяет необходимость по-новому подойти к проблеме рекреации. Вопреки многовековой традиции снятие усталости и перегрузок ныне не может осуществляться лишь спонтанным, естественным путем. Эффективность обеспечения рекреации становится искусством, не овладев которым, человек расплачивается тяжелыми заболеваниями и преждевременной смертью. Сегодня рационально организованный досуг призван не только восстановить силы человека, но и придать ему новый импульс творческого развития. Как подчеркивалось в предыдущих главах, тысячелетиями человека готовили лишь к труду и познанию. Ныне, наряду с этим, у каждого индивида необходимо сформировать соответствующие досуговые интересы и способы их удовлетворения. И помочь этому в первую очередь призваны культурно-досуговые учреждения.

В отличие от школы или производства, где выработаны и реализуются достаточно эффективные методы воспитания, методика обеспечения влияния на деятельность людей в свободное время лишь только начинает утверждать себя. Мы умеем ярко и увлекательно проводить в клубе, парке культуры или ином центре досуга отдельные массовые мероприятия, организовывать учебно-воспитательный процесс в коллективах самодеятельного творчества, вести занятия в народных университетах культуры, но пока еще очень далеки от способности систематически и последовательно обеспечить рациональный досуг всей массы проживающих, работающих или обучающихся в регионе людей.

Остаточный принцип развития социально-культурной сферы, грубые просчеты в строительстве учреждений культуры и практическое отсутствие в стране современного производства оборудования для культурно-досуговых учреждений привели к глубокому противоречию между потребностями разных групп населения в социально организованном досуге и материальной базой их удовлетворения.

Клубы и иные традиционные очаги свободного времяпрепровождения катастрофически отстали от современных требований и в планировке помещений, и в техническом оснащении, и в удовлетворении эстетических потребностей людей. Уровень индивидуального потребления ценностей культуры значительно обгоняет возможности культурно-просветительных учреждений, и это отталкивает людей от общественных форм досуга, стимулирует прогрессирующий процесс его индивидуализации, лишает общество возможности эффективно влиять на его содержание и формы.

Естественную тревогу вызывает сложившееся почти в любом крупном городе размежевание зон деятельности человека. Как правило, общественные центры досуга сосредоточены в границах старой застройки или вблизи крупных предприятий. Новые микрорайоны стали гигантскими «спальнями», где каждая квартира превращается в автономный центр пассивного восприятия культуры посредством телевидения или иных современных технических средств.

Учитывая сложившееся противоречие между объективными возможностями культурно-досуговых учреждений в удовлетворении рекреативных и духовных потребностей разных групп населения и реальным уровнем их деятельности, автор в 1977 году возглавил исследовательский коллектив, цель которого состояла в том, чтобы разработать принципы реализации культуросозидающего потенциала этих центров общественного досуга. Состав коллектива за 23 года научного поиска непрерывно обновлялся, но каждый его участник, следуя единой методологии и предопределенной научным руководителем методике осуществил решение конкретных научных задач, которые нашли свое разрешение в соответствующих диссертациях[90].

Как показал начальный этап исследования, коренное переосмысление сути, природы, целевых установок, содержания и форм деятельности центров общественного досуга началось значительно раньше глобальной перестройки общественно-политической жизни, происшедшей в стране в 90-х годах. Это было вызвано в первую очередь глубоким кризисом гипертрофированно политизированной системы культурно-просветительной работы, в центре которой оказалась агитационно-пропагандистская деятельность, превратившая сферу свободного времени в средство навязывания людям идеологических штампов и догм.

Большинство населения как сельских, так в еще большей мере городских регионов практически игнорировало проводимые в клубных учреждениях или парках культуры мероприятия, как правило, сводившиеся к лекциям, докладам, информационно-директивным выступлениям. Пустующие залы заставляли задумываться над причинами этих явлений, но внешний, поверхностный взгляд на них мог вызвать лишь эмоциональную реакцию. Нам же нужно было опираться на научные факты, и это обусловило необходимость использовать достаточно широкий и репрезентативный арсенал исследовательских методов выявления реального состояния проблемы.

