ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА
3.1. Определение понятия "человек" "Человека принято определять терминами индивид (единичный представитель вида Homo sapiens), личность (содержание и структура нашего Я), многомерный человек — уникальное образование, личность, существующая внутри ансамбля социальных отношений определенной исторически возникшей социальной системы" (Ю.Г.Волков, В.С.Поликарпов, 1999, стр. 428). Личность — это сложное образование, состоящее из следующих систем: 1) витальное Я (человек, как биологическое существо); 2) система ценностных ориентации; 3) рефлексивное Я (система связей основных ценностных установок и главных витальных функций); 4) система или "узел отношений", возникающих между индивидами в процессе деятельности. Целостность человека определяется иерархическим взаимодействием этих систем и связью личности с обществом. В философии Вл. Соловьева понятия личности и общества исторически и логически предполагают друг друга, при этом индивидуализм и безличная масса отвергаются как крайности: "Химеры себе довлеющей личности" и "Химеры безличного общества". Личность вырастает из ее взаимосвязи с обществом; при этом и человек, и общество, и форма их отношений эволюируют от тотальной поглощенности личности коллективом при родовом строе до "одухотворения солидарности" в обществе нравственно развитом. Положение человека в природе неопределенно, это обусловливает творческий инновационный характер его деятельности. Он — творец своей судьбы, свободный в выборе, но в рамках стоящих перед ним альтернатив. Как незавершенное, неспециализированное, "открытое" существо, он способен к самому широкому спектру адаптации, но эти адаптации осуществляются через культуру. Культура отделяет человека от природы, опосредует его отношение к ней. Человек живет одновременно во внешнем и во внутреннем мирах. Основными доминантами внутренней Жизни является рефлексия и стремление к самоактуализации — самоутверждению через осуществление всех способностей и талантов. Человек стремится в реальности стать тем, чем он способен стать в потенции, путем творческой работы над собой. Три основных "блока" знаний о человеке — это описание его биологической, психологической и духовной сущностей. В 1735 году К.Линней в книге "Система природы" выделил вид Homo sapiens, как часть общей системы живых организмов. В 1871 году Ч.Дарвин предложил симиальную гипотезу происхождения человека, обосновав ее анализом рудиментов, атавизмов, морфологических и иных доказательств родства человека и животных. Оба эти открытия были революционизирующими для своего времени. Сейчас же людей больше привлекают черты отличия, выделенности человека из мира животных. Человек уникален и не может быть сопоставлен ни с одним из существующих видов. Кроме того, биология человека отнюдь не исчерпывает его сущности. Гипотеза Ч.Дарвина получила множество подтверждений в открытиях современной биологии. Общность человека с животным миром подтверждается тем, что в его теле нет ни одного гена, белка или фермента, которого не было бы в другом животном, как нет и психической функции, которая была бы исключительно человеческой: животные обладают интеллектом, вероятностным прогнози'рованием, элементарным знаковым восприятием, предэстетической деятельностью, способностью манипулировать предметами. Для нас представляют интерес факты из области сравнительной психологии, подтверждающие симиальную гипотезу. Это психические атавизмы, описанные В.Р.Дольником (1994). Они проявляются у человека неосознанно и рассматриваются как остаточные фрагменты некогда адаптивных поведенческих программ. К таким психическим атавизмам относятся проявления прямой агрессии (ребенок на руках матери бьет ее по лицу), которые позже сменяются демонстрацией угрозы (ребенок замахивается рукой или ногой, но не ударяет); пристрастие детей к качелям, "тарзан-кам", лазанью по деревьям, "полеты" во сне, эротические элементы в игре маленьких детей, эпизоды воровства, страсть к собирательству, консерватизм и ритуализация поведения, собственничество, борьба младших подростков за лидерство и другие. К.Ясперс (1997) выделяет четыре аспекта биологической природы человека: конституция, пол, индивидуальность и генетическая обусловленность как морфологических, так и поведенческих признаков. 3.2. Биологическая природа человека 3.2.1. Конституция Конституция — это физическое состояние, постоянно присущее данному индивиду и имеющее в своей основе совокупность его соматических и психических признаков и типологию его реакций. Со времен античности делаются попытки разработать диагностику и классификацию конституционных типов. В качестве примера приводим схему классификации конституционных типов по В.