КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
На культуре этого периода благотворно сказались отмена крепостного права, развитие капитализма в стране, реформа просвещения. Продолжался «золотой век» культуры, осуществлялся процесс ее демократизации, борьбы с реакцией и консерватизмом. Образование. В деревнях появились «вольные» школы, содержащиеся на средства общины, больше стало земских школ, хотя они могли охватить только около 35% детей. Выросло число церковноприходских школ. Расширено среднее образование, с 1870 г. открывались женские гимназии, высшие женские курсы, развивалось высшее образование. Все большую роль играли библиотеки, музеи, периодическая печать. Стала формироваться русская интеллигенция. Грамотных людей с 6% в 1860 г. увеличилось до 21% в 1897 г. С другой стороны, при Александре III наблюдались и негативные явления в образовании. В 1887 г. был издан циркуляр «О кухаркиных детях» — запрет принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Из учебных заведений изгоняли передовых преподавателей и учителей, ликвидировалась университетская автономия, преследовалась печать, ужесточилась цензура, значительно усилилось влияние церкви. Наука пополнилась новыми крупнейшими открытиями. И. М. Сеченов создал русскую школу физиологов («Рефлексы головного мозга», «Физиология нервной системы»), В. В. Докучаев разработал основы почвоведения (труд «Русский чернозем»), учение о географических зонах, о классификации почв и мерах по борьбе с засухой. А. М. Бутлеров обосновал теорию химического строения вещества. Опираясь на его выводы, Д. И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов (1869), написал 500 работ, главным из которых является труд «Основы химии». В математике П. Л. Чебышев открыл закон больших чисел, С. В. Ковалевская прославилась исследованиями в области математического анализа. Физик А. Г. Столетов открыл электромагнитную теорию света, основы фотоэффекта. П. Н. Яблочков изобрел дуговую лампу (1876), что положило начало электроосвещению. А. С. Попов в 1897 г. сконструировал радиопередатчик. Проводились крупные географические экспедиции: П. П. Семенова (Тянь-Шанского), Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая. Исследование Сибири провел золотопромышленник, меценат А. М. Сибиряков. Значительный вклад в развитие исторической науки внес С. М. Соловьев, придерживавшийся взглядов «государственной школы», согласно которым государство и его деятельность- главная движущая сила исторического процесса (29 томов «Истории России с древнейших времен»). Его дело продолжил В. О. Ключевский («Русская правда», «Курс русской истории», «Боярская дума»). Сын С. М. Соловьева Вл. Соловьев развил религиозную теорию философии. Литература представлена всемирно известными именами Л. Н. Толстого («Война и мир», 1863—1869, «Анна Каренина», 1873—1877, повести, пьесы), И. С. Тургенева («Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Вешние воды»), Ф. М.Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»). Важную роль сыграли в поэзии Н. А. Некрасов, в драматургии А. Н. Островский («Гроза», «Доходное место», «Лес», «Снегурочка», «Бесприданница» и др.). Развивается творчество 8. П. Чехова, А. К. Толстого. В музыке образовалась группа композиторов, которую искусствовед В. В. Стасов назвал «Могучая кучка» (М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи). М. П. Мусоргскому принадлежат такие оперы, как «Борис Годунов», «Хованщина», А. П. Бородину опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония», Н. А. Римскому-Корсакову — «Майская ночь», «Снегурочка» и др. (большая часть его работ относится к следующему периоду культуры). Великим русским композитором стал П. И. Чайковский (оперы «Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонии, концерты, романсы). В Петербурге и в Москве были созданы первые русские консерватории. Театр получил широкое общественное признание. Малый театр стал «домом Островского». На его сцене прославились М. Н. Ермолова, Пров Садовский, Г. Н. Федотова. В Александрин- ском театре выступали П. А. Стрепетова, М. Г. Савина, М. В. Дольский. Театр бичевал «темное царство», утверждал гуманизм. В живописи в 1870 г. во главе с И. Н. Крамским сложилось «Товарищество передвижных выставок» (В. Т. Перов, И. Е. Репин, И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др.). И. Н. Крамской создал много портретов (первый портрет Л. Н. Толстого), картины «Неизвестная», «Неутешное горе», «Христос в пустыне». В. Г. Перов изобразил тяжелую долю народа («Тройка», «Проводы покойника», «Чаепитие в Мытищах»), его обличительная картина «Сельский крестный ход на пасху» была снята властями с выставки. Историческую тему развивал В. И. Суриков («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Переход Суворова через Альпы»), Формируется творчество В. В. Верещагина, В. Д. Поленова, В. М. Васнецова, И. И. Шишкина, мариниста И. К. Айвазовского. Вершиной русской живописи стали работы И. Е. Репина («Арест пропагандиста», «Не ждали», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын Иван», «Запорожцы»), Скульптор М. О. Микешин создал памятники «1000-летие России» в Новгороде, «Богдан Хмельницкий» в Киеве, «Минин» в Нижнем Новгороде. В Москве в 1880 г. открылся памятник Пушкину работы А. М. Опекушина. М. М. Антокольский известен скульптурами Мефистофеля, Вольтера, Петра I, Ермака, Ивана Грозного. В архитектуре наблюдается размах строительства, украшательство под старину — эклектика (смешение стилей). К. А. Тон возвел Большой Кремлевский дворец, Оружейную палату, Николаевский и Московский вокзалы, Храм Христа Спасителя, который строился 46 лет. В. О. Шервуд — автор здания Исторического музея, а Д. Н. Чичагов — здания московской городской думы, где в советское время размещался музей В. И. Ленина. Русская культура XIX в. — это вершина многовековой культуры России, ее «золотой век».
|