Рассмотрение такого важного аспекта работы культурно-досуговых учреждений, как обеспечение информационно-просветительной деятельности, диктовало необходимость учитывать тот факт, что эффективность функционирования последних может быть достигнута лишь при условии постоянной обратной связи с аудиторией и создании динамичной системы учета, удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых духовно-познавательных интересов разных групп населения; соединения традиционных методов просвещения с методами художественного отражения действительности; внедрения диалогических форм просвещения, способствующих преобразованию объекта информации в субъект социально-культурного творчества.

На поисково-констатирующем этапе исследования посредством использования разнообразных методик социологического, педагогического и социально-психологического анализа (наблюдение, анализ документальных источников, анкетные опросы и интервью, психологические тесты, социометрические процедуры и т.д.) было выявлено мнение 444 организаторов культурно-досуговой деятельности, 110 методистов и руководителей региональных органов культуры и 1450 посетителей центров досуга разного профиля о состоянии, проблемах и противоречиях в организации информационно-просветительной, художественно-творческой и рекреативно-развлекательной деятельности.

Этот этап исследования показал, что и объекты, и субъекты социально-культурной деятельности видят конструктивные стороны работы клубных учреждений, лекториев, парков культуры и других центров общественного досуга по информированию и просвещению разных групп населения:

в обеспечении непрерывного просвещения, дополняющего соответствующую деятельность учебных заведений, системы повышения квалификации, средств массовой информации и индивидуальные формы самообразования (1583 человека, или 79% от 2004 опрошенных);

в создании условий для проявления слушателями избирательного отношения к информации (1142 человека, 57% от общего числа опрошенных);

в актуальности информации, в мобильности, проявляющейся в способности культурно-досуговых учреждений быстрее, чем школа или иные социальные институты, откликаться на достижения науки и изменения в общественной жизни (962 человека, 48% от общего числа опрошенных).

Вместе с тем, при всем положительном, что было зафиксировано в ответах, большинство опрошенных (1971, или более 97% респондентов) указали на ряд принципиальных недостатков, которые снижают уровень информационно-просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений, делают ее малоэффективной.

1762 опрошенных (88%) подчеркнули, что клубные учреждения в основной своей массе практически реализует лишь одну форму информационно-просветительной деятельности – лекцию.

1622 человека (81% опрошенных) отметили низкую эффективность отдельных, эпизодически читаемых и не связанных с единой системой просвещения лекций. При этом они указали на целесообразность перехода к использованию широкого разнообразия методов формирования общественного сознания.

В Санкт-Петербурге активно внедрялись цикловые, т.е. стабильные формы информационно-просветительной деятельности. Однако этот процесс практически не затронул сельские регионы и районы, находящиеся вдали от ведущих центров духовной жизни. В крупных городах практикуются коллективные выступления ведущих ученых и деятелей культуры. В сельских регионах практической возможности реализовать подобную форму просвещения, к сожалению, нет. Не используется на селе и такая оправдавшая себя форма информационно-просветительной деятельности, как политический, экономический, искусствоведческий, спортивный и иной комментарий.

Необратимый характер имеют последствия плохих, отталкивающих аудиторию лекций. Каждый третий из 2800 дополнительно опрошенных рабочих и служащих, которые практически в течение ряда лет не посещают никакие лекции, объясняют это тем, что, однажды разочаровавшись в них, они ныне предпочитают другие источники информации и просвещения.

Наиболее уязвимой стороной деятельности культурно-досуговых учреждений остается отсутствие обратной связи. Ни в одном из обследованных нами 19 клубных и 6 парковых учреждений не сложилась система учета, удовлетворения и дальнейшего обогащения духовных интересов и потребностей населения. Причем, если в крупных городах ощущаются какие-то попытки наладить такую работу, то в сельских регионах (где технически изучать реальные интересы людей гораздо проще) эта задача совершенно не ставится.