В.Бунаку (1931). Современная диагностика включает визуальную оценку, расчет рос-то-весового соотношения и измерение ряда признаков с оценкой их по таблицам стандартов. Все типы конституции встречаются во всех расах и представляют собой объективное биологическое явление. Все функции связаны друг с другом, образуя целостность, но, как в большинстве иологических явлений, эта целостность относительная и нет ни необходимого, ни достаточного количества признаков для ее определения: 1. идея единства соматического и психического — верна, гипостази-рование ее (возведение в абсолют) — ложно; 2. способность в морфологическом обнаружить психическое — верна, представление об этом, как о чем то измеримом и предметном — ложно; 3. отдельные видимые формы и морфологические категории верны, обобщающие законы и связи, как основания для систематизации — ложны. (К.Ясперс, 1997).
Таким образом, отдельный человек, взятый как целое, не может быть без остатка отнесен к какой-либо категории. Любая классификация оперирует только частными аспектами или явлениями. 3.2.2. Пол Пол регулируется тремя взаимозависимыми факторами: набором хромосом, гормонами половых желез в сочетании с гормонами передней доли гипофиза и коры надпочечников и импульсами, сообщаемыми центральной нервной системой. Пол оказывает воздействие на психику, но человек всегда больше того пола, которому принадлежит, и в своей сущности он не полностью совпадает с этим полом. Значение половой идентичности в психологической литературе то резко преувеличивается, то почти игнорируется. Например, тендерный подход принимает во внимание только различия в характере мужчин и женщин, проявляющиеся в процессе труда, управления коллективом, социальных контактах и т. п. По-видимому, разный подход к этому вопросу объясняется тем, что в отличие от животных человеческое сексуальное поведение многофункционально. Репродуктивное поведение животных контролируется преимущественно гуморальной системой. У человека значительная часть контролирующих функций переходит к высшим отделам центральной нервной системы. Это отличие определяется всем ходом прогрессивного развития морфофункциональной организации мозга. По теории дестабилизирующего отбора толчком для эволюционных изменений служит стресс. Развившийся мозг гоминид становится мощным источником "самострессирования" и "виновником" колоссального повышения размаха и темпа наследственной изменчивости, которая служит материалом межполового отбора. Результатом межполо-вЪго отбора становится развитие чувства любви, истоком которой является эмоциональное отношение самки к детенышу, которое у предков человека становится все более продолжительным и значимым. "Происходит проекция стереотипа длительной связи матери и потомка на взаимоотно- 4-3350 шение ее с половым партнером. Материнская любовь как сильнейшее врожденное чувство, перенесенное на полового партнера, становится весомым фактором в эволюции человека как вида и, в частности, в некоторой мере определяет эволюционную фиксацию инфантильных черт (как наиболее "милых" самкам) во взрослом состоянии индивидуумов:... продление периода первичной социализации, сохранение у взрослых особей элементов игрового поведения... изменение морфотипических черт — пропорции лицевой и мозговой частей черепа" (А.М.Потапов, В.М.Евсиков, 2000, с. 289). Одновременно развитие мозга приводит к появлению новых коммуникационных возможностей, возрастает относительная роль социальной составляющей человеческой природы, и эти новые качества оказываются вплетенными в структуру сексуального поведения в такой мере, что оказывают влияние на всю последующую эволюцию поведения человека. Вместе с тем эротическое поведение снижает порог восприятия сенсорных стимулов, раскрепощает психику, освобождая ее от страха и агрессивности, дает человеку опыт чисто биологического наслаждения, стимулирует работу мозга. Стремление людей увеличить сексуальную привлекательность (одеждой, прической, украшениями) и обогатить ритуал ухаживания способствовали развитию фантазии, эстетического чувства, креативности. Многие социальные практики (игры, праздники, театрализованные действия, использование сексуальной символики в изобразительном искусстве) находят свое объяснение в человеческом эротизме, который, таким образом, оценивается как "биологический корень", из которого вырастает искусство. По З.