Реальным для индивида является то, что существует в пределах его субъективного мира.
Действительная реальность – это не отражение мира посредством чувств, а это реальность, которую воспринимает и интерпретирует организм. Интерпретация реальности идет в соответствии с субъективными восприятиями каждого индивида. Поведение человека зависит от этого субъективного восприятия действительности. Чтобы постичь поведение человека, почему он так думает, чувствует, ведет себя, надо постичь его внутренний мир. Роджерс вводит понятие поле опыта – содержит всё, что происходит внутри оболочки организма в любой, данный момент, что потенциально доступно сознаванию. Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный личный мир, который может соответствовать, а может не соответствовать наблюдаемой объективной реальности. Поле опыта определяет то обстоятельство, что если человек считает, что нечто случилось, то оно случилось на самом деле. Так как это путь его видения мира и его интерпретации этого мира. Основным аспектом психических исследований личности является изучение субъективных переживаний или субъективного опыта. Связь опыта и поведения человека – важный пункт теории Роджерса. Поведение регулируется субъективной интерпретацией ситуации в данный момент и её персональным значением. На каждое поведение в данный момент влияет данное восприятие и интерпретация. Я-концепции личности по К.Роджерсу. выдвинул свое понимание Я-концепции личности. Он Роджерс вводит понятие самость – это организованный связанный гештальт целостность, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Самость человека или «Я-концепция» - организованный конструкт, состоящий из: 1. восприятий свойств «Я» или меня; 2. восприятий взаимоотношений «Я» или меня с другими людьми и разными аспектами жизни; 3. ценности, связанные с этим восприятием. Я-концепция – это представление человека о самом себе. Я – красивый, образованный, интелегентный. Я-концепция отражает, какими мы видим себя в связи с различными ролями, которые играем в жизни.
По Роджерсу Я-концепция включает в себя: Я-идеальное – это то, какими как мы полагаем мы должны быть или хотели быть, отражает атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но не имеет и стремиться к ним. Он придает им наибольшую ценность для себя. Я – реальное – это представления человека о самом себе, основанные на прошлом и настоящем опыте, и ожиданиях будущего. Я-концепция принимается и регулируется сознанием, она не бессознательна. Особо встает проблема соотношения представления о себе и реального Я. Здесь впервые возникает возможность сказать: как себя представляешь, таков ты и есть. Проблема понимания себя как вскрытие, познание своего реального Я. Условием самоактуализации является совмещение противоречий. Наиболее интересна проблема развития реального Я и проработана у Роджерса Я образа одна из основных проблем. В тесте на самооценку ряд прилагательных для оценки. Затем три возможности. Первая возможность – это Я для других, каким меня видят другие (отметил какие-то прилагательные). Затем Я как таковой, реальное Я. И наконец, Я в развитии или идеальное Я точно по Роджерсу. Идеальное Я это представление о ближайших возможностях своего развития. Роджерс посмотрит на оценку себя пациентом в столбцах и увидит, что между этими столбцами есть несовпадения, противоречия. Неконгруэнтность— согласно К. Роджерсу — несоответствие друг другу опыта человека и его представлений о самом себе. На уровне проявлений означает тревогу, ранимость, не цельность личности А у пациента аналитика эти несовпадения приводят к болезненным симптомам. Но в принципе они – суть точки роста. Личность это не застывшее целое. Скажем, самоактуализирующийся гештальт. Есть маленькие расстояния между реальным и идеальным Я. Например, каждый на досуге может записать на бумаге предложения о своих особенностях, от которых хотелось бы избавиться. «Во мне столько-то граммов лишнего веса» или «Я вообще-то немножко жадный человек, неохотно даю читать свою книги». Роджерс предлагает перевернуть. «Моё идеальное я на столько-то граммов легче, чем мое реальное». Что-то хочется поправить, тем самым уточняется возможность ближайшего развития и тогда этот очередной шаг можно совершить.
Степень в какой Я-реальное отличается от идеального Я – один из показателей неудовлетворенности и дискомфорта личности, а также невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек в действительности является, а не таким, каким хотел бы быть – признак душевного здоровья.
|