С XIV века начинается возвышение Москвы, которая при Иване Калите превращается в значительный политический и культурный центр. Особенно усиливается роль Москвы, вокруг которой объединяются русские земли, после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380).
Расцвет русской культуры этого времени был связан с подъемом национального самосознания. Все силы русского народа были собраны для разрешения практических, насущных задач создания русского национального государства. Литература в конце XIV — начале XV века развивается особенно интенсивно. В ней можно различить большое количество стилей и тенденций, многообразие жанров и местных особенностей. Но ведущими, несомненно, следует признать те героические тенденции, те патриотические идеи, которыми проникнуты такие два замечательных литературных памятника, как «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».
Интерес к истории, славному прошлому отразился в обращении к традициям древней архитектуры Владимира, наследницей которой по праву считала себя Москва.
Период расцвета и становления Московского княжества был временем усиленного каменного строительства. Соборы Успения на Городке в Звенигороде (около 1400), Спаса Андроникова монастыря (1427), Троицкий Троице-Сергиевой лавры (1422) во многом как бы восходят к владимирской архитектуре XII века кубическими объемами, принципами деления стены на три части лопатками, обработкой входов порталами. Но в них появился и целый ряд новых черт, среди которых нужно отметить простоту наружного декора, отсутствие рельефов, замену аркатурно-колончатого пояса тройной лентой плоского резного орнамента. Верхняя часть собора имеет сложное композиционное решение, связанное с появлением под барабаном пьедестала, завершающегося поясом кокошников. Основным строительным материалом служит известняк.