Понятие семиозиса
Семиозис возник на основе функции психического отражения, но не сводится к ней, а с помощью знаковых средств воздействует на сознание, изменяет и структурирует его. Как механизмы жизнедеятельности человека обусловлены генетически, так его включенность в культурную жизнь, являющуюся для него "второй природой", обусловлена знаковой деятельностью. Знаки — это мысленное отражение предметов. С помощью знаков человек осваивает, отражает, дифференцирует, классифицирует явления окружающей жизни. Как орудие усиливает руку, так знак интенсифицирует отражательную функцию. Знак условен, немотивирован, им может быть любой предмет, графическое или объемное изображение, может быть создана "знаковая ситуация" (например на Украине в знак отказа сватам принято преподносить тыкву — эта ситуация понимается однозначно и не требует каких-либо словесных пояснений). В семиозисе разные авторы подчеркивают разные функции. М.К.Петров рассматривает семиотические системы как некое чисто служебное средство пердачи информации: "Знак — это просто полезное и необходимое средство... Если знак действительно выполняет функцию социальной наследственной сущности и минующая знак передача социальности как наличной суммы обстоятельств столь же невозможна, как и минующая ген передача биологических видовых признаков, то знак приобретает тот же статус условия существования общества, что и деятельность... Но тогда все в составе социальности, что передается от поколения к поколению, но не может быть передано средствами биокода, должно оставаться фиксированным в знаке или хотя бы проходить стадию фиксации в знаке, поскольку ничто не может быть передано в каналы социальной наследственности без предварительного кодирования в знаке" (М.К.Петров, 1991, с.30) А.Кемпински рассматривает семиозис с позиции эволюции сигнальных систем (примером простой сигнальной системы может служить условный рефлекс). Основная функция сигнальной системы — познание путем моделирования действительности. Модель — связующее звено между известным и неизвестным. Все сигнальные системы воспринимают новое, если оно содержит что-то знакомое, и в то же время перестают реагировать на повторяющиеся сигналы (например, павловское угасание ориентировочного рефлекса). "По мере развития сигнальных систем все более богатым становится обмен сигналами с окружением, благодаря чему модель окружающего мира лучше соответствует действительности, а формы реагирования становятся разнообразнее. Человек достиг в этом максимального развития и "информационный метаболизм" играет у него большую роль, чем энергетический" (Кемпински, 1998, с.37). К.Г.Юнг считал все богатство человеческой символики выражением устойчивых фигур бессознательного, неразложимых в своей сущности. К.Ясперс также считает, что "символы и мифы — путь к интерпретации и прояснению бессознательного" Э.Кассирер на основе символа строит свою философию культуры, которая выражается в следующих тезисах: 1. духовная деятельность человека совершается в рамках познания мира, принимая форму миропонимания; 2. любое знание начинается с семиозиса. Знак в культуре рождается каждый раз заново при его восприятии индивидуальным сознанием. Знак историчен, и познание исторично; 3. символические формы создают среду, изнутри которой и посредством которой только и возможно познание предметов; 4. любая информация о мире опосредована знаками, так как сознание обусловлено символическими формами; 5. символические формы — живые развивающиеся системы, аккумулирующие и транслирующие исторический опыт человечества. Культурная система Э.Кассирера строится на базе философии Гегеля, но в системе Гегеля центральным системообразующим элементом является логическое понятие, "вокруг которого движется логика, теория познания, философия языка и психология мышления"; в системе Э.Кассирера оно заменено "символическим понятием". "Символическое понятие имеет больший диапазон действия: охватывает кроме логического мышления та- кие функции сознания, как фантазия, представление, восприятие, воспоминание и другие — вследствие чего распространяется на все области проявления духовной деятельности и может служить основой для понимания культуры" (М.Е.Соболева, 2000). Э.