Французская эпоха просвещения.
Вольтер и Дидро говорили, что из-за христианства (ассоциировалось с римской католической церковью) было пролито много крови, что все должны стремиться к естественной религии. (Это пустобрёхство). Отстояли свободу вероисповедания. В итоге появились секты. Монтескье. Придумал географический детерминизм. В суровом климате законы суровые, потому что главное — выжить. Руссо. Работа о влиянии искусств и наук на нравы. Бездействие к добру не приводит. Работа «Общественный договор». Как принцип построения государства возникает в философии Гоббса. Утверждает, что человек рождается свободным — аксиома, новое веяние в философии. Руссо критикует закабаление человека. Эволюционная, а не революционная идея развития общества. Революция — крайний случай. Руссо говорил, что народ образовывать не нужно. Искусства и науки развращают нравы, делают из общества общество потребления. С развитием науки человеческие потребности возрастают. Обычно, когда люди занимаются наукой, они думают о деньгах, о карьере, я не о том, как негативно влияние их трудов на других (пример: компьютерные игры). Руссо считал, что человек должен быть ближе к природе. Аристократия стала ездить на дачу. Второй после Августина сказал, что дети не должны быть как взрослые. Впервые сделал образ матери поэтическим образом. Руссо обращает наше внимание на то, что то, что мы называем культурой, очень опасно. Культура — это маска, за которой люди скрывают свои истинные наклонности. Проявление культуры — это неискренность. Руссо вслед за Монтескье говорил про географический детерминизм. Нельзя построить демократию у всех народов. Территория должна соответствовать форме правления. Чем меньше государство, тем оно богаче; чем больше — тем безопасней. Для большой страны нужна большая бюрократия. Такие большие страны, как Россия, никогда не будут свободными. Нужна очень жёсткая власть. Народ может идти на революцию только тогда, когда он созрел как народ. Когда народ окончательно сформировался, а власть над ним тираническая, эффект будет максимальным. Древние люди жили на основе обычаев. Затем должны быть законы, опирающиеся на обычаи. Только тогда они будут выполняться. Только так, а не силой, надо побуждать народ выполнять законы. Критикует Петра I: «И законы не утвердил, и нравы разрушил». Россия по Руссо никогда не будет европейской, не будет истинно цивилизованной, так как нас испортили. У нас не будет демократии с точки зрения запада, так как суровый климат и большая территория. Академик Сахаров предлагал раздробить Россию на области. Это произошло в Советские времена. Стало хуже. Никакой демократии не стало. Маркиз де Сад. Политическая сатира. Всё сводится к сексуальной недостаточности. «Философия в будуаре». «Новая Жюстина». Он полюбил сестру жены и не скрывал свои отношения с ней. Теща упекла его в Бастилию. Там возникли его произведения. Ему рассказывали новости. Он писал прокламации (агитационные листки агитационного содержания) и выкидывал их за стену. Французы начитались и взяли Бастилию. Первый сексопатолог. От него термин «садизм». За 2 дня до взятия Бастилии его перевели в другую тюрьму. Вышел на свободу только через 2 года. Втянулся в политическую борьбу. Стал руководителем. Последние дни провёл в сумасшедшем доме, хотя больным не был. Философия. В чём проблема человеческих несчастий вообще и его в частности? Не скрываются ли несчастья в подавлении сексуальной распущенности, заложенной природой. Де Сад против изнасилований. В реальном обществе несколько групп людей: самые счастливые — непойманные преступники, следующие — пойманные преступники, самые печальные и презираемые — те, которые никогда не были счастливы, соблюдали все законы («страдающая добродетель»). Закон должен быть пропорционален преступлению. Преступники — «либертены», свободные люди. Свободные от закона. Одна из возможных интерпретаций — от противного. Каким станет общество, если «раскрепостится»? Критика: есть нестрадающая добродетель. Де Сад критикует христианство с точки зрения естествознания: Бог был плохим физиком, географом и т.д.
|