Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Архитектура Крита.

Тема 5 Архитектура Эгейского мира.

(Крито-микенского мира)

1. Архитектура Крита.

2. Архитектура материковой Греции.

 

 

Наиболее выдающиеся памятники архитектуры Эгейского мира находятся на о. Крит и в материковой Греции, где самым развитым государством были Микены.

С неолитического периода до начала 2 тыс. до н.э. наибольшего развития достигла культура городов Трои, островов Лемнос, Лесбос, Кипр. Затем ведущая роль перешла к о. Криту, пока на рубеже 15-14вв. до н.э. не возвысилась микенская Греция (Рис. 137).

 

Архитектура Крита.

До сих пор точно не известны общественный строй, религия и мифология жителей Крита.

Эгейская письменность до сих пор полностью не расшифрована, что затрудняет изучение эгейской культуры.

Очевидно, что на Крите не было строгой, все себе подчиняющей религии, как в Древнем Египте. Чувствуется вольное, не скованное канонами, радостно-непосредственное отношение к жизни.

Историю о. Крита делят обыкновенно на периоды, которые называют «минойскими».

 

Раннеминойский период занимает на Крите все 3 тыс. до н.э. Это время перехода от примитивного строительства неолита к весьма развитой архитектуре.

Для этого периода характерно сооружение гробниц. Типы их весьма разнообразны. Наиболее типичны круглые в плане гробницы – толосы, служившие родовыми могильниками (Рис. 138).

Больше всего толосов обнаружено в долине Месара, на юге острова. Обычно диаметр толоса составляет около 10 м. Толосы обычно стоят группами на замощенных площадках и имеют пристройки, предназначенные для жертвоприношений и ритуальных празднеств.

Стены толоса сооружались из мелкого камня. Вопрос о том, имели ли толосы Крита купольное покрытие, остается нерешенным.

Кроме круглых, существовали и прямоугольные гробницы, разделенные на параллельные отделения, обслуживавшие весь род.

 

Жилые дома переходного периода имели преимущественно прямоугольную форму. Криволинейная форма плана встречалась лишь как исключение (Рис. 138-а).

Единственной крупной сохранившейся постройкой переходного периода является большесемейный дом в Василиках (2-я пол. 3 тыс. до н.э.) (Рис. 138-б). В нем было более 40 помещений, он имел 2 или даже 3 этажа, стены верхних этажей были сложены в деревянном каркасе из больших сырцовых кирпичей, оштукатурены и окрашены в густой красный цвет. Такая конструкция стала впоследствии характерной чертой всего строительства.

На рубеже 3-2- тыс. до н.э. произошел переход от большесемейного к индивидуальному жилищу.

 

Среднеминойский период – период расцвета критской культуры, именуемый иногда "периодом дворцов", охватывает примерно первые шесть веков 2 тыс. до н.э.

Для критской архитектуры характерно строительство жилых и общественных зданий. Гробницы лишь изредка приобретали архитектурное значение. Отдельно стоящие храмы на Крите неизвестны; помещения культового назначения входили в состав дворцов многих богатых жилых домов.

Отделение ремесла от земледелия привело к появлению огромного числа различных поселений городского типа. Так, Палекастро был центром земледелия, Гурниа – центром производства бронзовых и керамических изделий, а богатые торговые поселения на островах Мохлос и Псира славились рыболовством. В критских поселениях почти не было крепостных стен и военных укреплений.

Планировка поселений складывалась стихийно. Кривые улицы создают очень сложную и путанную сеть. Улицы мостились и часто имели ступени. Главные улицы значительно шире остальных. Обычно дома вплотную примыкали друг к другу, образуя общие стены. Только богатые дома иногда стояли изолированно.

Примерами таких поселений являются Палекастро.и Гурниа (Рис. 139; Рис. 140).

Гурниа лежит на крутом склоне холма. Уклон местности настолько крут, что входы в разные этажи одного и того же дома расположены на разных улицах.