Кассирер описывает стадии эволюции знаковых систем в языке, искусстве и науке. Они подчиняются "закону триады", т. е. проходят в три этапа: I. В языке: 1. "мимическая" стадия развития языка — знак начинается с точного воспроизведения означаемого; 2. стадия аналогии: нет условия очевидного сходства между знаком и референтом; 3. собственно символическая стадия — знак — самодостаточная сущность и не требует референции к чувственному объекту (самостоятельной становится функция значения, а не указания). II. В искусстве: 1. простое подражание природе; 2. "манера" — образ создается субъективностью художника и "противоречит творящей силе художника"; 3. "стиль" — образ создается объективностью самого искусства, но не простой объективностью бытия, а объективностью духа искусства, на этой стадии законы формирования образов не подчиняются законам отражения, а следуют своей собственной логике, которая обусловлена законами построения и объективации данной символической формы, поэтому стиль отражает "не природу образа", а свободную закономерную природу процесса творчества. III. В науке: 1. стадия познания — "наивный реализм", исходящий из тождества понятия о вещи — самой вещи; 2. идеализм — убеждение в том, что "объективность познания коренится в свободной спонтанности духа"; 3. критический идеализм — "интеллектуальные символы, математическая физика или теория относительности не отражают чувственную реальность, а оперируют абстракциями, создают замкнутые системы символов, функционирующие по собственным законам" (М.Е.Соболева, 2000). 3.4.2. Биологические корпи семиозиса Будучи элементом культуры, семиозис вместе с тем имеет глубокие биологические корни. В основе семиотической деятельности человека, если рассматривать ее в примитивном, раннем, неречевом варианте, лежит сочетание ряда свойств психики, общих для человека и животных: Первое: сущность психических процессов сводится в основном к информационным преобразованиям. Информация всегда имеет материального носителя. Поскольку человек осваивает мир в самых разных его проявлениях, носители информации о нем также могут иметь самую разную природу, при условии, что знаковый объект (репрезентант) приобретает свойства выделенности, условности, обобщенности, информативности. Г.А.Глотова (1990) приводит классификацию знаковых объектов, иллюстрируя ее представлением слова "кошка", несущим разный смысл. С некоторыми изменениями эта классификация выглядит следующим образом: знак-указатель: "это кошка" представитель: "кошка — типичный представитель семейства кошачьих" заместитель: "эта кошка такая же, как наша" модель: "я не стану лечить вашу кошку этим лекарством, так как я лечил им свою кошку, ей не помогло" символ — наиболее содержательный знак, выражающий многоаспектное содержание, "понятие в образе": перед тем, как въехать в новую квартиру, впускают в нее кошку, символизирующую будущий уют и благополучие (символом может быть также изображение абстрактного понятия в конкретной форме — сова — символ мудрости, литературный персонаж — Дон Жуан, Дон Кихот или историческое лицо — Макиавелли). Примером того, как символы появились исторически также может служить черная кошка, как изображение, связанное с образом колдуньи. В средние века врачеванием занимались знахарки — колдуньи, обычно тайно, так как эта деятельность преследовалась. Валерьяна была одним из первых лекарственных растений, используемых человеком. Знахарки искали валерьяну по ночам, взяв с собой в помощь кошку, которая находила валерьяну в темноте по запаху. эмблема — "символ символов": знак "черная кошка" отмечает серию детективных романов для взрослых, знак "черный котенок" — серия детективных романов для детей. Второе — это сигнальное управление, запускающее необходимые физиологические реакции. Животное или человек живет в обстановке огромного разнообразия условий, в которых нужно "услышать шорох змеи и не ослепнуть от блеска молнии". Поэтому вырабатываются как периферические, так и центральные механизмы селекции внешних сигналов. Сигнальное управление обладает значительной силой и быстродействием. Например, коза не реагирует на сильный, но далекий грохот обвала, но стремительно убегает от шороха приближающегося охотника. Сигнальное воздействие на организм может быть эффективнее непосредственного. Например, в рассказе А.Кристи "Десять негритят" вся сила драматического воздействия заключена в фигурках негритят: исчезновение каждой из них сигнализирует о приближении трагических событий. Для читателя исчезновение очередной фигурки становится сигналом тревоги, тем более сильным, чем больше неопределенность ситуации. Фигурки негритят, как и любой знак любой семиотической системы условны, индифферентны, вместе с тем обладают мощной сигнальной силой воздействия на эмоциональную сферу человека, благодаря возникшей связи с одной из его актуальных потребностей. Третье свойство психики, обусловливающее семиотическую деятельность — это свойство "опредмечивания" возникшей потребности в начале в субъективной форме, затем "распредмечивание" ее — перевод в фирму объективного знания и навыка. Примером может служить имприн-тинг животных и аналоги его у человека ("импрессинги" по терминологии В.