Фрейду сексуальные переживания составляют основу высших культурных, художественных, этических, эстетических и социальных ценностей, так как сексуальное поведение человека является очень часто "прототипом его общего реагирования и поведения в жизни". Однако эту формулу нельзя считать универсальной, так как поведение детерминируется не только внутренними, но и внешними факторами, которые в развитом обогащающемся мире становятся ведущими. В европейской культуре принято декларировать равенство полов. В традиционных культурах, напротив, в обычаях и этикетных нормах часто подчеркивается сегрегация полов, даже существуют формальные ограничения на общение людей, не предназначенных друг для друга в брачном отношении (например сестры и брата, зятя и тещи). Другая точка зрения получила развитие в эволюционной теории пола В.А.Геодакяна (1989). По его теории два пола составляют две подсистемы единой эволюирующей системы человека, как биологического вида, обеспечивающие с одной стороны — устойчивость, консерватизм, хранение информации (женское "ядро" популяции), с другой стороны — изменчивость, адаптивность, приобретение новой информации (мужская "периферия" или "эволюционный авангард" популяции). Подсистемы различаются диапазоном нормы реакции (у женщин она шире, отношения со средой пластичнее), величиной дисперсии признаков, изменением степени полового диморфизма в разных условиях, варьирующим соотношением полов, а также разной репродуктивной стратегией и разными социальными ролями мужчин и женщин. Разница социальных ролей имеет в основе очень древнюю историческую традицию. Различия в поведении мальчиков и девочек заметны уже у трехлетних детей, приобретают характер ан- тагонизма в подростковом возрасте, и выражаются у взрослых в различии интересов, особенностях характера и поведения. Некоторые психологи считают, что общность интересов проявляется только в сфере профессиональной, родства и сексуальных отношений. Человеческая сексуальность от первобытности до настоящего времени многократно подавлялась, тормозилась и ограничивалась многочисленными табу, инициациями, обскурантизмом религиозной морали. Однако во времена социальных сдвигов и смены идеологии в обществе, начиная с эпохи античности, затем Возрождения, периодически происходили "сексуальные революции", постепенно освобождающие человека от этих табу. В настоящее время все больше психологов приходит к мнению, что половая роль навязывается ребенку воспитанием. Биологический диапазон поведения и мужчин и женщин гораздо шире, и в воспитании следует поощрять не только общепризнанные "добродетели" каждого пола, но и такие, как нежность и ласковость у мальчика, сильный характер у девочки и т. п. В целом культура отношений полов прошла сложный путь от витальной сексуальности животных через культивированный эротизм к настоящей любви, основанной на глубоких психологических переживаниях. В этой сфере, как и в других, жизнь человека выходит за рамки биологического существования, обогащаясь социальным и культурно-историческим опытом. 3.2.3. Индивидуальность Биологическая целостность и индивидуальная неповторимость человека обусловлена единством генома. Большая часть соматических признаков человека наследуется в соответствии с законами генетики. Уникальной особенностью человека является "нежесткая детерминация" фенотипа генотипом, существует большой "люфт" между ними, что способствует большей адаптивности человека в меняющихся условиях, (особенно это относится к поведенческим признакам). Значительная часть психических характеристик также обусловлена генетически. Но, поскольку они входят в функциональную систему более высокого порядка и занимают в этой системе разные уровни, прямое следование генетическим законам здесь обычно не прослеживается: психическое развитие человека понимается как единый системный процесс взаимного опосредования биологического и социального. В.М.Русалов (2000) предлагает разделить формальные и содержательные элементы психики человека на основе их преимущественно биологической или преимущественно социальной природы. Формальные свойства психики — это системные качества, формирующиеся по законам генетики и общей конституции. Существует семь критериев для их выделения: 1. они наследуются; 2. высоко коррелируют со свойствами нервной системы и других биологических подсистем (гуморальной, двигательной и других); 3. устойчивы в течение длительного периода жизни человека; 4. универсально проявляются во всех сферах деятельности и жизнедеятельности; 5. характеризуют меру активного напряжения человека; 6. отражают наиболее обобщенное отношение человека к миру, обществу, себе; 7. относительно не зависят от содержания (т. е. смысла, мотива, цели) деятельности, общения и познания. Формальные свойства обычно отражают энерго-динамические свойства личности ("общую активность" — темп, ритм, интенсивность, пластичность, умственную и физическую выносливость) и