Нижнюю часть холма занимает обширная площадь неправильной формы. С боков к ней подступают дома, а с севера расположен дворец правителя. Он занимает целый квартал также неправильной формы. От площади к дворцу поднимаются пологие ступени. Дворец совершенно не защищен. К нему почти вплотную подступают окружающие здания.

Дворец в Гурниа и другие критские дворцывовсе не имеют наружного объема, что составляет одну из наиболее характерных черт их архитектуры. Критский дворец совершенно теряется и растворяется в море лачуг, лишь немного возвышаясь над ними.

 

В начале периода расцвета, еще до постройки первых дворцов, возникли жилые дома.

При правильной конфигурации некоторых комнат общий контур домов случаен, взаимосвязь помещений неясна.

Вплоть до 16 в. до н.э. в городской застройке встречаются дома башенного типа, изображения которых были обнаружены на глиняных черепках, найденных на о. Крите, так называемая «Мозаика города» (Рис. 141).

В конструкциях стен этих домов развиваются приемы, сложившиеся в переходном периоде. В стены из кирпича-сырца и из тесаного камня (во дворцах и богатых домах) вводились вертикальные и горизонтальные деревянные связи, которые усиливали сейсмостойкость.

Плоские покрытия состояли из бревенчатого наката, слоя ветвей или тростника и глины с добавками.

В Кноссе дома башенного типа, принадлежавшие ремесленникам, подступали к самому дворцу (Рис. 142). Дома имеют помещения, расположенные в два и больше ярусов друг над другом. В стенах проделаны световые отверстия, напоминающие наши окна. Войти в дом можно было только по приставной лестнице, через второй этаж. В домах часто имелись терракотовые ванны.

Для богатых домов типичен так называемый «Юго-восточный дом» около Кносского дворца (Рис. 143).

Южную часть дома занимал зал, тремя проемами широко раскрывавшийся в замощенной центральный световой дворик. Проемы, вероятно, закрывались двухстворчатыми дверьми. Это помещение называют критским залом или критским мегароном.

Для критских жилых интерьеров типичны портик, примыкающий к дворику с 2-х сторон, двери в боковых стенах, отсутствие осевой планировки.

Культовое помещение – крипта – «Юго-восточного дома» имеют почти квадратный план. В нем нет окон. Перекрытие поддерживалось квадратным в сечении массивным столбом, вблизи которого найдены культовые предметы. Двухмаршевая каменная лестница вела в украшенные фресками верхние этажи, которые, безусловно, освещались окнами.

 

Критские дворцы представляют собой сложные комплексы, соединяющие разнообразные группы помещений (инсулы).

Помещения для производства, для хранения припасов и ценностей, для жилья правителей, для парадных приемов и пиров, для культовых церемоний объединяются в каждом из дворцов вокруг центрального двора.

Прямоугольные большие дворы, ориентированные на север, выделяют дворец среди неправильной окружающей застройки. Все дворы имеют одинаковую длину – 52 м, что, вероятно, объясняется предназначением их для одинаковых церемоний.

Общая композиция критских дворцов напоминает планировку родового селения. Они имеют очень сложные, запутанные планы. Греки очень метко определили сущность архитектурно-художественной композиции критских дворцов понятием «лабиринт».

Внутреннее пространство критских дворцов живописно и все проникнуто движением: налево, направо, вверх и вниз. Отдельные группы помещений, и даже отдельные части одного и того же помещения, находятся на различном уровне: то немного выше, то несколько ниже. Переходами между ними служат лестницы в несколько ступеней или пандусы.

Сложное движение внутреннего пространства дополняется игрой светотени. Освещение внутренних помещений дворца осуществляется при помощи световых дворов (колодцев), небольших по размерам, пронизывающих помещения дворца по вертикали.

Эти дворы, разбросанные в различных частях дворца, асимметрично окружены колоннадами и лестницами, которые помещены обыкновенно только с 2-х или даже с одной стороны двора.

