Включить проектор фото 6
С приходом к власти императора Александра I, которого Бердяев назвал «Интеллигентом на троне», в начале 19 века начались и преобразования в жизни русского общества. Быт изменялся стремительно: мода, костюмы и поведение бабушек у внучек зачастую вызывали смех. Женщины стремились внешне изменить облик, а вместе с этим изменялся и весь способ поведения. Фото 7, Слова актера (Ж) Еще в конце 18 в, например были модны мушки на лице, которые делались из тафты или бархата. Место, куда прилеплялись мушки, не было случайным. Например, мушка в углу глаза означала: «Я вами интересуюсь», мушка на верхней губе: «Я хочу целоваться». А поскольку в руках у женщины был веер, движения которого также получали особый смысл, например -резкое закрывание веера означало: «Вы мне не интересны!».
Фото 8 Ведущая и эта комбинация мушек и игры веера создавали своеобразный «язык кокетства». Фото 9 В русском языке даже появилось выражение «махаться» — в значении кокетничать. Возраст, с которого можно было «махаться», наступал в 13-14 лет. Язык веера имел много вариаций в зависимости от общественного круга, города и даже страны. Например, в Испании он является частью национальной культуры танца. Танец с веером «испанский» На фоне музыки –эпоха романтизма Ведущая Примерно к 70-м годам XVIII века над Европой проносится дыхание нового времени. Зарождается романтизм, и, особенно после сочинений Ж. Ж. Руссо, было принято стремиться к природе, к «естественности» нравов и поведения. Фото 10 На портретах этой поры мы видим, как новая манера одеваться соединилась с естественностью, простотой движений, живым выражением лица. Фото 11 Слова актера (Ж) В противовес, красавицам XVIII века, пышущим здоровьем с крупными формами, которые чрезмерно пользовались яркой косметикой, и носили напудренный парик, который, кстати, надевали на остриженную голову, светские дамы начала 19в. отдали предпочтение естественным причёскам из своих волос. Фото 12 Слова актера (М) Бледность (если не естественная, то создаваемая с большим искусством!) стала обязательным элементом женской привлекательности. С приближением эпохи романтизма мода на здоровье кончается, оно представляется чем-то вульгарным. Жуковский скажет: Мила для взора живость цвета, Знак юных дней; Но бледный цвет, тоски примета, Еще милей. «Алина и Альсим» Выключить проектор Мужчинам нравилось, чтобы в печальных, мечтательных голубых женских глазах блестели слезы и чтобы женщина, читая стихи, уносилась душой куда-то вдаль — в мир более идеальный, чем тот, который ее окружает. Фото 13 Ведущая Меняется и женское платье. Одежды теперь просты: нет уже ни роскошных юбок с фижмами, ни корсетов, ни тяжелой парчи. Женская одежда делается из легкой ткани, рубашка с очень высокой талией. Слова актера(М) Павел I тщетно пытался остановить моду: на последний ужин перед тем, как его убили, императрица Мария Федоровна пришла к нему в запрещенном европейском платье: простая рубашка, высокая талия, открытая грудь, открытые плечи — дитя природы. Слова актера (Ж) Вечерний туалет императрицы стал первым публичным свидетельством конца Павловской эпохи. Первый жест бунта, как это часто бывало в России XVIII века, был сделан женщиной. Ведущая К концу XVIII века появляется совершенно новое понятие — женская библиотека. Оставаясь по-прежнему романтичной, матерью и хозяйкой, женщина стала читательницей. Па фоне муз. салон – вальс Штрауса «Сказки венского леса» Домашние библиотеки женщин конца XVIII — начала XIX века сформировали облик людей 1812 года и декабристской эпохи, домашнее чтение матерей и детей 1820-х годов — взрастило деятелей русской культуры середины и второй половины XIX века. Умные, обаятельные, иногда шаловливые как ребенок, женщины собирали вокруг себя верхи привилегированных сословий, которые по обыкновению проживали в Москве, Петербурге и крупных губернских городах. В них сосредотачивалась научная, литературная и театральная жизнь страны, устраивались великосветские приемы, балы, литературные салоны. Широкую известность получили салоны З. А. Волконской, Е. А. Свербеевой и А. П. Елагиной в Москве, А. П. Хвостовой и А. О. Смирновой-Россет в Петербурге, которые посещали Пушкин, Гоголь, Жуковский, Чаадаев, Герцен, Белинский. Слова актера (М) Салоны устраивались в объявленный день без специального приглашения, собирая определенную группу людей, длябесед, обмена мнениями, музицирования. Исполнение муз. произведения на фортепиано. (на фоне муз. исполнения) слова актеров (М) Ни карт, ни застолья, ни танцев такие собрания не предусматривали. Традиционно салон формировался вокруг женщины – она вносила ту атмосферу интеллектуального кокетства и изящества, которые создавали непередаваемую атмосферу салона. Слова актера (Ж) Отражением салонной культуры были альбомы. Хозяйка давала альбом кому - нибудь из посетителей ее салона с просьбой написать ей стихи. Альбом давал простор для своеобразной игры, в альбоме завязывалась беседа. (Чтец с выражением)(М) Скажи, альбом, в простых словах Твоей владетельнице милой, Что царствует она в сердцах И всех влечет волшебной силой; Что слишком счастлив был бы я, Хоть мне она давно знакома, когда бы вспомнила меня Она без помощи альбома. Ведущая Время салонов и салонных игр осталось в прошлом, дав драгоценное наследство, которое кончилось с пушкинской эпохой. Но отголоски просматриваются и у современных юных особ, которые ведут дневники и так популярные сейчас анкеты друзей. Включит проектор Фото 14 -презентация портретов детей н 19 в. Ведущая Женщина начала 19 в стремилась к «естественности» и это оказало влияние на семью. Во всей Европе кормить детей грудью стало признаком нравственности, чертой хорошей матери. С этого же времени начали ценить ребенка, ценить детство.