эмоциональность. Содержательные свойства личности — знания, мотивы, цели, отношения — формируются по другой логике и другим законам (не законам "тела", конституции, а в результате социально детерминированной деятельности человека). Но и первая и вторая группа системных качеств психики человека не существует сама по себе, а включается в более высоко организованную структуру темперамента, интеллекта, характера. Начатая в 1989 году международная программа "Геном человека" обещает колоссальный прорыв в области познания формирования интеллекта и характера, причин и механизмов развития наследственных болезней, их лечения и "протезирования" дефектных генов методами генной и клеточной инженерии. И все-таки значительная часть генетически обусловленных характерологических признаков человека, его поведения, особенностей его психики, остается закрытой для генетики. Это объясняется полигенным наследованием многих признаков, полифакторностью, а также разной силой и частотой их проявления. Программа "Геном человека" не только обещает многие достижения в изучении биологии человека, но создает серьезные проблемы морально-этического и юридического плана. В настоящее время в большинстве цивилизованных стран запрещено клонирование людей, работа с генеративными клетками человека, так как последствия для будущих поколений могут быть непредсказуемыми. Большое сомнение вызывают работы по получению "пробирочных" детей. Даже такое сообщение в прессе, как открытие гена долгожительства, встретило сдержанную, если не негативную реакцию в обществе. Существует мнение, что работы по генетике человека следует приостановить до тех пор, пока не будут просчитаны и предусмотрены все возможные социальные последствия. 3.3. Душевная жизнь человека 3.3.1. Становление психики Под душевной жизнью человека понимается его психическая жизнь, включающая и поток сознания и бессознательное. Душа не есть объект с устойчивыми свойствами. Она может быть доступна восприятию только тогда, когда она объективируется в каком-либо внешнем проявлении (в поступке, речи, поведении, жесте, мимике). Принятые в психологии категории часто не понятия, а образы, аналогии, символы, не объясняющие, а лишь обозначающие суть явления. Исследователь сам дает им объяснение, исходя из личного опыта. "Инструментом", объясняющим одного человека, является другой человек. Объяснения психических явлений опираются на понимание биологической природы человека, его индивидуальный опыт и в не меньшей мере на законы функционирования общества (социальную систему, общественный строй, принятые методы обучения и воспитания, отношения с другими людьми, место и роль человека в обществе). Психика есть высший уровень адаптации живых организмов. Ее появление в эволюции связано с усложнением форм поведения (в частности, двигательной активности животных), совершенствованием способности к индивидуальному научению и усложнению форм психического отражения. Психика животных прошла три важнейших этапа развития. Первый этап элементарной сенсорной психики: реактивность простейших организмов на температуру, химизм и другие простые изменения среды; "привыкание" — например инфузории, которых держали в треугольном аквариуме, будучи пересажены в другой аквариум продолжают плавать в пределах треугольника; пресноводная гидра, у которой часть щупалец была обездвижена надетым на ее тело кольцом, прижимавшим их, после снятия кольца некоторое время не вытягивает эти щупальца. Второй этап перцептивной психики: формы поведения, связанные с инстинктивными механизмами и облигатными (обязательными) формами научения. Третий этап — появление и эволюция интеллекта. Содержание психики складывается из множества субъективных явлений, которые делятся на две основные группы: 1. познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь; 2. регуляторы действий, поступков, общения: цели, интересы, воля, чувства, склонности, способности, знания, сознание. Цель деятельности не обязательно биологическая, человеческая деятельность предметно и социально обусловлена, таким образом, она неизбежно включает человека в общественную социальную жизнь. Ю.Б.