Средневековая философия.
Средние века — средние между эпохой античности и нового времени. Начало средних веков 3-6 вв. н.э. Но философские основы средних веков — гораздо раньше (связаны с возникновением христианства). Возрождение — окончание средних веков (или переходный период между средними веками и новым временем). Основная проблема в средние века: соотношение разума и веры. Считалось, что главное — душа, а не тело (например, у древних греков и душа и тело). Тортулиан первый попробовал рационально реконструировать Библию, увидеть в ней противоречия. Для Тортулиана Библия — единственная книга, достойная изучения. Вера ставилась выше разума. Противоречия в рассказах разных апостолов о распятии Христа объяснялись тем, что это чудо и его нельзя описать однозначно. Другой вопрос: был ли Христос богом? Тортулиан заключил, что если бы Христос не был богом, а Библия была фальсификацией, то, как раз, противоречий и недочётов бы не было. «Веруй и спасёшься». На рубеже 3-4 вв. н.э. в Северной Африке жил Аврелий Августин. Шёл к вере очень сложным путём. Верил в борьбу добра и зла (Манихейская ересь). Но затем ушёл от манихейства и стал христианином. Заложил правильное католическое понимание того, что в Библии почти не освещено, например соотношение добра и зла. Августин считал, что зла не существует вообще, а есть божественное добро и разные «порции» добра. Людей нельзя делить на добрых и злых. Нет злых людей, есть недостаточно добрые. В каждом из нас от рождения есть божественный огонь добра. Вера и разум существуют совокупно: «Верую, чтобы понимать, и понимаю, чтобы веровать».
Вера провоцирует тебя на познание, а разум укрепляет веру. 1221-1274 гг. Фома Аквинский. Серьёзно пересмотрел отношение католической церкви к античной философии. От опоры на Платона переход к опоре на Аристотеля. Вера выше разума, но они существуют вместе. Не всё поддаётся рациональному объяснению. Есть сложные вещи, в которые мы должны верить. Но мы можем пытаться познать их. С человеком можно говорить о вере только если он грамотен. Леонардо да Винчи первый придумал
Но сейчас идут навстречу друг другу. Ищут новый симбиоз. Почему? Ответ: экологические проблемы и т.д. Науку должна ограничивать вера, чтобы человечество не уничтожило само себя. В ХХ в. физика обратилась к вере. Утверждение: Вселенная эволюционирует таким образом, что должен возникнуть наблюдатель — человек разумный. Мысль расстояние от Солнца и светимость Солнца подобраны идеально для жизни. Чуть по-другому — жизни бы не было. Также идеально подобраны силы гравитации и т.д. Это всё антропный принцип, который сформулировал Бенжамин. Вернёмся к Августину. Его работа «Исповедь». Проблема герменевтики — понимание текста. 1-й уровень: прочтение 1 раз. 2-й уровень: параллели (сравниваем с тем, что уже читали). Каждый раз — всё более углублённое понимание текста. Уровней бесконечное количество. У Августина первая модель времени. «Пока меня не спрашивают, что такое время, я знаю». Время — растяжение чего-то, неизвестно чего (интуитивное определение Августина). Настоящее — миг, ничтожно малая величина. Поток ощущений, мыслей растягивается. «Мы попались в ловушку нашего языка». Неверно время делить на прошлое, настоящее и будущее. Надо: настоящее прошедшее, настоящее настоящее, настоящее будущее. Время — субъективное представление, связанное с нашим прогнозированием, ощущениями, памятью. Мыслить о том, что время есть тогда и только тогда, когда есть жизнь. Августин: время и пространство возникли одновременно. Бог творит мир и время одновременно. Вне нашего мира понятие о времени бессмысленно. Некорректный вопрос: что было до создания мира?
Для средних веков интерес представляли одиночные события, а не повторяющиеся. Главное не физический эксперимент, а логический. Попытки доказать, что Бог есть. Представим самое большое, что есть: Бог больше этого. Вернёмся к Фоме Аквинскому. Его учение названо томизм. 5 доказательств существования Бога. Закон сохранения импульса от Аристотеля. Первый совершил движение Бог (доказательство от противного: крайние точки уходят в бесконечность). Ещё одно доказательство существования Бога: всё имеет причину, но первопричина (не порождена никакой причиной) — это бог, он был вечно. Следующее доказательство — путь возможности. Вероятность существования чего-то меньше, чем вероятность несуществования. Но почему мир всё-таки существует? Значит есть причина — Бог. В мире всё можно измерить. Есть эталоны длины, веса и т.д. Но есть вещи сложные: красота, интеллект и т.д. Есть предел совершенству, это Бог. Средневековая схоластика породила высшую математику. Путь финализма (пример: видим стрелу, попавшую в оленя, но не видим охотника). Стивен Хоукинг (чёрные дыры и молодые вселенные): теория пульсирующей Вселенной — невозможна. Попытки римской католической церкви обосновать религию не увенчались успехом. Уильям Окком. Философский принцип: бритва Оккома. Уменьшение числа причин. Например 4 силы: электромагнитная, гравитационная и т.д. Астрология положила начало математике, алхимия — химии.
Эпоха возрождения. Всё приблизилось к реальности. Полотна написаны с реальных людей. Новая проблема — проблема человека. Реформация и контрреформация римской католической церкви. Проблема борьбы с ведьмами. Страх получить порчу. Николая Кузанский (1401-1464 гг.) Начал проповедовать пантеизм (религиозно-философское воззрение, отождествляющее Бога с природой). Бог есть абсолютный максимум и абсолютный минимум (максимум могущества и минимум беспомощности).
