Славянофильство» и «западничество».
1) Славянофильство: Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин «славянофильство» достаточно условен и выражает лишь их общественно политические позиции). Славянофилы: -Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) -Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) -Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) Были выразителями идеи самобытности русского национального самосознания. Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности: - Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной. - Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса; -Монархия - идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа; - Крестьянская община, патриархальная семья- социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек; - Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела. - Русский народ - это особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире. Вывод: -По сути дела, славянофильство - это философия религиозно окрашенного коллективизма. -Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии. -Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям - авторитету религии и церкви, государству, своему народу. 2) Западничество: В полемике со славянофилами складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества. Западники: -Александр Иванович Герцен (1812- 1870) -Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) -Тимофей Николаевич Грановский (1813- 1859) -Николай Гаврилович Чернышевский (1828- 1889) Были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития. 1.Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально- крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути. 2.Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса. 3.Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества. 4.Основной ценностью общества для них является индивид, а государство прозвано защищать его права и свободы. 5.В социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления. В последней трети 19 столетия сложилась вторая историческая форма полюсов русской философии: - Традиции славянофилов продолжили почвенники: -Аполлон Александрович Григорьев (1822- 1864) -Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881) -Николай Яковлевич Данилевский (1822- 1885) -Константин Николаевич Леонтьев (1831- 1891) - Традиции западников - народники. -Петр Лаврович Лавров (1823- 1900) -Петр Никитич Ткачев (1844- 1886) -Михаил Александрович Бакунин (1814- 1876) А) «Почвенники» - философское направление, для которого главной была идея о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России. 1) Для них была характерна идея о превосходстве искусства над наукой (сфера познания), поскольку искусство истетично иполнее угадывает потребности эпохи и дух народа. Ф. М. Достоевский отмечал «Философия есть тоже поэзия, только высший градус её». 2) Их отличала также религиозная ориентированность философии. Достоевский построил целую концепцию делящую историю человечества на 3 стадии: - Патриархальность (естественная коллективность) - Цивилизация (болезненная индивидуализация) - Христианство как синтез предыдущих. 3) Отвергали капитализм и социализм как путь развития России. 4) Идеи почвенников легли в основу книги Достоевского «Россия и Европа», в которой он выделил 12 цивилизаций и особенно славянскую, которая должна стать первой, гармонически соединяющей основные виды человеческой деятельности (религию. науку, политику, экономику). Б) «Народники»: -сохранили веру в науку -считали, что царство «нравственности, справедливости» может наступить лишь через деятельность героев, способных повести за собой бессознательное массовое движение.
|