Новгородские иконы этого периода очень разнообразны по своим сюжетам. Это в основном изображения популярных в Новгороде святых, таких, как пророк Илья, от которого, по представлениям новгородцев, зависел урожай, Параскева с Анастасией, покровительницы торговли, святой Георгий, стремительно несущийся на коне и поражающий высоко поднятым копьем дракона. В те же годы иконописцы начинают посвящать свои произведения даже реальным историческим событиям. Сохранилось несколько икон на сюжет битвы новгородцев с суздальцами, происходившей еще при Андрее Боголюбском, но популярной именно в XIV—XV веках, так как именно тогда особенно проявились сепаратистские тенденции в политике Новгорода, не желавшего присоединяться к Москве и не понимавшего необходимости объединения русских земель. Теперь битва, происшедшая в XII веке, трактовалась как полная победа новгородцев, более того, как победа, одержанная ими в результате чуда. Эти произведения изображают икону Богоматери на стене так, что она казалась отвернувшейся от суздальцев, забрасывающих ее стрелами: Богоматерь была покровительницей Новгорода, и нападавшие вынуждены были отступить. В этот период на иконах появляется и изображение самих новгородцев. Боярская семья показана на иконе Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника «Молящиеся новгородцы».