Внутренние стены дворцов покрывались фресками живописного характера, которые создавали иллюзию пространства и уничтожали плоскости стен. Критская живопись рассчитана на темноту: в ней господствуют резкие линии и яркие контрасты красок.

Критские дворцы были совершенно не защищены и отличались открытым характером: широкие, совершенно открытые лестницы ведут внутрь, двери находятся значительно глубже.

Перед критскими дворцами не стояло задачи воздействия на широкие массы эксплуатируемого населения и задачи организации торжественных приемов иностранцев. Критский дворец – это комплекс интимных интерьеров, предназначенных только для обслуживания праздной жизни нарождающегося господствующего класса.

Из критских дворцов наиболее изучены дворцы в Маллии, Фесте и Кноссе.

 

Дворец в Маллии построен в начале 2 тыс. до н.э. (Рис. 144).

После разрушения он был восстановлен примерно в 16 в. до н.э. и уже не перестраивался, чем объясняется единство его архитектуры.

Большой центральный двор (22х52 м вместе с северным портиком) был частично замощен. В его центре сохранились остатки алтаря. Восточную строну дворца образовывал портик из чередующихся столбов и колонн, вдоль северной стороны проходила колоннада.

К большому двору обращены парадные помещения западного и северного крыла – так называемый гипостильный зал с 2-мя рядами квадратных столбов и его аванзал. Вход в аванзал и в самый зал перпендикулярны друг другу. Эта архаическая планировка говорит о принадлежности гипостильного зала раннему дворцу.

Весь восточный корпус и большая часть западного корпуса на первом этаже заняты складами.

На втором этаже находились, вероятно, колонные залы.

К новшествам, введенным при восстановлении дворца, относится группа критского мегарона в северной части западного корпуса.

Большой зал ограничен с 3-х сторон рядами узких столбов, на которые навешивались двустворчатые двери. Зал мог раскрываться к северу – под длинный портик, выходящий к морю, и к югу и востоку – под двухколонные портики.

В новом, южном корпусе была группа небольших культовых помещений, изолированных от дворца.

Восемь цилиндрических сооружений в юго-западном углу дворца служили, скорее всего, зернохранилищами. Объем хранилищ, огромная площадь складских помещений придают дворцу в Маллии характер скорее сельский, чем городской. Во внутренней отделке отсутствуют росписи.

 

Дворец в Фесте занимает вершину высокого холма (Рис. 145).

Дворцовые постройки относятся к тем же двум главным периодам, что и дворец в Маллии. Но в отличие от него в Фесте постройки обоих периодов четко отделены друг от друга.

В первом дворце (начало 2 тыс. до н.э.) особую роль играл западный двор. На его северной стороне располагались 9 ступеней для сидения, позади них, на более высоком уровне, размещалась площадка для стоящих зрителей, огражденная длинной колоннадой. А еще севернее находились небольшие культовые помещения. Западный двор был местом церемоний, носивших, вероятно, мистериальный, театрализованный характер.

Западный вход во дворец располагался в углу одноколонного портика. Наряду с таким асимметричным архаическим построением в раннем дворце было 2 регулярных перистиля, один из которых сохранил свое значение и во время эксплуатации второго дворца. Перистиль с 4-мя колоннами по каждой стороне был очень редким явлением на о. Крите.

Ранний дворец был разрушен настолько сильно, что было восстановлено только его отдельно стоящее северо-восточное крыло. Другие части были засыпаны и над ними был сооружен второй дворец.

 

Второй дворец (16в. до н.э.), как и предшествующее здание, располагался вокруг раннего центрального двора, который сохранил не только свои размеры (22х52м), но и прежний уровень, и каменное замощение.

Уровень западного двора был повышен: из 9-ти ступеней для сиденья сохранились 4 верхние. В северной части западного двора, между 2-мя мощными выступами нового корпуса, были сооружены удобные для сидения зрителей парадные ступени, которые вели к группе полуоткрытых помещений. Позади новых ступеней высился грандиозный портик с огромной колонной по оси.