Гиппенрейтер (1996) указывает следующие отличия психики человека от психики животных: 1. активность животных определяется преимущественно биологическими мотивами — в поведении человека не менее значимы социальные мотивы; 2. деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций, в отличие от них человек руководствуется идеально представленной целью; 3. основу поведения животных составляют наследственные видовые программы; научение и приобретение индивидуального опыта приспосабливает эти программы к конкретным условиям существования; для человека обучение самоценно и поведение не ограничивается формированием адаптации; 4. у животных, в отличие от человека, отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, т. е. в форме предметов материальной культуры; 5. формирование психики животных в онтогенезе идет по эволюцион-но закрепленной видовой программе и не может быть принципиально изменено внешними условиями; развитие психики человека определяется преимущественно культурно-историческими условиями; 6. в отличие от животных, человек в ходе социокультурной эволюции не просто поддерживает свое существование, но совершает открытия и изобретения, способствующие его выживанию и совершенствованию, а также создает многообразные цивилизации. Эволюционное накопление чисто человеческих черт в содержании психики связано с формированием "сознательного отражения" — выделения объективных устойчивых свойств окружающего, вне зависимости от отношения к ним субъекта. Важнейшая сугубо человеческая психическая структура — вторая сигнальная система — является по существу продуктом социального развития человека. В процессе образования логичной понятийной речи целостное содержание психики делится на область рационального, осознанного, структурированного посредством языка — сферы сознательного — и лежащего за ее пределами бессознательного. Сознательное по своему содержанию тождественно языку (все осознанное, как мысль обозначается в языке и, наоборот — все обозначенное в языке — осмыслено). 3.3.2 Бессознательное Бессознательное содержание психики — это мир смыслов, носящих внеязыковый характер, часто не имеющий прямого выражения, так как он находится под подавляющим контролем сознания. Долгое время бессознательное считали некоей порочной частью человеческой личности, отражающей ее деструктивность (например, агрессию), либо подавленные сексуальные влечения. Между тем, это важная часть человеческого "я", защищающая интересы человека, как биологического существа. Как нельзя безнаказанно нарушать законы природы, даже если они не выражены определенной формулой, так нельзя игнорировать побуждения бессознательного, поскольку за ними, как правило, стоит глубинная биологическая потребность. Проявления бессознательного многообразны. Приведем лишь некоторые примеры. Автоматизмы — это действия, выполняемые человеком либо в силу приобретенной привычки, либо как врожденный акт, либо как непроизвольные сопровождения сознательных действий (например мимическое движение, сопровождающее высказывание). Автоматизмы освобождают сознание от продумывания простых и обычных действий. Стереотипы — упрощенные, суженные, однозначные представления о действительности, они облегчают выбор, позволяют принять решение в условиях дефицита времени. Примером стереотипов является "физиономическая редукция" — упрощенное восприятие лица человека другой расы. Европеец видит в японце только узкие глаза, японец в европейце — только большой нос. Для адекватного восприятия подробностей строения лица нужно не только усилие сознания, но и некоторая тренировка. Также стереотипно люди склонны оценивать чужой национальный характер: немец — это педант и аккуратист, англичанин — высокомерный сноб и т.п. Установка — это готовность к совершению определенного действия или реагированию в определенном направлении. Обычно за установкой скрыта неудовлетворенная потребность, которая по мере роста переходит в сферу сознания. Неосознаваемые мотивы поведения — это побудительные причины деятельности, в истоках которых человек не отдает себе отчета. В такой форме могут проявляться атавистические поведенческие программы (страсть к собирательству, конфликт отцов и подросших сыновей и другие). Сверхсознание, субсенсорное восприятие — интуиция — представляет собой решение задачи путем внезапного, неожиданного нахождения результата. Время решения задачи непредсказуемо, ход мыслей и порядок рассуждения человек не может ни воспроизвести, ни объяснить. Блестящим примером интуитивных решений может служить открытие Дж. К.Максвеллом электромагнитной природы света путем решения четырех дифференциальных уравнений, причем в уравнение была поставлена величина, характеризующая магнитное поле, на основе догадки. Позже правильность решения была подтверждена экспериментально Г.Герцем. Второй пример — предсказание Ч.