Философия Личности Николая Александровича Бердяева.
Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию,неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, масонство, космизм, антропософию, теософию, Каббалу и др. У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы, трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия. Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична. 38. Общая характеристика философии ХХ века: проблематика и основные философские течения. Главное отличие в развитии философской мысли двадцатого столетия – плюрализм мнений, многообразие философских школ и течений. Более отчетливое выражение принимает разработка философской проблематики по двум основополагающим направлениям – материализма и идеализма. Достижения естествознания, в первую очередь, физики, химии и биологии активно используются в построении философских концепций. Философия идет по пути углубления основополагающих представлений о бытии, проникновения в сложнейшее строение материи, предпринимает попытки осмыслить человеческое существование, решая проблемы общественного развития посредством соединения результатов научного анализа и социальной практики. Характерно, что, несмотря на успехи науки, философия не может устраниться от религиозной тематики: в одном случае религия выступает объектом философского анализа, в другом – составляет основу, фундамент самого философствования. Попытки выработать «чистую философию», свободную от воздействия науки и общественной практики, в очередной раз заканчиваются крахом. Как, впрочем, и стремление со стороны науки лишить философию ее традиционной проблематики. Вот почему, давая оценку тем или иным философским течениям эпохи, нельзя не учитывать конкретных социально-политических, экономических условий, сопутствовавших культурной жизни мирового сообщества в завершающемся веке, становлению его философских представлений. Русская (и советская) философия ХХ в. представлена, главным образом:
философией марксизма-ленинизма; философией космизма; естественно-научной философией; философией «русского зарубежья». 1) Сторонники марксизма-ленинизма утверждают, что он развивает и последовательно проводит материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополняя его диалектическим подходом, развивая, по словам В. Ленина, диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира». 2) См. вопрос №36. 3) Потребность в осмыслении результатов естествознания, в первую очередь физико-математических наук, объяснении структуры этих наук и их методологии вызвала к жизни множество философских концепций, образовавших самостоятельный раздел философии. В него вошли «философия математики», «философия физики», «философия биологии» и т.п. В советской философии активно разрабатывались философские вопросы естествознания. Одна из причин появления философии науки связана также с необходимостью критического анализа неопозитивистской концепции науки.4) Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и новые.По Мережковскому, в собственной жизни человеческая личность проходит три этапа: • языческий • приобщения к христианству; • полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством. Идеалы человека и общества Мережковского - христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же новыми личностями в религиозном безгосударственном сообществе. Философия Л. Шестова (1866 - 1938) была близка к экзистенциализму, и ее основной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. В соответствии Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек вмещает право активно домогаться реализации собственных прав и интересов, "герой" же содержит право открыто противополагать себя обществу. Философия Н.А. Бердяева (1874 - 1948) носит многоаспектный характер, впрочем в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Возможно выделить следующие главные положения философии Бердяева: • высшей ценностью в окружающем мире является свобода; • свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека; • свобода человека подвергается угрозе извне; • эту угрозу несут в себе прежде в итоге общество и страна, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и страна стремятся подчинить человека, угомонить его индивидуальность; цель человека - кинуть собственную самобытность, не ошарашить обществу и государству ассимилировать себя; • главную роль в жизни человека играет в свою очередь религия; • Бог обязан обретаться нравственным символом, примером для человека; • отношения между Богом и человеком должны находиться "на равных"; Бог не обязан ходить в роли Господа (господина), а человек - в роли его раба; • человек обязан устремляться к Богу, правда не метелистый заменить Бога самим собой. В собственных социально-политических взглядах Бердяев отводит большую роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) вмещает истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не обязана получать сторону ни Востока, ни Запада. Она обязана хватить посредником между ними и осуществить собственную историческую миссию. Историческая миссия России - выстроить "Царство Божие" (то проглатывать общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
|