Расположенная за портиком группа узких помещений – зал с 3-х колонным портиком и световой дворик – находилась выше уровня центрального двора и была связана с ним узкой лестницей. Группа была предназначена для торжественных приемов.

Вдоль восточной стороны центрального двора тянулся, как и в Маллии, длинный портик из чередующихся колонн и квадратных столбов.

По оси северного фасада двора лежит широкий открытый проход, ведущий в жилые помещения.

Общим для всех известных дворцов и для многих частных домов является описанный выше критский мегарон с почти отсутствующими стенами.

В Фесте группа мегаронов имеется и в северном и в восточном корпусах.

Значительную часть первого этажа занимают склады.

Дворец в Фесте был более парадным и торжественным, чем дворец в Маллии.

 

Дворец в Кноссе сходен с дворцами в Маллии и Фесте по общей схеме и ориентировке, по расположению центрального и западного дворов и по отсутствию четкой наружной конфигурации (Рис. 146).

История его постройки охватывает 4 этапа – сооружение протодворца (начало 2 тыс. до н.э.) и три периода строительства самого дворца. Последний период относится к 15 в до н.э. Дворец постоянно перестраивался и достраивался.

Кносский дворец построен на небольшой возвышенности, образовавшейся в результате непрерывного, начиная с неолита, заселения.

Площадь, занимаемая дворцом в Кноссе, очень велика: к 15в. до н.э. она достигала около 100х100м.

Дворец имеет очень сложный и запутанный план. Очевидно именно с Кносским дворцом связан греческий миф о Лабиринте. Множество дворцовых помещений, построенных в разное время, асимметрично разбросаны вокруг центрального двора. Расположены они очень причудливо, на разных уровнях, соединяются между собой лестницами, пандусами, коридорами, некоторые из которых уходят под землю. Освещались помещения через световые колодцы.

Только лишь меньшая, западная часть дворца, состоит из совершенно прямого коридора, к которому примыкает большое количество абсолютно прямых параллельных друг другу помещений. Здесь располагались склады.

Вход во дворец в юго-западной части осуществлялся по двухмаршевой лестнице с колоннами (Рис. 147).

Доступ к дворцу с севера шел через большой гипостильный зал (М), а затем поднимался к центральному двору узким проходом, по обеим сторонам которого вздымались высокие массивы.

На месте северного двора постепенно возникла театральная площадка (Л).

Западный фасад центрального двора полностью построен в последнем периоде (15в. до н.э.). В нем сочетались колоннады различного масштаба (Рис. 148).Огромная колонна поддерживала перекрытие над портиком, который вел в парадные залы верхних этажей (Р).

Южная часть западного корпуса была скрыта со стороны центрального двора колоннадой меньшего масштаба (е). Между одноколонным портиком и колоннадой находилось крохотное трехчастное святилище (С).

К северу от ступенчатого портика расположен «Тронный зал» (П) с подсобными помещениями (Рис. 149).Вероятно, зал имел культовое назначение и каменный трон предназначался для главной жрицы (Рис. 150).

На стене позади трона изображены на фоне пейзажа фантастические фигуры зверей. Такого рода композиция свойственна не критскому, а греческому искусству (дворец Пилоса). Возможно, что тронный зал был создан в 15в. до н.э., когда дворцом владели завоеватели из микенской Греции.

Над западным корпусом существовал 2-ой , а может быть, и 3-тий этаж. Там скорее всего располагались обширные парадные залы для приемов и пиров, что подтверждается расположением стен и столбов первого этажа.

Стены Кносского дворца были покрыты многочисленными фресками.

Восточная часть дворца значительно заглублена по сравнению с уровнем центрального двора. С северной стороны восточной части дворца располагались мастерские и склады керамики (Ф,У).

Особое место не только в кносском дворце, но и в архитектуре Крита вообще, занимает «жилой квартал» в восточном корпусе. Двухэтажный квартал врезан в холм. Еще до начала строительства вся площадь квартала была пронизана системой каменных сточных каналов такого сечения, что их можно было прочищать, спустившись по трапам. Сточные каналы отводили воду от световых дворов и ванных.