Фото 15 Раньше в ребенке видели только маленького взрослого. Это очень заметно, например, по детской одежде. В начале XVIII века детской моды еще нет. Детей одевали в маленькие мундиры, шили им маленькие, но по фасону — взрослые одежды. Считалось, что у детей должен быть мир взрослых интересов, а само состояние детства — это то, что надо пробежать как можно скорее. Тот, кто задерживается в этом состоянии — тот митрофан, недоросль - недоразвит и глуп. Фото 16, 17 Но Руссо сказал однажды, что мир погиб бы, если бы каждый человек раз в жизни не был ребенком… И постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок — это и есть нормальный человек. Появляется детская одежда, детская комната, детские игры. Фото 18, 19 Так в домашний быт вносятся отношения гуманности, уважения к ребенку. И это — заслуга в основном женщины. Мужчина служит. В молодости он — офицер и дома бывает редко. Потом он в отставке, помещик — в доме наездами, все время занят хозяйством или на охоте. Детский же мир создает женщина. Фото 20 В эту же эпоху входит детское чтение. К слову сказать, император Александр умел читать и писать с 5 лет, за полчаса осваивал столько сведений по географии, сколько когда-то учителя сумели преподать его бабке, императрице Екатерине за несколько лет. Фото 21 Помимо чтения, ознакомления с науками, изучения иностранных языков, детей вывозили на балы. Показ младших «моделей» «Детские балы» — это особые балы, устраивавшиеся в первую половину дня либо в частных домах, либо у учителя танцев. Детские балы славились веселостью. Здесь царила непринужденная обстановка детской игры, которая незаметно могла перейти в увлекательное кокетство. Дети на балу прекрасно танцевали, ведь тогда обучение танцам начиналось с пяти-шести лет и было мучительным, напоминая жестокую тренировку спортсмена. Но это окупалось с лихвой, когда юные дамы и кавалеры кружились в танце на балу. На бал привозили и совсем маленьких детей и девочек двенадцати, тринадцати или четырнадцати лет, которые считались невестами, потому что пятнадцать лет — это уже возможный возраст для замужества, кстати, император Александр 1 женился в возрасте 16 лет на 14-летней немке, баденской принцессе Луизе. Слова актера (М) Познав все премудрости бала на детском балу, юные юноши и девушки готовы были стать участниками настоящего светского бала, который в те годы был особенным событием в жизни человека 19 в. Включить проектор Слова актера (Ж) Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а для поместных дворян, оканчивались полевые работы. Для юной девушки, которую только начали вывозить, это был повод для волнений: там ее увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она легкая, грациозная. Вспомним первый бал Наташи Ростовой! Показать видео бал Наташи Ростовой из х/ф. Ведущая(после комментариев в видео) К балу готовились – ведь это был целый спектакль. При строгой построенности, бал допускал массу вариантов, неожиданных поворотов, и чем дольше он длился, тем больше было свободы, тем веселее танцы. Обычно бал открывался менуэтом, позже его сменил полонез, но характер танца оставался тем же. Вторым танцем на балу часто была кадриль, которая иногда даже занимала место первого торжественного полонеза. После полонеза и кадрили наступала очередь вальса. (Чтец с выражением (М))на фоне видеосюжета. Однообразный и безумный, Как вихрь жизни молодой, Кружиться вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой… Главный танец бала – мазурка. Готье писал: (Чтец с выражением(М)) «когда в полонезе пройдены были зал и галерея, бал начался. Танцы ничем характерным не отличались: это были кадрили, вальсы, редовы (т.е. польки), как в Париже, Лондоне, Мадриде, Вене, повсюду в лучшем свете. Исключение, однако составляет мазурка, которую танцуют в Санкт – Петербурге с невиданным совершенством и элегантностью».
|