Экспрессия lefty1 на левой стороне нервной пластинки, которая возникнет на последующей стадии нейруляции, вместе с действующим из нотохорда Sonic hedgehog (Shh) оказывает совместное влияние на дифференцировку структур на правой стороне, блокируя экспрессию молекул, характерных для левой стороны. Гены, контролирующие специфику развития правой стороны, пока не установлены. Возможным кандидатом служит ген, кодирующий транскрипционный фактор NKX3.2 (рис. 3-11). Нарушение молекулярного механизма, кодирующего специфику структур на правой и левой стороне, приводит к situs inversus (сердце справа, печень слева и т.д.).

Рис. 3-12. Происхождение зародышевых листков. [17]
Этические проблемы. Две недели пренатального развития человека, срок формирования первичной полоски, рассматривают как своеобразную критическую точку для последующей нейруляции и формирования нервной системы. Именно поэтому многие эмбриологи, руководствуясь соображениями этического порядка, предлагают этим периодом ограничить использование для научных исследований эмбрионов человека, полученных методом экстракорпорального оплодотворения. Хотя существующие в этом плане научные программы имеют целью выяснение важных вопросов генеза наследственных болезней человека, причин бесплодия и т.д. Репродуктивная технология столкнулась со множеством моральных и юридических проблем, решением которых занимаются специальные группы экспертов по этике экстракорпорального оплодотворения и трансплантации эмбрионов человека.
На сегодняшний день трудности получения экспериментального материала и этические нормы ограничивают наши знания в области раннего эмбриогенеза у человека. По этой причине основные положения раннего эмбриогенеза приведены на примере развития мыши — наиболее изученного млекопитающего.