Главное помещение жилого квартала (б) представляет собой критский мегарон (Рис. 151).

Его восточная часть с открывающимися дверями имела одну глухую стену (северную). Западная полуоткрытая двухколонная часть была равна по площади восточной части. С востока и юга располагался портик.

Замечательна по композиции и исполнению большая лестница, связывающая мегарон четырех или пяти этажей с центральным двором (Х) (Рис. 152; Рис. 153).По бокам лестницы стоят колонны. Особенностью критской архитектуры являются расширяющиеся кверху деревянные колонны с базой из камня или гипса и широкой каменной капителью.

 

Ряд построек Кносса относятся к позднему периоду расцвета (15в. до н.э.). Вне дворца при постройке новых домов были введены новшества.

Недалеко от дворца вдоль дороги вытянулась на 50м гостиница, так называемый караван-сарай (Рис. 154).

В караван-сарае, здании гражданского назначения, замечательна открытая планировка. В его состав входили парадный павильон с расписанным фризом, бассейн для омовения ног, углубленная камера подземного источника. В помещении между бассейном и ключом была ванная; сохранились следы подводки воды и, возможно, даже ее подогрева.

На втором этаже должны были находиться помещения для ночлега.

При общем свободном расположении, три открытых, наиболее характерных помещений первого этажа, симметричны.

 

Новые черты симметричной композиции отличают дома позднего периода, появившиеся вокруг Кносского дворца. Это «Царская вилла», «Малый дворец», «Южный дом», «Дом алтарной преграды» и дом на месте западного флигеля самого дворца.

 

Частично заглубленный в высокий берег речки «Царская вилла» лежит к северо-востоку от дворца (Рис. 155).

Дом имел не менее 3-х этажей, со входом на уровне первого и второго этажа. Среднюю часть занимает анфилада, состоящая из дворика, глубокого портика и двухчастного мегарона. Так же схема повторялась на 2-ом этаже.

Передняя часть мегарона закрывалась двухстворчатыми дверями.

Рядом с мегароном расположена традиционная крипта с одним центральным столбом, поддерживающим перекрытие.

На 2-ой этаж ведут две лестницы. Большая, трехмарщевая лестница освещалась широким окном на междуэтажной площадке.

В «Царской вилле» сохранены свободная планировка и неправильный контур домов более раннего времени. Сохранена и традиционная крипта.

Однако северная часть дома решена по-новому – это анфилада симметричных помещений.

 

Сходный комплекс помещений имеет и «Дом алтарной преграды» (назван так из-за сходства с алтарной частью христианской базилики).

 

В «Малом дворце» новые приемы композиции сочетаются со старыми традициями (Рис. 156).Старые части вошли в его состав при перестройке.

Здесь имеется самая длинная из дошедших до нас анфилад. Мегарон дворца – единственный известный двойной в точном смысле слова, т.к. только в нем обе части могут быть замкнуты; во всех других примерах передняя часть мегарона является хотя и глубоким, но все же открытым колонным портиком.

В данный период лишь в Кноссе и на севере о. Крита найден перистиль. В более раннее время он известен только в Фесте и в соседней с ним Агна Триаде.

В домах последнего периода мегарон приобретает особую роль, развиваясь в анфиладу помещений с осевым направлением.

Двухколонный портик и проем по оси комнат начинают превалировать над более ранней композицией помещений с опорой, размещенной на оси.

 

После прекращения постройки толосов только в 16в. до н.э. появляются монументальные усыпальницы.

Около Изопаты обнаружена круглая в плане гробница (16в. до н.э.), имевшая купольное перекрытие. Это единственная гробница такого типа на Крите; диаметр ее равен 5,5м. тщательная теска блоков, большая каменная балка над входом свидетельствуют о совершенстве конструкции.

Погребальный храм в южной части Кносса частично врезан в склон холма, на котором возвышается колонный павильон, вероятно, святилище (Рис. 157).