Дарвином места поисков "недостающего звена" — промежуточной формы между обезьяноподобным предком и человеком. Таким местом он назвал Африку, и Homo habilis был найден именно там после многих лет бесплодных поисков в Азии и Европе. В случае конфликта сознания и бессознательного в поведении появляются искажения; вытеснения (неумышленное забывание чего-либо неприятного), проекция (приписывание своих недостатков и ошибок другому человеку). При длительном конфликте может развиться соматическое заболевание. В психике и животных, и человека отражается чувственная картина мира, создаваемая ощущениями и восприятиями. Первобытный человек пользовался совокупными, нерасчлененными впечатлениями от явлений, он мыслил конкретными образами в том виде, в каком их дает действительность. Но для более эффективной ориентировки необходимо и понимание глубинных причинно-следственных связей, и вероятностное прогнозирование событий, и умение определять собственную стратегию и тактику поведения в меняющемся мире, то есть решение задач. В связи с этим определяются функции анализа, обобщения, синтеза, формирования и закрепления понятий и способы практической проверки решений, лежащие в основе мышления — способность пользоваться знаниями. Под мышлением животных мы понимаем программирование сложных действий, вероятностное прогнозирование, решение поведенческих задач. 3.3.3. Мышление Мышление человека носит концептуальный характер и опосредовано речью. Речь в мышлении выполняет две основные функции, с одной стороны — фиксирует и обеспечивает преемственность знаний. Человек живет не столько собственным индивидуальным опытом, сколько коллективным умом — знаниями, накопленными человечеством. С другой стороны — речь стимулирует мышление: смысл и значение слов не стабильны, они развиваются, речь служит объективации мысли, служит материальным носителем заключенной в ней информации, способствует ее структурированию, уточнению и углублению: "Отношение мысли к слову есть живой процесс мысли в слове... слово образует скорее конец, чем начало развития мысли" (Выготский, 1996, стр.351). Формальная сторона мышления (образование понятий, суждений, умозаключений) изучается логикой. Логика не рассматривает мышление как процесс. Между тем, существенна именно динамика процесса мышления, его развертывание во все новых и разных аспектах. Л.С.Выготский так описывает этот процесс (на примере формирования понятий). "Обычный силлогизм не является результатом продуктивной работы мысли. Основное условие продуктивной мысли следующее. Допустим Х-элемент, входящий в структуру А, неожиданно входит в структуру В.Это требует пере- носа проблемы в другую систему, выхода за пределы структурной зависимости. Это движение осуществляется по линиям отношения общности через высшее понятие, стоящее над структурами А и В". Таким образом, система — это то новое, что возникает в процессе мышления, новый способ отражения действительности, он определяет круг логических операций, возможных при данной структуре и доступных для данного интеллекта. По определению А.Ф.Лосева "... мышление есть всегда творчество нового". Психофизиология акта мышления именно как творческого акта рассматривается П.В.Симоновым (1998) через взаимодействие структур сознания и сверхсознания — творческой интуиции. Деятельность сверхсознания проявляется на ранних этапах творчества (возникновение идеи, гипотезы, изобретения, этической нормы и т. п.) в форме трансформаций и рекомбинаций следов (энграмм) памяти ("психических мутаций") и замыкания новых временных связей. "Психические мутации" непредсказуемы. Соответствие или несоответствие их реальности будет проверено позже. Этот этап мыслительной деятельности не осознается, благодаря чему "гадкий утенок" смелой гипотезы защищен от догматизма здравого смысла и усвоенных норм. Комбинаторная деятельность сверхсознания направляется доминантой: "материал для своей рекомбинационной деятельности сверхсознание черпает и в осознаваемом опыте, и в резервах подсознания. Тем не менее, в сверхсознании содержится именно "сверх", то есть нечто большее, чем сфера собственно сознания. Это "сверх" есть принципиально новая информация, непосредственно не вытекающая из ранее полученных впечатлений. Силой, инициирующей деятельность сверхсознания и одновременно канализирующей содержательную сторону этой деятельности, является доминирующая потребность... Интуиция — отнюдь не калейдоскоп, не игра случайностей, она ограничена качеством доминирующей потребности и объемом накопленных знаний. Никакое "генерирование идей" не привело бы к открытию периодического закона без обширнейших знаний свойств химических элементов" (П.В.Симонов, 1998, с. 108). Следующим этапом мыслительного творчества является проверка гипотезы логическим анализом сознания. И, наконец, результаты отбора закрепляются в индивидуальной, а затем и в коллективной памяти. В.П.