Н.Эфроимсона, 1995). Так, молодая птица, которая только учится петь, иногда включает в песню собственные элементы ("договорной язык"), которые в некоторых случаях усваиваются взрослой популяцией птиц. Подобно этому, ребенок, который учится говорить, вначале реализует свою потребность в общении в форме субъективного, только ему присущего языка. Часть "слов" этого языка может остаться в обиходе семьи, но в целом в дальнейшем ребенок осваивает общепринятые нормы речи. Четвертое свойство психики, связанное с семиозисом — это особенности реализации инстинктов человека. Реализация инстинктов происходит в соответствии с программой (алгоритмом) функциональной структуры поведенческого акта (Анохин, 1973; Батуев, 1991; Силантьева, 1992). Возникшая потребность и соответствующая мотивация поведения вызывают вероятностное прогнозирование будущего, формируют внутреннюю модель цели. В процессе деятельности по удовлетворению потребности результаты поведения сравниваются с моделью цели. При совпадении их деятельность прекращается. При несовпадении включается механизм эмоций, активируется память, исследовательские реакции, корректируется модель цели. Эмоции в этой системе являются фактором обратной связи, программирующим дальнейшее поведение. Но эмоции имеют двойное выражение — в соматической сфере и сфере фантазии. По-видимому, именно в этом состоит специфика человеческого семиозиса. А.С.Батуев (1991) делит инстинкты на три группы: витальные (пищевой, питьевой, сна, самозащиты), зоосоциальные (родительский, половой, сопереживания, территориальный и потребность занимать определенное место в группе) и инстинкты саморазвития (игра, познание, "рефлекс свободы"). Только инстинкты первой группы требуют непосредственного удовлетворения. Остальные могут быть удовлетворены в сублимированной форме замещающей деятельности. Эта сублимированная форма выражения инстинкта закрепилась эволюционно, по-видимому, в связи с тем, что весь социогенез человека проходил под контролем разного рода табу и инициации, выработавшего в каждом человеке жесткого "внутреннего цензора". С развитием цивилизации удовлетворение витальных потребностей становилось все более легким, а другие инстинктивные проявления все более регламентировались. Это заставляло человека все больше усилий прилагать для их удовлетворения, часто в форме идей, фантазий, воплощения символов, создания символических ситуаций и моделей, а над психической (душевной) жизнью человека появилась "надстройка" духовной, культурной жизни. Развитые семиотические средства, в частности, языковые, образуют категории широкого значения — концепты, служащие инструментами познания мира в процессе художественного и научного творческого мышления. Примеры таких концептов — образ, метафора и символ. Примером образа, вовлеченного в творческий процесс, легче всего представить зрительный образ. Он возникает на основе зрительного восприятия, несет в себе идею формы, воспроизводит объект в его целостности, объединяя как чувственно воспринимаемые его свойства, так и ожидаемые и предполагаемые содержательные аспекты. В образе человек синтезирует разрозненные наблюдения и противоречивые впечатления об объекте. Образ может быть неясным, расплывчатым, и может уточняться, корректироваться жизнью. Главное в нем — установление связей между определенной формой и неопределившимся содержанием и существование его на грани объективного мира и мира сознания. "Концепт образа синтетичен. Он синтетичен и в том смысле, что объединяет разные чувственно воспринимаемые аспекты объекта (весь его облик), и в том отношении, что наряду с формой необходимо включает выводимые из нее или с ней ассоциируемые содержательные характеристики... Об образах спорят, их по-разному интерпретируют. Просходит это потому, что образ — это категория сознания, а не признак объекта. В семантической структуре имени образа пролег водораздел между тем, что принадлежит воспринимаемому миру, и тем, что принадлежит воспринимающему сознанию... Образ формируется восприятием, памятью, воображением, накопленными впечатлениями. Это в большой мере механизмы непроизвольного исследования мира и жизни." (Н.Д.Арутюнова, 1999, с. 318) Образ может приобрести идентифицирующую функцию и стать эмблемой или гербом. Метафора возникает на основе образа. Вот как описывает этот процесс Н.Д.