Среди отдельных организаторов досуга бытует ложное представление о том, что основными формами информационно-просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений являются только лекции, доклады и беседы. Однако практика свидетельствует, что новая информация и элементы просвещения могут пронизывать любые аспекты культурно-досуговой деятельности. Возьмем, для примера, типичный молодежный вечер танцев. Это мероприятие носит характер отдыха и развлечений. Вместе с тем, в нем практически всегда можно реализовать пропагандистские задачи путем включения показательных танцев или проведения конкурса на лучшее исполнение танца участниками вечера. Во время перерыва с успехом можно организовать видеопоказы. Уместной представляется и информация о новых музыкальных произведениях, созданных отечественными и зарубежными композиторами.

Поисково-констатирующий этап исследования показал, что мотивы посещения культурно-досуговых учреждений людьми различных социальных групп далеко не идентичны. Среди 19 групп населения, которые стали объектом анализа, 18 на первое место поставили возможность использовать культурно-досуговые учреждения для общения с товарищами. Что же касается потребности в новой информации и непрерывном просвещении, то студенты и пенсионеры поставили ее на второе место; старшеклассники, офицеры и творческая интеллигенция – на третье. А остальные 14 групп населения – на четвертое - шестое.

Все это дает достаточные основания утверждать, что каждый посетитель культурно-досугового учреждения ищет в нем возможность удовлетворить свои рекреативные и духовные интересы. Проблема сегодняшнего клуба, парка, лектория или иного центра досуга не в том, осуществлять или не осуществлять информационно-просветительную деятельность, а в том, чтобы она была максимально эффективна, и по своему содержанию и форме отражала реальные потребности людей.

Совокупный опыт такой деятельности в домах и дворцах культуры Санкт-Петербурга говорит о том, что лишь 12% информационно-просветительных мероприятий, вызвавших удовлетворение аудитории, представляли из себя лекции, доклады, беседы, устные журналы и другие типичные формы вербального воздействия. Основная информация, которая с интересом воспринималась разными группами населения, была органично вплетена в тематические вечера, творческие встречи, дискуссионные гостиные и иные комплексные формы работы.

Изучение состояния деятельности культурно-досуговых учреждений обнаружило существенное противоречие в его содержании, которое в очень малой степени соответствует реальным интересам и потребностям людей.

94% из нескольких тысяч человек, ставших за ряд лет объектом нашего опроса, на первое место поставили потребность в местной информации, которую не дает телевидение или периодическая печать. Однако из 1836 мероприятий информационно-просветительного характера, содержание которых нам удалось зафиксировать, лишь 41 (чуть больше 2%) было посвящено анализу этих проблем. Налицо безусловный перекос содержания информационно-просветительной деятельности, который существенно снижает ее эффективность.

На завершающем этапе поисково-констатирующего исследования мы столкнулись еще с одним противоречием, которое было порождено неадекватным восприятием сути перестройки культурно-просветительной работы. Справедливая критика, связанная с переносом в сферу свободного времени политического просвещения, экономического всеобуча и даже трудового воспитания, ориентировала на отказ от несвойственных досугу видов деятельности. Не менее справедливой была и критика методов организации досуга, в основе своей базировавшихся на вербальных формах воздействия. Наконец, в условиях пересмотра догматических положений о клубе как опорной базе агитационно-пропагандистской работы многие практики впали в противоположную крайность и полностью исключили из содержания культурно-досуговой деятельности элементы информации и просвещения.

Негативные процессы низведения культурно-досуговых учреждений до единственной функции организации отдыха и развлечений стимулировалось социально-экономической ситуацией перехода к рыночным отношениям в культуре. Оставшиеся без привычных ассигнований, за эффективность расходования которых никто не спрашивал (а легче всего было оплатить деньги обществу «Знание» и заказать любые лекции вне зависимости от того, будут или не будут их слушать!), работники многих клубных учреждений нашли отдушину в непритязательных зрелищах, танцевальных вечерах и иных чисто развлекательных формах организации свободного времени, которые собирали определенную аудиторию, приносили некоторую прибыль, но лишали культурно-досуговую деятельность ее важнейшего потенциального преимущества – соединять рекреацию с духовным обогащением личности, представлять собой не только средство снятия физического, психического и интеллектуального напряжения, но и явление культуры.

