Русская философия
Философии как таковой не было, т.к. авторы — это 2-3 человека, а философские работы были. Мало кто обсуждал вопросы философии. Люди боялись говорить. Первый русский философ — И.Н.Карамзин. 15 октября 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано первое философское письмо Чаадаева. Русское общество раскололось на западников и славянофилов. И те, и другие не правильно поняли Чаадаева. Сам Чаадаев не принадлежал ни к западникам, ни к славянофилам. Он первый проводил сравнительный анализ культур на уровне духовных особенностей каждого народа. Но Чаадаев был далёк от народа. Он даже с трудом изъяснялся на русском языке. В европейских странах, по мнению Чаадаева, общество уже устоялось, люди научились жить вместе, жить хорошо. А Россия не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку. Чаадаев говорит, что мы загрязняем, не бережём то, где мы живём. В этом плане прослойка горожан даже хуже, чем другие народы России, например калмыки. В России ничего не было в прошлом, на что мы могли бы обратить внимание. Вначале варварство, потом жестокое правление, крепостное право и т.п. Мы ничего не можем явить миру. Европа была вся едина. У нас не было ничего такого, что объединило бы народ. Нас связывает не духовное единство, а географический фактор. Необходимо, чтобы каждый из нас пытался поймать нить родства. У нас нет ничего собственного, всё заимствовано. Мы побираемся у Европы. В начале XX в. среди интеллигенции было широко распространено помогать народу, просвещать его. Россия претендовала на роль нравственного идеала, а Европа считала всё это варварством. Чаадаев для русской философии наше всё, так же, как и Пушкин для русской поэзии. У России нет вклада в мировую культуру. У нас нет мировоззрения. Мы ничтожны и заимствуем всё. Чаадаев говорит, что православие — не то христианство для России, но смена религии — ещё хуже. Мы должны развивать идеи православия и надеяться. Чаадаев говорил, что предпочитает бить, оскорблять Родину, но только не обманывать. Он говорит не то, что выгодно, а то, что он видит. Николай I объявил Чаадаева сумасшедшим (провозгласил своим указом). Он стал самым запрещённым русским философом. Запрет отменили только в начале XX в. Несчастье Чаадаева в том, что он не знал русской истории (у него не было учебников, не преподал гувернёр), поэтому считал, что её нет. Данилевский «Россия и Европа». Мысли Чаадаева. Сравнение было бы корректным, если бы сравнивались одинаковые «весовые категории». Существует несколько культурно-исторических типов (~9). Они живут и умирают. Первый выделил культуру индейцев Майя как культурный тип. У каждого типа выделяется особенность. Например, у греков воспевается красота, у римлян — право (стало основой мирового права), у германцев — наука, познание окружающего мира. У России культурно-исторический тип появился недавно. Мы приняли христианство в IX в., когда в Европе уже были университеты. Мы не хуже других, мы просто ещё дети на своей стадии развития. Россию XIX в. логично сравнивать с Европой IX в. И мы тогда будем уже никак не хуже. Российский тип уникален. Он интегрирует в себя другие типы, другие культуры. У нас 3 фишки: православие (не было межконфессиональной борьбы), мы помогали другим народам (например, грекам спастись от турок). Европа — пишет Данилевский — географическое понятие. Нас не должен волновать вопрос, Европа мы или нет. Мы не Европа, потому что мы НЕ ЕВРОПА. То, чем восторгался Чаадаев, — это уже увядание, осень Европы. А мы ещё молодые и крепкие. В.С.Соловьёв. Пишет сознательно, с юмором. Сверхчеловека не будет никогда! Ницше говорит, что надо убрать «сверх-Я». Аристотель: «Сверхчеловек либо Бог, либо животное». Русский космизм. Направление, не имеющее аналогов в мире. Первый русский космист — Фёдоров. Предложил клонировать человека. Мы должны вернуть родителям долг — возродить их после смерти. Сейчас уже ставятся такие эксперименты. К.Э.Циолковский. Жёсткий математический рационализм. Человек — страдающее существо. Чтобы оно не страдало, надо лишить его тела. Человек должен превратиться в эфемерное существо, которое может достигать других планет и т.д. Всё живое на планете должно быть уничтожено. Сейчас существуют прообразы этих эфемерных существ — цифровые личности. В.И.Вернадский. Проскрещивал многие науки. Работа «Научная мысль как планетарное явление». Поставил вопрос: почему жизнь должна была возникнуть, почему она не была извечно во Вселенной? Сейчас эта идея очень популярна. После революции в 1921 г. Ленин подписал декрет о высылке контрреволюционеров за рубеж. Пострадали многие русские философы. Но те, которых не расстреляли, нашли своё место за рубежом. Так они развивали свои идеи, принося прибыль.
|