Арутюнова (1999, с. 323): "Образ человека всегда человечен. Образы сокола и ужа не могут иметь в качестве своих прообразов человека, но они к нему приложимы. Их отнесенность к человеку создает метафору — сдвоенный образ. Метафора — прямой наследник образа, но она не продвигает его по пути семиотического развития. В чем состоит различие между образом и метафорой? Принципиальное различие между этими понятиями заключается в том, что образ не допускает категориальной ошибки, а метафора возникает только в условиях нарушения категориальных границ. Ресурс метафоры — сдвиг в классификации объекта, включение его в тот класс, к которому он не принадлежит. Метафора применяет образ, сформированный относительно одного класса объектов, к другому классу или к конкретному представителю другого класса: образ волка — к человеку, образ медведя — к Собакевичу, образ театра — в миру, образ игры — к жизни. На категориальных ошибках учатся добывать значения из образа, стоящего за словом". Метафора не только извлекает смысл из образа, но и характеризует абстрактные понятия и явления "невидимых миров" внутренней жизни человека. Метафорическое творчество является фактором обновления языка — появление новых значений, развитие систем терминологии, синонимов, полисемии — ив конечном счете — углубляет понимание реальности. В отличие от метафоры и образа символ "уводит за пределы реальности" и обозначает вечное, запредельное и ускользающее. И образ, и метафора отражают предметный мир, символу присуща опора на мир смыслов: "образ матери", но "символ материнской любви"; "образ героя", но "символ героизма" — то есть это не отражение, а структурированное семиотическое понятие, состоящее из смысла (часто общего и размытого), означающего (четкого и определенного) и связки — знака соединения или разъединения, его формальной и смысловой стороны. Например: "крест — символ страданий". Символ как бы поднят над человеком, определяет его модель поведения и программу действий в личной и социальной жизни. Это свойство придает ему "силу категорического императива". Для понимания основ человеческого мышления и создания картины мира особенно продуктивно изучение метафоры. При анализе фактов изобразительного искусства более уместно говорить об образах — обобщениях и символах. 3.4.3. Онтогенез и филогенез семиозиса Семиотическую деятельность человека можно рассматривать в двух аспектах — в онтогенетическом и историческом. В онтогенезе человека процесс вхождения в культуру строится на формировании сменяющих одна другую знаковых систем. По Л.С.Выготскому (1996) любая психологическая операция, опирающаяся на использование знаков, развивается в четыре стадии: I. Примитивная (натуральная) стадия, соответствующая доречевому интеллекту и доинтеллектуальной речи; на этой стадии любая операция принимается в том виде, в котором она сложилась на примитивных ступенях поведения. Так, младенцы способны к "репрезентации действиями": чмокая губами, показывают, что хотят есть; делают ручкой "до свидания"; символически представляют поиски спрятанного; склоняя голову на сложенные ладони, показывают как они спят; сжимая и разжимая кулачок показывают, что они просят открыть коробочку. В возрасте между шестым и двенадцатым месяцем появляются первые действия "понарошку" — элементы зарождающейся игры. П. Стадия "наивной психологии" соответствует первому опыту употребления орудий, предметов, объектов окружающего мира. Это прежде всего игра — действия в плане воображения и в то же время школа самовоспитания, саморазвития. Период наиболее интенсивной игровой деятельности — от трех до семи лет. Игра семиотически связана с жизнью взрослых, замещает и моделирует эту жизнь. Это не продолжение биологического развития ребенка, а появление нового культурно-исторического плана в его развитии. В игре ребенок начинает пользоваться семиотическими средствами раньше, чем осознает их. То же самое и с освоением речи — ребенок перенимает грамматические структуры речи взрослых, не понимая при этом их логической основы, причинных, временных, условных отношений. Ш. Стадия "внешнего знака" соответствует периоду развития эгоцентрической речи, использование знаков в процессе запоминания, счету на пальцах. Организация внешне материализованных действий с предметами-знаками создает "зону ближайшего развития" для формирования внутренних умственных механизмов деятельности ребенка. В этот период слово воспринимается ребенком не как знак, а как свойство, присущее предмету или явлению. IV. Стадия "вращивания", при которой внешняя операция становится внутренней: счет на пальцах становится счетом в уме, "немой арифметикой", эгоцентрическая речь — внутренней речью. Ребенок усваивает первое общее понятие — сигнификативную функцию слова (от отношения предмет-его свойство к отношению знак-значение). Этот период становления психики