Погребальный храм состоит из трехчастной гробницы и дворика; по другую сторону дворика, против входа в гробницу, стоял второй, входной павильон с двухколонным портиком. Стены помещений сложены из тщательно обработанного камня-известняка и алебастра.

Вход в погребальный храм фланкирован пилонами. Первая, входная часть представляет собой узкое проходное помещение, с левой стороны которого находится лестница, ведущая в верхний павильон. Главное помещение сходно с криптами жилых домов. Погребальная камера представляет собой тоже крипту, но меньшую и более низкую.

Погребальный храм сходен с жилым домом и по конструкциям и по планировке. В нем сочетаются симметричная и асимметричная композиции, характерные для жилых домов и дворцов. Дворик, павильон и вход в храм расположены примерно на одной оси, а вход в крипту сдвинут влево, а вход в погребальную камеру и сама погребальная камера – вправо.

 

2.Архитектура материковой Греции.

 

В материковой Греции на рубеже III и II тыс. до н.э. не наблюдалось того резкого повышения уровня строительства и архитектуры, которым этот рубеж отмечен на Крите.

Лучшие монументальные постройки материковой Греции относятся преимущественно к 14-13вв. до н.э. Крупнейшими центрами микенской культуры были: Микены и Тиринф в Арголиде, Пилос в Мессении, Афины в Аттике, Орхомен и Гулас в Беотии.

Дворцы обычно располагались на возвышенных местах и, в отличие от дворцов Крита, были хорошо укреплены, окружались стенами из огромных каменных глыб (циклопическая кладка). Стены укреплялись башнями. Внутри оборонных стен оставлялось незастроенное пространство, где укрывалось окрестное население в случае нападения врага.

Композиции дворцов Тиринфа и Микен имели общие черты с дворцами Крита: асимметричность плана, световые колодцы. Были и местные особенности: центральное место в композиции дворца занимал микенский мегарон – большой прямоугольный зал с очагом в середине, четырьмя расширяющимися кверху колоннами по сторонам очага, поддерживавшими перекрытие. Единый объем с мегароном составляли аванзал и антовый портик.

Дворец и две купольные гробницы Мессении принято считать остатками упоминаемого Гомером Пилоса. Дворец погиб в 12в. до н.э. Главное помещение дворца – большой микенский мегарон. Он имеет только один вход, в отличие от критского мегарона, и большую высоту. Окружающие его малые помещения были двухэтажными (Рис. 158).

Входной пропилон довольно сильно сдвинут с оси так, что единственные колонны его портиков расположены напротив левой колонны портика мегарона. Дворец Пилоса снабжен системой подземных стоков.

Дворец Пилоса был лишен укреплений, что является исключением для материковой Греции.

 

Афинская цитадель (акрополь) микенского времени была одной из сильнейших; ее размеры примерно отвечали акрополю классического периода.

 

Тиринф, вероятно, был крепостью, оборонявшей Микены со стороны моря. Акрополь Тиринфа занимает небольшой и невысокий холм, который был заселен уже на рубеже 3-2 тыс. до н.э. (Рис. 159).В середине 2 тыс. до н.э. здесь был дворец, в фресках которого заметно критское влияние. После 1400г. до н.э. построены крепостные стены и новый дворец. В процессе постройки оборонительные сооружения усиливались, а система входов усложнялась. Оборонительные сооружения Тиринфа поражают своей мощью. Они сложены из огромных, грубо околотых снаружи блоков (циклопическая кладка). Толщина некоторых стен доходила до 17м.

Вход в акрополь был возможен только по одному пути через трое ворот. На месте древних ворот акрополя возникли большие пропилеи. Они соединяли первый (внешний) двор с колоннадой со вторым. Несколько меньшие пропилеи, сдвинутые в угол парадного двора вели со второго двора в третий (главный) двор, обнесенный с 3-х сторон портиками.

Пропилеи Тиринфа, украшенные с каждой стороны двумя колоннами в антах, представляли собой четко выраженные объемы, подчеркивавшие сложное направление движения к мегарону.

