Расцвет культуры в Новгороде.
ИСКУССТВО КОНЦА XIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА Монголо-татарское иго XIII—XV веков нанесло колоссальный ущерб культуре русского народа. Были не только сожжены, разрушены и ограблены многие памятники искусства, но убиты или уведены в плен мастера — создатели этих произведений. В первой половине XIV столетия в Северо-Восточной Руси начинается объединение княжеств; спустя четверть века во главе их встает Москва. Приостановленное на время в своем развитии русское искусство медленно возрождается. Его основными центрами становятся в XIV веке Новгород и Псков, а с конца столетия — Москва. Расцвет культуры в Новгороде. Новгород в XIV веке испытывает подъем культуры, связанный в первую очередь с экономическим расцветом, наступившим после победы над немецкими и шведскими захватчиками. О напряженной философской мысли новгородцев свидетельствует размах еретических движений, явившихся своего рода протестом против официальной церкви. Новгородские путешественники создают литературные произведения, описывая Константинополь и памятники его искусства. Южнославянское (болгарское и сербское) влияние проникает в изобразительное искусство, а еще в большей степени в литературу. В новгородской архитектуре этого периода ясно обозначаются новые черты. Для таких церквей второй половины XIV века, как Федора Стратилата (1360—1361) и Спаса Преображения на Ильине (1374, ил. 18), характерно восьмискатное, а не позакомарное, как ранее, покрытие, одна, а не три апсиды на востоке. Но главное, что характеризует эти одноглавые, вновь ставшие высокими храмы,— это их подчеркнуто нарядный декор. Несколькими лентами ложится орнамент в верхней части барабана и апсид, стены украшены вставными каменными крестами, свободно разбросанными на стене нишами, фресковыми изображениями. Большинство храмов этого периода построено на средства отдельных богатых купцов или объединившихся жителей одной улицы, что само по себе свидетельствует о возросшей роли горожан в жизни республики. В XV веке размеры новгородских храмов уменьшаются, появляется нарочитый архаизм, выразившийся в подражании архитектуре XII века. Это церкви Ильи на Славне, Петра и Павла в Кожевниках. Из гражданских построек этого времени особенно важны каменные стены и башни кремля, значительно перестроенные в XVII веке. К этому же времени относятся епископский дворец, а также здание, получившее в дальнейшем название Грановитой палаты. Во втором его этаже — огромный зал, предназначенный для заседаний боярского совета.
|