чрезвычайно важен для развития мышления. Каждый этап усложнения семиотической деятельности означает шаг в когнитивном развитии ребенка. С другой стороны — в процессе развития ребенка развивается семи-озис: игрушка, воспринимаемая вначале как яркий предмет, становится содержательным семиотическим средством, "пустые каракули", черкание карандашом по бумаге, становятся "символическими каракулями" (рисунок ребенка, не передающий еще формы предмета, уже называется им "мама" или "поезд"), игровые действия становятся замещающими действия взрослых. Совершенствуясь в игре и рисовании, ребенок от простого отражения переходит к анализаторно-отражательной деятельности, одновременно уточняя и корректируя используемые семиотические средства. Семиотическая деятельность проходит через всю жизнь человека, от субъективных детерминант действительности к объективным и вновь к субъективным, надстраивая и преобразовывая знаковые системы. В процессе этой деятельности формируется интеллект человека. Если эта интеллектуальная работа по каким-то причинам была прервана в детстве, даже при прочих благоприятных условиях вырастает ребенок "маугли". В историческом аспекте семиозис служит одним из психологических факторов развития культуры, формирует общественное сознание, информационно-коммуникативную организацию, социальное устройство. Искусство, религия, философия, наука, в какой-то мере даже материальное производство от своего возникновения до развитых форм несут в себе черты символических обозначений. Наиболее древние формы семиозиса связаны с обрядом и магией, как первой знаково-культурной системой. Первым магическим действием по-видимому была охотничья пантомима — коллективная импровизация сцены охоты и овладения добычей. Условием ее была полная эмоциональная включенность людей в обряд. Люди, их движения, жесты, мимика служили живыми символами, передача информации осуществлялась путем эмоционального заражения, причем образ воспринимался, как предметный, а слово имело лишь сигнальное значение. Раскраска лица и тела, а позже татуировка входили в ту же символическую систему, вначале выделяя человека из окружающего мира, подчеркивая его отличие от животных, позже становясь знаками отличия социальной группы. С появлением речи представление людей о мире и их общение между собой приобретает не прямой, а опосредованный словом характер. Отношения с миром структурируются речью. Появляются представления о прошлом, настоящем и будущем. Параллельно идет сапиентация психики: речь невозможна без слов, мышление — без представлений и понятий, память — без средств запоминания, воображение — без образов искусства и мифа. Начинается культурное развитие психики. Овладение речью добавило к ритуалу словесное мифологическое сопровождение. В дописьмен-ном обществе способы передачи знания и опыта осуществляются в общении, знание неотделимо от коммуникации и имеет форму мифологической памяти, перемежающейся фантастическими образами, магическими формулами и знаковыми средствами закрепления информации. Магический обряд и миф легли в основу тотемистического мировоззрения. Тотемистические системы выполняют ряд как социальных, так и индивидуально-психологических функций. Прежде всего, это система классификации, в которой носителем информации являются животные, растения, явления природы или другие природные объекты и явления. Клас- 5-3350 сифицируются прежде всего роды и системы родства во избежание близкородственных браков, а затем все, что может представлять интерес для человека в окружающем мире. Тотем также служит символическим фактором психологической защиты, опорой для мышления при переходе от конкретных или комплексных представлений к абстрактным понятиям, отражением бессознательных и глубинных мотивов поведения человека. С развитием цивилизации семиозис усложняется, появляются новые массовые действия — обряды, праздники, театрализованные представления, поклонение символическим зверям-химерам. Усиливается социальная функция семиозиса — выделение личности или группы людей, обозначение их места в общности, социального статуса и престижа с использованием разнообразия и сложности этикетных норм, костюма, архитектуры, систем средневековой геральдики. Символ мог адресоваться другим народам: особенная жестокость во время сражений, унижение побежденных во время церемонии триумфа победителей. Иногда символическая деятельность принимала гротескные, противоречащие здравому смыслу уродливые формы. Например, пирамида Хеопса по свидетельству Геродота обошлась Египту в сто тысяч человеческих жизней и 30 лет нищеты, но для других народов она должна была символизировать мощь и величие Египта.
|