На оси парадного двора и мегарона поставлен круглый алтарь, подчеркивающий роль мегарона в акрополе.

Большой мегарон имеет то же начертание и те же размеры, что и мегарон Пилоса. Но входной портик соединялся с аванзалом не одним, а тремя проемами.

Рядом с большим мегароном расположены еще два меньших мегарона с малым двором. Второстепенные помещения дворца имели не менее 2-х этажей. Вопрос об этажности мегаронов неясен.

Сырцовые стены зданий были оштукатурены и украшены фресками. Техника фресок сходна с критской, но их стиль и тематика иные (Рис. 160; Рис. 161).

Композиция двора и мегарона значительно более развита, чем в Пилосе. Поразителен контраст между богатством архитектуры внутренних дворов и мегаронов, с их колоннами, фресками и тонкими рельефами и грубой мощью циклопических стен с тяжелыми воротами.

 

Для цитадели Микен был выбран крутой, труднодоступный холм (Рис. 162).

Первоначально цитадель занимала только вершину холма, где позднее был построен дворец. К западу от древнейшей цитадели разросся большой некрополь из шахтных могил 17-16вв. до н.э.

Полная перестройка цитадели относится к 14-13вв. до н.э. Мощная стена опоясала холм гораздо ниже древней цитадели, место которой занял новый дворец. Помимо дворца внутри стены, на нижних террасах, построили зернохранилище и богатые дома.

В стене было двое ворот – Львиные на западе и Малые на севере.

Львиные ворота - замечательный памятник микенского искусства. Квадратный просвет ворот (3х3м) обрамлен 4 гигантскими блоками. Большой блок – перемычка повышается к середине. Напуском блоков над перемычкой устроен разгрузочный треугольник, который заполнен плитой с рельефом – единственным памятником микенской монументальной скульптуры.

Около 1200г. до н.э. к микенскому акрополю была добавлена восточная часть. Отсюда потайная лестница вела к подземному водохранилищу, снабжавшемуся водой из источника Персейи.

Мегарон (12х13м), вероятно, относится вместе с лестницей к 13в. до н.э. Дворец был великолепно отделан.

 

К концу 16в. до н.э. на материке появляются купольные гробницы. Они имеют довольно значительные размеры.

Купольная гробница состоит из открытого входного коридора – дромоса, купольной камеры, обычно на значительную высоту врезанной в холм, и из самой ответственной в конструктивном отношении входной перекрытой части – стомиона, выходящего фасадом в глубину дромоса.

Главные части гробницы лежат строго по оси. Изредка добавлялась еще боковая камера, которая, по-видимому, использовалась при повторных захоронениях.

Гробницу венчал каменный ложный купол стрельчатого профиля. Снаружи купол покрывали толстым слоем глины, а на выступавшую верхушку насыпали холм.

Лучшей из гробниц называют гробницу Атрея (гробницу Агамемнона) (Рис. 163).

Пропорции, тщательная отделка внутренних поверхностей и красота пестрого камня делают гробницу Атрея не только наиболее совершенной из купольных гробниц, но и одним из значительных памятников мировой архитектуры.

 

Последняя фаза эгейской архитектуры была первой в развитии архитектуры греческой.

Наиболее реальным наследием Эгейского мира представляются основные элементы культовой греческой архитектуры: замкнутый мегарон, который лег в основу греческого храма, и пропилон, который стал греческими пропилеями.

Эгейский ордер не получил законченного развития. Наиболее известна среди других капитель с круглыми эхином и квадратной абакой (Рис. 164).

Греческий дорический ордер произошел от эгейского.

Одинаково характерны для эгейской и греческой архитектуры осевая трактовка отдельных элементов при общей свободе планировки, сравнительно небольшие размеры и тщательная проработка деталей в отличие от монументальных подавляющих сооружений Древнего Востока.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прогноз руху грошових коштів | Патентная информация. Патентные исследования

Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 1396. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.02 сек.) русская версия | украинская версия