Анализ сложившейся социально-культурной ситуации позволил определить пути обеспечения коренного совершенствования содержания и форм деятельности культурно-досуговых учреждений в области информации и просвещения, которые виделись:

в отказе от сложившейся системы агитационно-пропагандистской работы и переходе к информационно-просветительной деятельности, основанной не на передаче директивных установок, а на удовлетворении, педагогической коррекции и непрерывном возвышении реально проявляемых информационно-познавательных интересов и потребностей разных групп населения;

в максимальном развитии стабильных форм информационно-просветительной деятельности, обеспечивающих эффективность непрерывного просвещения;

в широком внедрении элементов информирования и просвещения в комплексные формы культурно-досуговой деятельности;

в ориентации центров досуга на приоритет местной информации в системе своей просветительной деятельности.

Как справедливо отмечает Ю.А.Стрельцов[91], информационно-просветительную деятельность, входящую в качестве структурного элемента в общую систему непрерывного образования, следует рассматривать как одно из средств формирования гармонично развитой, общественно активной личности. В рамках этой деятельности должно соединяться общее и профессиональное развитие человека, совершенствование его как участника общественного производства, субъекта общественных отношений и духовной жизни общества. В число основных социальных функций информационно-просветительной деятельности входят компенсаторная функция (восполнение недостатков базового образования), адаптирующая функция (оказание человеку помощи в его приспособлении к изменяющейся действительности), креативная функция (обогащение творческих способностей человека, обеспечивающее его более активное включение в деятельность по преобразованию окружающей среды).

Непродуктивным представляется абсолютизация отдельных направлений развития социально-культурной сферы, как это произошло в результате возобладания в 60-70-е годы эстетической концепции культурно-просветительной работы, суживающей ее реальное содержание до сферы художественной культуры.

Клуб становится эффективной базой просвещения разных групп населения, если он превращается в подлинный центр интеграции культурно-просветительных инициатив общественных организаций, добровольных обществ, творческих союзов, массовых движений и других субъектов духовной жизни.

Информационно-просветительная деятельность учреждений и объединений общественного досуга не может и не должна копировать систему народного образования с ее предметной организацией процесса распространения научных знаний. Наиболее перспективным здесь представляется комплексный способ организации содержания, суть которого заключается в использовании специально сконструированных популяризаторских программ, объединяющих в себе знания, отобранные не из одной, а из нескольких научных дисциплин. Наиболее ценным в информационно-просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений и организаций является то, что они принимают на себя стимулирование, ориентирование и опосредованное руководство процессом культурного самосовершенствования личности.

Информационно-просветительная деятельность клубных учреждений, парков культуры, домов творчества юных - важная, но далеко не единственная функция этих центров общественного досуга, которые призваны удовлетворять широкую гамму рекреативных и духовных потребностей человека. Однако эти потребности нельзя представить усредненными, они должны отражать реальную дифференциацию способностей, наклонностей, дарований и в первую очередь интересов конкретных людей. Наиболее весомый вклад в развитие методологии дифференцированного подхода к объекту воздействия во второй половине XX века внес Б.Г.Ананьев[92], который обосновал принципы дифференциации:

по социально-историческим признакам, включающим социально-демографические, национальные, религиозно-культурные и другие объективно сложившиеся особенности;

по совокупности характеристик человека как субъекта деятельности (труда, познания, общения), проявляющихся в ценностных ориентациях; в профессионально-трудовой, общественно-политической и культурно-творческой активности;

по личностным характеристикам, отраженным в социальном статусе и совокупности реализуемых индивидуумом ролей и функций – от семьи и дружеских компаний до массовых организаций и общества в целом.

