Направления философии Московского государства
1) Историософское направление. Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха Филофея “ Москва-третий Рим ”. Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла. Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит божественное провидение. “ Старый Рим ” как центр христианского учения пал в 476 г. “ Новый Рим ” (Константинополь-Византия) как продолжатель христианских идей пал под напором турок в 1453г. “ Третьему Риму – Москве ” - как истинному продолжателю христианского учения – стоять вечно. Падение “старого” и “нового” Рима Фелофей объяснил тем, что тот и другой изменили истинной вере – православию – и за это подверглись божьей каре. Учение “Москва- Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное государство во главе с Москвой. 2) Религиозные направления А). Ереси (от греч. – особое вероучение) – отклонение в вопросах религиозной доктрины от ортодоксии Ереси возникли в ходе борьбы за независимость страны как движение против засилия религиозной византийской догматики. Наиболее известные – стригольничество и движение “ жидовствующих”. Родоначальники ереси “жидовствующих” был ученый еврей Схария,и распространилась она главным образом в Новгороде: -отдавали преимущество Библии перед Новым Заветом -отрицали Троицу, святость икон, таинств; -выступали против церкви как института; - Христос – обычный человек, умерший обычным путем.
|