При увеличении окружность ® прямой линии; абсолютная середина ® бесконечность, центр. Кузанский пришёл к выводу, что Земля — не центр Вселенной. Джордано Бруно. Не признавал геоцентрическую систему, считал, что человек — не самое совершенное творение Бога, считал, что обитаемых миров множество. Френсис Бэкон. Родился в Англии. Вышел на борьбу со средневековой физикой Аристотеля. Предложил новый метод познания мира — экспериментальный. Делал эксперименты своими руками. (Тогда среди дворян это было не принято). Эксперимент отделяет фантазии от реальности. 4 ошибки (идолы): идол человеческого рода (ограниченность человеческих чувств); идол пещеры (человеческие пристрастия — люди бывают ограниченными) — эти 2 идола неустранимы; идол театра; идол площади, рынка — неправильного употребления терминов (синонимы, омонимы) — гипотеза воздействия терминологии на человеческое сознание. Френсису Бэкону удалось обосновать связь между религией и научным познанием. Наука — не пустая трата времени. Она направлена не на удовлетворение любопытства, гордыни и т.д., а на облегчение человеческого существования. Протестантский подход: надо человеку давать не милостыню, а работу. Высказывание: «Знание — сила». Знание — информационная энергия. 2 уровня науки: фундаментальная и прикладная. Прикладная наука — плодоносная. Опыт приносит плоды. Фундаментальная наука — светоносная. Она открывает нам новые горизонты. Пример: опыт — проверить на практике, когда курица стухнет. Фундаментальный вопрос: какая курица быстрее разморозится — сильно замороженная или слабо замороженная. Ответ: зависит от массы! () Рене Декарт — последователь Френсиса Бекона. Учился в колледже. Обладал выдающимися способностями, и поэтому с ним занимались индивидуально. По окончании колледжа пришёл к выводу, что всё, чему его научили в колледже, не нужно на практике. Забрался в дебри философии. Подверг сомнению всё, что он знает. Но пришёл к выводу, что есть вещь, в которой нельзя сомневаться: если я мыслю, значит, я существую. Человек отличается от животного тем, что может задуматься над самим процессом размышления и понять, что он существует. Человеку нельзя доказать, что всё, что он видит, существует реально, а не плод его воображения. Его тотальное сомнение — не более чем способ мыслить. (Это не значит, что все люди должны во всём сомневаться). В социальной философии (закон, государственное устройство) и религии вообще нельзя тотально сомневаться. Замечание: Декарт — не механицист. Человек всегда имеет преимущество над любым созданным механизмом. Декарт объединил алгебру и геометрию воедино. Открыл, что мы видим перевёрнутое изображение. Галилео Галилей. Читал Н.Коперника. Считал, что в центре мира находится Солнце. Писал на итальянском языке. Его читали тысячи современников. Его идея: многократное повторение эксперимента (одного и того же) для получения среднего математического значения. Другая идея: точнейшее описание экспериментальной установки для того, чтобы другой человек мог повторить эксперимент. Томас Гоббс. Его труд — «Левиафан». Проблема государственного строительства. Основание государства — общественный договор. «Человек человеку волк». У человека инстинкт самосохранения. Чтобы не быть в постоянной опасности перед другими людьми, надо заключить коллективный договор. Человек отказывается от своих естественных прав, чтобы гарантировать своё существование, созидательную деятельность. Во главе государства становится избранный — монарх. Он обособленный — не отказывается ни от каких прав, управляет людьми по совести и по законам. Монарх должен исполнять закон, но может его отменить. Монарх должен быть один, но в принципе, может быть и ассамблея (коллективное управление). Человек не должен обладать неограниченно чем либо (например, в Америке можно владеть оружием, но нельзя ходить с ним по улице). Выполнение договоров — обязательное право человека. Ещё правило: люди не должны оскорблять друг друга. Это вошло в западную культуру. Гоббс утверждал, что все люди должны быть равны перед законом. Джон Локк. Единственный способ ограничить произвол — разделить власть на законодательную и исполнительную. Пытается скрестить 2 ветви — Бэкона и Декарта. Поддерживает теорию познания мира с помощью опыта. Работа «Опыт о человеческом разумении». Надо разобраться в нашем разуме. Нет ничего в человеческом разумении, что не возникало бы из опыта. Вне нашей головы никаких умозрительных сущностей нет. Идея по Локку — это мысль. Подвергается сомнению идея о Боге. Нет никаких врождённых моральных принципов. Есть разные народы, у которых разные представления о добре и зле — основной тезис его атеизма. Ньютон. Один из родоначальников современной классической физики. Вводит понятия: абсолютное пространство, абсолютное время. Реформирует физику. Окончательный переход к гелиоцентрической системе мира (доказал теоретически). Вводит понятие «сила» — ненаблюдаемый объект. Беркли. Епископ. Выводит основной принцип, на основании которого мы можем осознано говорить об окружающем нас мире. Это органы чувств. Задача философии: освободить саму себя и естествознание от пустобрёхства, от пустых понятий. Беркли выступал против понятия материи. Он говорил, что материю нельзя увидеть, поэтому понятие лишено смысла. К таким понятиям также относится абсолютное пространство Ньютона. Мы в любом случае мыслим границы, пространство помыслить нельзя. Доказывает, что человек воспринимает пространство не непосредственно, а по тому, как движутся глазные яблоки. Проекция на глаз есть точка. Всё сводится к особенностям нашего восприятия. Беркли отвергает успех Ньютона. Абсолютное время также нельзя никак представить. Философия — это когда сложные вещи становятся понятными. Тонкий момент в философии Беркли: он верил в Бога, но не мог убедить в том, что его можно почувствовать. Но он доказывает существование Бога так: человек видит предмет, но когда он отворачивается, то он его не видит, следовательно, его нет. Но мир не мигает, следовательно, когда человек отворачивается, предмет видит Бог.
|