Рассматривая проблемы дифференциации социальных общностей в рамках человекознания, Б.Г.Ананьев обогатил теорию целостного, личностного подхода к изучению человека, разработанную в 20-30-е годы Л.С.Выготским и К.Н.Корниловым и развитую в последующем С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, К.К.Платоновым, В.Н.Мясищевым, В.С.Мерлиным, Л.И.Божович, В.А.Крутецким, К.Н.Абдульхановой-Славской, А.А.Бодалевым.

Отражая специфику поведения, деятельности и отношений людей в сфере свободного времени, Д.М.Генкин, Г.А.Евтеева, Е.И.Смирнова, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин, Г.И.Фролова и другие исследователи обосновали необходимость при дифференциации участников культурно-досуговой деятельности учитывать следующие факторы:

социально-демографические (пол, возраст, образование, семейное положение, национальные особенности);

социально-профессиональные (профессия, должность, уровень квалификации, характер трудовой деятельности, социальный статус в трудовом коллективе или иной социальной общности);

социально-психологические (склонности, интересы, потребности, мотивы, традиции, привычки);

личностно-характерологические (состояние здоровья, темперамент, способности, другие индивидуальные особенности) факторы.

Опираясь на общие достижения науки и данные поисково-констатирующего этапа нашего исследования, мы исходили из того, что дифференциация участников общественно-организованного досуга должна наряду с общепринятыми социально-демографическими, социально-профессиональными и социально-психологическими характеристиками учитывать специфику реально складывающихся в условиях свободного времени динамичных социальных общностей, объединенных единством или близостью постоянно обновляющихся рекреативных и духовных интересов. В сфере свободного времени эти интересы превалируют над половозрастными, национальными, профессиональными и другими особенностями людей и должны рассматриваться как приоритетные при отборе содержания и форм общественной организации досуга конкретной группы населения.

Не менее важно и то, что критерии дифференциации, как правило, проявляют себя в диалектической взаимосвязи и могут учитываться лишь в единстве многомерности. Методология этой части нашего исследования исходила из сложившейся в философии второй половины XX века концепции дифференциации и индивидуализации воздействия на личность во всех сферах ее жизнедеятельности. Принципиальное значение имели положения современной социологии, педагогики и социальной психологии о многомерности дифференциации объектов воспитания и педагогического влияния, об иерархии признаков дифференциации, о динамичности типологических свойств социальных общностей разного уровня.

Методология исследования строилась также с учетом сложившегося в 80-90-е годы противоречия между прогрессивной тенденцией к снижению жесткой нормативности, регламентации поведения и деятельности социальных общностей и отдельных людей и неспособностью значительной части населения эффективно воспользоваться предоставленной свободой культурно-досугового творчества.

Оно базировалось на принципах взаимосвязи социальных, культурологических, психологических и педагогических аспектов дифференциации участников культурно-досуговой деятельности; опиралось на собирательные характеристики объектов педагогического влияния и самодеятельного творчества; на учете сложных и противоречивых процессов, порожденных новой социально-культурной ситуацией.

В ходе исследования мы не могли игнорировать факт того, что в различных областях духовной жизни принципы дифференциации реализуются в различных формах, различными средствами и методами, что обуславливается спецификой той сферы, в которой он проявляется.

Принцип дифференциации в области культурно-досуговой деятельности реализуется в тесном единстве:

с принципом учета характера референтной деятельности личности в сфере труда, обучения и социально-политической жизни;

с принципом обеспечения соответствия содержания и форм досуга интересам и уровню духовного развития личности;

с принципом единства рекреативной и развивающей функции досуга;

с принципом комплексности идейно-эмоционального воздействия.

Комплексность, синтетичность, полифункциональность деятельности являются сегодня наиболее значимой чертой досуговых ориентаций и, естественно, эти особенности должны быть учтены в процессе дифференциации участников культурно-досуговой деятельности.