Симонов высказывает мысль о том, что, подобно общим системным законам управления, имеющим универсальный характер, так же фундаментальны законы появления нового, "где бы это новое ни возникало: в процессе филогенеза, в индивидуальном научном, техническом, художественном творчестве человека, в истории человеческой культуры. Процесс возникновения нового с необходимостью предполагает наличие четырех обязательных компонентов: 1. эволюирующую популяцию; 2. непредсказуемую изменчивость эволюционного материала; 3. отбор; 4. фиксацию, наследование в широком смысле его результатов. В творческой деятельности человека этим четырем компонентам соответствуют: 1. опыт субъекта, который включает присвоенный им опыт современников, равно как и опыт предшествующих поколений; 2. деятельность сверхсознания по трансформации и рекомбинации следов (энграмм) ранее полученных впечатлений; 3. деятельность сознания, подвергающая гипотезы... "сначала логическому отбору, а затем и экспериментальной, производственно-практической и общественно-практической проверки"; 4. закрепление результатов отбора в индивидуальной памяти субъекта и в культурном наследовании сменяющихся поколений." (П.В.Симонов, 1998, с. 112) Мышление человека характеризуется как познавательный процесс, в который вовлечены самые разные стороны и функции психики: внимание, память, распознавание образов, абстрагирование, знания, их преобразование, структурирование и оперирование ими и другие. По определению Д.Р.Солсо (1996) мышление — это процесс, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация. Это происходит путем преобразования информации, достигаемого в сложном взаимодействии суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения и решения задач. Мышление — наиболее содержательный элемент из трех составляющих умственного процесса: 1. мышление когнитивно, т. е. происходит внутренне, в уме, но о нем судят по поведению; 2. мышление — процесс, при котором в когнитивной системе происходит некоторая манипуляция знаниями; 3. мышление направленно, и его результаты проявляются в поведении, которое "решает" некоторые проблемы или направлено на их решение. В отличие от психики животных, у которых процесс адаптации происходит с определенной долей автоматизма благодаря безошибочному действию инстинктов, психическая адаптация человека значительно сложнее. Сложный психический континуум определяет взаимоотношение человека с миром, которое находится в пространстве между объективным фактическим материалом, явлениями пережитого опыта, механизмами сознания и предполагаемыми внесознательными механизмами. • С этих позиций понятие психической нормы определяется К.Яспер-сом (1997) через следующие положения: 1. сохранность всего комплекса психических взаимосвязей внутри доступной пониманию личности; 2. возможность полноценного самопрояснения через рефлексию и связь с сознательной сферой психики; 3. такое состояние сознания, при котором оно всегда поддается безусловному контролю со стороны разума. В стрессовых условиях категория нормы определяется в зависимости от того, как человеку удается держать свои переживания под контролем и переживания не приводят к психологически непрозрачным последствиям, расстраивающим ход психической жизни. А.Маслоу, посвятивший значительную часть своих трудов изучению полноценно развитой вполне зрелой и совершенно здоровой и способной к самоактуализации личности, выделяет следующие характеристики "соответствующие видовым нормам" человека разумного: 1. ясное, эффективное восприятие реальности; 2. большая открытость переживаниям; i 3. интегрированность, целостность и единство личности; 4. спонтанность, экспрессивность, идеальное функционирование и Жизнеспособность; 5. подлинная самобытность, автономность и уникальность; 6. высокая степень объективности, отстраненность, умение подняться над своим "Я"; 7. потребность в деятельности, ответственности, творчестве, открытости, справедливости; 8. новое обретение творческого подхода; 9. умение соединять конкретику с абстракциями; 10. демократизм в структуре характера. Субъективными признаками психологического благополучия, "самоактуализации" личности являются переживания радости жизни, счастья, спокойствия, ответственности, уверенности в своей способности справиться со стрессом, беспокойством и проблемами. А.Маслоу считает, что научной основой этики и современной философии жизни должен стать "выбор того, кто способен делать правильный выбор" — ценности полностью самореализующихся людей. "Потенциальные возможности — это не только то, что будет или может быть, это также то, что есть. Ценности самоактуализации существуют как цели и вполне реальны, несмотря на то, что не воплощены в жизнь. Человеческое существо — это одновременно и то, чем оно есть на самом деле, и то, чем оно стремится стать" (Маслоу, 1997, с. 199).
|