Русь восприняла две византийские философские традиции.
1. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах; 2. Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью Представители: 1. Киевский митрополит Илларион (Х1в.): вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также место России в общемировом историческом процессе; значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и велико княжеской власти; проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиции рационализма. 2. Владимир Мономах (1053-1125) – великий князь, политик (“Поучения»): власть – ответственность; · долг – справедливость; · каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд; · к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия. 3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) – философ. В “Послании к пресвитеру Фоме” трактовал две метода познания: · Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое “святыми”. · Обыденное знание, обоснованное практической жизнью · Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к познанию, мудрости бога, сокрытой в твари. · Вывод: · Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства. · В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией, как постичь из нее многое. · Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемые аллегориум и символиум. Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.) Исторические условия: После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное централизованное государство с единой экономикой.
|