Опытно-экспериментальная работа в Санкт-Петербурге и других опорных базах показала, что дифференциация участников социально-культурной деятельности в сфере свободного времени достаточно прочно утвердила себя в клубных объединениях различной направленности. По сути, любой коллектив художественного, технического или прикладного творчества, равно как и любое иное любительское объединение, изначально построены на принципе дифференциации участников культурно-досуговой деятельности. В клуб филателистов или вокально-инструментальный ансамбль приходят только те, чьи интересы реализуются в данном виде досугового творчества.

Совершенно иная ситуация складывается в массовых формах общественно-организованного досуга: здесь, как свидетельствует исследование, необходима специальная предварительная работа. Более того, теория организации досуга массовой аудитории клуба должна идти по пути обогащения критериев дифференциации за счет расширения границ их использования: от конкретного коллектива до регионального уровня. Причем объединение людей должно осуществляться как по основным социально-демографическим критериям в масштабах территории, так и по принципу общности досуговых интересов.

Именно такой дифференцированный подход к аудитории культурно-просветительного воздействия рождает сегодня новые формы досуга и становится содержательной сутью деятельности его организаторов. Она опирается на психологические потребности коллективной общности, реализацию каналов активности на основе отношения к конкретному событию. При этом идейно-тематический замысел, создание литературного сценария, процесс организации и воплощения любого мероприятия реализуют конкретную социальную ситуацию, учитывают реальные интересы и потребности определенной социальной общности.

Наряду с выяснением социально-демографических характеристик посетителей и их отношения к проводимой работе на всех базах исследования осуществлялось изучение таких характеристик, как:

регулярность посещения центра общественного досуга (в вопросник были включены вопросы, раскрывающие сравнительную по отношению к театру, кино и т.п. частоту посещения клуба);

стаж посещения этой базы досуга;

временные затраты на деятельность, связанную с удовлетворением своих интересов в условиях культурно-досуговых учреждений;

важность по мнению посетителей этой деятельности по сравнению с деятельностью в других сферах бытия;

денежные затраты на предметы, связанные с информационно-познавательной деятельностью (покупка газет, журналов, книг, иных информационных материалов).

Значительный интерес представило выяснение мотивов, побуждающих к занятиям тем или иным видом клубной деятельности. При этом мы учитывали, что чем выше «класс точности» проведенного исследования, тем больше возможностей открывается перед организаторами культурно-досуговой деятельности для реализации принципа дифференцированного подхода к разным группам населения.

На основе такого подхода к объекту воздействия представилась возможность реализовать в практике культурно-просветительной деятельности такие важные принципы воспитания, как принципы поступательности, преемственности и последовательности, т.е. организовать работу таким образом, чтобы формы и содержание отдельных, связанных между собой мероприятий дополняли, углубляли и обогащали друг друга, развивали индивидуальность как с точки зрения формирования ряда личностных качеств, так и в плане развития способности углубленного понимания окружающей действительности.

Данные опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что в процессе исследования обосновано теоретическое положение о приоритете учета досуговых интересов при отборе содержания и форм общественно-организованного досуга; раскрыты принципы многомерности и многокритериальность собирательных характеристик участников культурно-досуговой деятельности, которые предопределяют их типологию и позволяют обеспечить взаимосвязь социальных, культурологических, психологических и педагогических аспектов дифференциации.

Практическая значимость исследования выразилась в разработке, внедрении и обосновании эффективности многомерной, многокритериальной и динамичной системы дифференциации участников культурно-досуговой деятельности, стержнем которой выступает общность их рекреативных и духовных интересов и форм их удовлетворения.

Наиболее активный этап исследования путей и средств удовлетворения рекреативных и духовных потребностей разных групп населения пришелся на 90-е годы, когда объективный процесс социально-политических и экономических преобразований привел к коренному обновлению культурно-досуговой сферы. В рамках этого исследования Т.В.Рябова[93] убедительно показала, что наиболее значительным результатом этих изменений стало заметное сужение существовавшей ряд десятилетий сети профсоюзных и ведомственных культурно-просветительных учреждений при одновременном формировании новой системы организации общественного досуга за счет появления целого спектра не имеющих аналога в недавнем прошлом страны разнообразных рекреационных, развлекательных, зрелищных, спортивно-оздоровительных и иных центров свободного времяпрепровождения. При этом динамика функционального значения досуга обусловила расширение традиционно принятых форм и способов осуществления культурной деятельности, видоизменила ее содержание, ориентированного ныне на реализацию не только «чисто» досуговых, но и общесоциальных потребностей и интересов разных групп населения. В этой связи организационное обеспечение разнообразных видов досуга все активнее становится функцией не только специальных институтов культуры и досуга, но и различных предприятий сферы просвещения, информации, спорта, здравоохранения, общественного питания и т.п. Стремительно формируемые институты гражданского общества – добровольные ассоциации, движения, объединения, - значительным образом усиливая негосударственный сектор культуры, плодотворно участвуют в организации социально-культурной деятельности, стимулируют общественную активность разных групп населения.

Анализ функционального назначения культурно-досуговой сферы позволяет дифференцировать его как с позиций личностно-значимого развития, детерминированного индивидуальными потребностями и иными особенностями людей, так и исходя из задач общественного развития. При этом со всей очевидностью проявляется необходимость и возможность не противопоставления и обособления общественных и личностных функций досуга, не стремление подавить одни другими, а их согласование и гибкое взаимодействие. Именно данной тенденции отвечает рассмотрение деятельности культурно-досуговых учреждений в контексте более широкого понятия, каковым является социально-культурная сфера. Это существенным образом расширяет и обогащает возможности реализации богатейшего рекреативно-развивающего потенциала досуга как в соответствии с потребностями индивидуального развития, так и исходя из интересов общества в целом.

Еще недавно считалось, что только учреждения культуры создают всю полноту условий для осуществления различных форм культурно-досуговой деятельности в соответствии с интересами общества и государства. Преобладание в силу различных обстоятельств в досуге человека индивидуальных, общественно-неорганизованных форм рассматривалось как негативное явление, ограничивавшее возможности воспитательного воздействия на личность. Игнорирование ценности форм индивидуально-культурной деятельности, менее всего подверженных какому-либо регламентированию и нормированию, способствовало максимальной институционализации сферы досуга, преобладанию контролируемых в рамках достаточно унифицированного набора соответствующих учреждений культуры видов и форм времяпрепровождения.

Утвердившаяся за последнее десятилетие парадигма общественного развития, в рамках которой главную ценность представляет человек и его реально проявляемые интересы и потребности, предопределила и сущность общественно-организованного досуга, который призван создать максимально благоприятные условия для удовлетворения и дальнейшего развития этих потребностей и интересов.

Жизнь вносит существенные коррективы в названия культурно-досуговых учреждений. Создание социально-культурных, культурно-спортивных, культурно-педагогических комплексов, домов творчества юных, молодежных и иных культурных центров явилось естественной реакцией на потребность человека в отдыхе, который интегрирует удовлетворение самых разнообразных физических и духовных потребностей.

Как бы ни назывался центр общественного досуга, он призван:

стать базой непрерывного просвещения, самодеятельного творчества, рекреации и нерегламентированного общения, основывающейся на социально-культурной активности людей в сфере свободного времени;

обеспечить единство государственных и общественных начал стимулирования всестороннего развития личности, способствовать удовлетворению и дальнейшему обогащению духовных интересов людей, развитию их творческих потенций, инициативы и самодеятельности;

создать условия для рекреации, нерегламентированного общения и удовлетворения потребности разных групп населения в общественно значимой, коллективной, свободной деятельности, результатом которой становятся духовные и материальные ценности, а главное – новые качества личности.

Такой центр будет удовлетворять требованиям рекреации и духовного развития личности, если:

а) будет опираться на материальную базу рациональной организации свободного времени людей, опережающую индивидуальную сферу потребления культуры и самодеятельного творчества, обеспечивающую возможность проведения не только и не столько массовых мероприятий, сколько постоянную организацию группового общения, коллективных и индивидуальных форм социально-культурной дея







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 499. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия